• Кроме того, Россия и Украина намерены договориться о совместном использовании Наземного испытательного тренировочного комплекса авиационного (НИТКА), расположенного на крымском аэродроме Саки, который предназначен для отработки взлётов и посадки самолета на авианосец. «У нас нет вопросов для использования Россией тренажера НИТКА. Стоит вопрос о создании СП. Мы думаем об этом», — рассказал журналистам также находящийся во Владовостоке министр обороны Украины Михаил Ежель.
• Решение о возможной покупке Россией ракетного крейсера «Украина», который строится на верфях в Николаеве, пока не принято. «Мы ждем от украинской стороны приемлемых предложений», — сказал глава Минобороны РФ Анатолий Сердюков в воскресенье журналистам в Оренбурге.
• Со своей стороны, министр обороны Украины Михаил Ежель высказал мнение, что «в итоге вопрос будет решен». «У меня не поднимется рука, чтобы резать этот корабль, готовность которого составляет 95%», — подчеркнул украинский министр.
От редакции
• Руководителям оборонного ведомства неплохо бы помнить, что они или их коллеги говорили год-два-три назад, а то получается как-то нехорошо. Допустим, НИТКА они же расшифровывали раньше как «Научно-испытательный Тренажёр Корабельной Авиации» и сообщали, что для подготовки пилотов палубной авиации России необходим собственный тренировочный комплекс в Краснодарском крае. И даже назвали цифры в 6 миллиардов рублей. И было это всего-то в конце 2008 года.
• Что же так изменилось за это время, что свой тренажер больше не требуется, а вполне достаточно соглашения с Украиной по НИТКА в Саках? И, кстати, где 6 миллиардов рублей, выделенных Гособоронзаказом на 2009-2012 года на эти цели?
• Теперь о новой-старой жидкотопливной баллистической ракете, аналоге «Воеводы», но исключительно российского производства. Мы с самого начала скептически отзывались о перспективах воспроизводства этой старой ракеты в новой России — разработчик уже потребовал на «римейк» в 2 раза больше времени, чем в своё время потребовалось Янгелю, чтобы разработать эту ракету с нуля. Кстати, правильно потребовал, зная состояние производственных мощностей в РФ.
• И вот, оказывается, весь «российский» пафос сдувается, а новую ракету будут строить опять на «Южмаше». Я лично за, поскольку это единственное адекватное решение в существующей малоадекватной действительности. Но сколько же визгу было, когда я это говорил год-полтора назад…
• Конечно нельзя не согласиться с Юрием Соломоновым, что возврат к серийному производству ракеты предыдущего технологического поколения с точки зрения развития науки и техники — это бардак и свинство, но разве не он сам виноват в том, что убедил недалекое руководство страны в том, что его твёрдотопливные «Тополя» могут полностью заменить выходящие из строя жидкотопливные ракеты?
• Убедил, не рассчитав возможностей серийного производства, которое легло на плечи всего одного завода в Воткинске, и который не просто не справился — он и не мог справиться, поскольку по забрасываемому весу и другим характеристикам один «Тополь» никак не мог адекватно заменить одну «Воеводу», и «Тополей» надо было производить больше, а реально — производили в 5-6 раз меньше, чем требовали даже первоначальные планы.
• Так ведь теперь на Воткинский завод ляжет ещё и производство «Булавы», если она вообще дойдет до серии. И опять замечательный конструктор Соломонов убедил слабосоображающее руководство страны, что унификация ракеты морского базирования с базовой наземной баллистической ракетой — это очень здорово. Сделать хорошую унифицированную ракету — это вам не салют в Истре или Воронеже организовать! Действительно, здорово — если получится. Но походя было загублено традиционное производство морских ракет в Миассе, а с «Булавой» всё как-то не получается. А с серией — точно никаким образом не получится.
• Вот только кто сегодня ответит за то, что правильное решение принимается с опозданием в годы и годы, когда и сроки упущены, и производства развалены, и люди поумирали да состарились? Кстати, какое отношение имеет производство «Воеводы»-два и комплекс НИТКА к проблеме перевооружения Черноморского флота? Я честно не понял. Но ладно.
• Крейсер «Украина» строится действительно на Чёрном море, в Николаеве. Правда строиться он начал ещё в 1984 году, и в последние 5 лет был открыт для туристических экскурсий — больше на украинском флоте его приспособить оказалось не к чему. Думается, на российском Черноморском флоте он тоже имеет смысла не больше, чем головной корабль этой серии «Москва», уже находящийся в составе ЧФ РФ.
• Правда, корабль оснащён довольно устаревшим вооружением: ракетным комплексом среднего радиуса действия C-300 «Форт», представляющем собой морской вариант сухопутной системы С-300, в то время как на вооружении сухопутных войск уже стоит С-400 и разрабатывается перспективный комплекс С-500.
• Кроме того, на борту установлены 16 пусковых установок противокорабельных ракет «Базальт» (П-500) — ракет, принятых на вооружение еще в 1975-м году (уже давно существует более совершенная ракета П-1000 «Вулкан»), 3 батареи шестиствольных 30-мм пушек АК-630 «Вымпел», 2 пятитрубных торпедных аппаратов, 130-мм артиллерийские системы главного калибра и многое другое. Для разведки и корректировки огня имеется вертолёт.
• В целом приобретение хорошее, но, как бы это мягко сказать, не самое современное. Но на безрыбье… Хотя вообще-то следовало бы вернуться к решению Комиссии при Совете министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87, которым предполагалось строительство 10 подобных крейсеров, способных нести крылатые ракеты «поверхность-поверхность» с ядерным зарядом.
И всё же, неужели никто так и не ответит за все предыдущие «гениальные» решения?..
/Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск, forum-msk.org/