Главная Аналитические статьи и мнения

Каким будет новый флот России

3
3258

Заместитель министра обороны Владимир Поповкин, озвучивая детали формирования Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, очертил перспективы переоснащения русского ВМФ. По его словам можно понять, что основой программы будет курс на унификацию, основой флота будет подводный флот, в первую очередь атомные субмарины.

В настоящее время флот переживает не лучшие времена, большая часть кораблей фактически умирает от старости. Если не начать широкомасштабное обновление ВМФ прямо сейчас, то через 10-20 лет (в зависимости от того, будут ли корабли нормально обслуживаться) Россия останется даже без того, что есть сейчас, будут списаны последние титаны советской эпохи.

• Россия будет обладать, самое большее, отрядом кораблей на каждом направлении – Чёрное и Балтийское моря, Северный Ледовитый и Тихий океаны. То есть, максимум, что смогут ВМС – это пугать браконьеров, ловить контрабандистов. Защитить морские рубежи Российской Федерации, русское побережье, выполнять задачи в океане ВМС не смогут.

Унификация флота

• Фактически время до 2020 года – это и есть годы, когда надо создать костяк нового флота, что заменит уходящий флот ещё советского времени. Если за эти годы ничего не будет сделано, или выполнят только часть программы, то вооруженные силы России фактически потеряют морскую составляющую.

• Причём, нельзя строить всё подряд, нужно создавать именно ядро флота, системно закладывая целые серии кораблей. Судя по озвученным деталям Государственной программы вооружения на 2011–2020 гг., сегодня основная тенденция развития ВМФ России – максимальная унификация новых проектов кораблей и подводных лодок, достигаемая благодаря использованию стандартизированных энергетических установок, систем вооружения, боевых информационно-управляющих систем, радиоэлектронного вооружения и т.д.

• Такой подход, принятый у всех ведущих морских державах, должен удешевить, упростить и, как следствие, ускорить строительство флота, а в дальнейшем облегчить его обеспечение и поддержание в боевой готовности, позволит в обозримый срок преодолеть негативные тенденции, имевшие место еще в советские времена.

Будет покончено с нерациональным разнообразием проектов боевых кораблей, предназначенных для выполнения близких задач, корабли будут унифицированы и смогут выполнять самый широкий спектр боевых задач – ПВО, противолодочная борьба, борьба с вражескими кораблями, поддержка сухопутных сил с моря.

• Надо отметить, подобный подход был создан ещё в 80-е годы в СССР, именно тогда приступили к разработкам перспективного вооружения и оборудования, которое теперь будет использоваться на новых боевых кораблях ВМФ России. Надо думать, если бы не развал СССР, то такие корабли массово начали бы строить ещё в 90-е годы.

Подводный флот

• Подводный флот останется основой ВМС РФ. Прежде всего речь идёт о атомном флоте – с МБР, многоцелевых субмаринах. До 2020 года во флот должны войти 8 АПЛ проекта 955 с ракетами «Булава». Эти подводные ракетоносцы более чем с 700 ядерными боевыми блоками составят основу русских стратегических ядерных сил на следующие несколько десятилетий.

Основу атомного многоцелевого флота составят АПЛ проекта 885 «Ясень». Головная лодка этого типа «Северодвинск» была спущена на воду летом 2010 года. Эти весьма дорогие, но мощные атомные субмарины должны заменить в ближайшие 15 лет три типа подводных лодок – проекты 671, 945 и 949А советской постройки (всего 15 единиц).

• В настоящее время на верфях строится ещё одна АПЛ проекта «Ясень», в 2011-2018 гг. заложат ещё 6 «Ясеней», до 2025 года возможна постройка ещё 2-4 «Ясеней». Проект очень дорогой и сложный, но на создание более простой и дешёвой АПЛ просто нет времени. Поэтому строительство «Ясеней» будет продолжаться параллельно с их усовершенствованием.
Основу дизельного флота составят усовершенствованные варианты известной «Варшавянки» – субмарин проекта 636М. Головная лодка этого типа для Черноморского флота заложена в августе 2010 года. Они будут заменять старые «Варшавянки».

Есть ещё проект 677 «Лада». Головная подлодка этого проекта – «Санкт-Петербург», спущенная на воду ещё в 2004 году, вошла в состав ВМС только спустя 6 лет. По имеющейся информации, основные проблемы этих подлодок заключаются в гидроакустическом оборудовании и энергетической установке. Поэтому решили не рисковать и строить модернизированные «Варшавянки», подлодки нужны флоту прямо сейчас. Но доводку проекта «Лада» продолжат. Дизельных ПЛ планируют построить примерно 10 единиц до 2020 года.

Надводный флот

Надводный флот надо менять почти весь, старых кораблей порядка 90%. Лишь небольшую часть кораблей можно модернизировать с продлением срока службы. Командование ВС, видимо, решило не рисковать и начать восстанавливать ВМС с самых простых кораблей (малых и относительно дешевых), а потом перейти к более крупным, сложным и дорогостоящим боевым единицам.

• Так, в строй вступил корвет проекта 20380 «Стерегущий», спущен на воду 1-й корвет, заложено ещё 3 корвета. Всего планируется постройка 35 единиц за десять лет. Вслед за корветами было начато строительство кораблей океанской зоны — это фрегаты проекта 22350, первые отечественные крупные корабли, созданные в постсоветскую эпоху.

• Закладка головного корабля этого проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — состоялась 1 февраля 2006 года на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь», спущен на воду 29 октября 2010 года. Всего предполагают заложить и построить 10-12 единиц до 2020 года.

• Но строительство затягивается, поэтому решено построить параллельно с новыми фрегатами серию кораблей проекта 11356, уже освоенных отечественной промышленностью на экспортных заказах для Индии. Они должны быть унифицированы с кораблями нового поколения по оборудованию и основным системам вооружения, что сведет различия между ними к минимуму. Предполагается, что в ближайшие 10 лет в строй должны войти порядка 5-6-ти кораблей проекта 11356.

После фрегатов и корветов будут строить более мощные корабли — эсминцы нового поколения. Создаётся проект корабля водоизмещением около 10 000 тонн, его также предполагается оснащать едиными для всего надводного флота универсальными пусковыми установками, стандартной боевой информационно-управляющей системой и прочим стандартизированным оборудованием.

• При этом все надводные корабли и атомные многоцелевые субмарины предстоит унифицировать по основному вооружению, которым в ближайшем будущем станет единый корабельный ракетный комплекс «Калибр», использующий средства поражения разных типов и назначения.

• Вместе с эсминцами будут строить универсальные десантные корабли. Если будет принято политическое решение, то это ядро флота — из АПЛ, НАПЛ, корветов, фрегатов, эсминцев, десантных кораблей — будет усилено за счёт модернизации тяжёлых ракетных крейсеров и создания новых русских авианосцев.

«Мистрали»

• Всего планируют ввести в строй 4 корабля этого типа. При этом вместе с кораблями французы поставят нам современные системы управления и навигации, которые интересуют как российских военных, так и представителей ОПК.
Корабли будут использованы не только как десантные или вертолётоносцы, но и как командно-штабные корабли, осуществляющие управление соединением, распределяющие цели между подчиненными боевыми единицами и координирующие их действия в режиме реального времени. На них будут размещены русские вертолёты, для обеспечения возможности действий в северных широтах проект будет доработан.

• Эти корабли увеличат возможности русских ВМС вести боевые действия в рамках концепции «флот против берега». Советский флот развивался в рамках концепции «флот против флота», в этом была его определённая недостаточность. Только в 80-е годы началось проектирование УДК проекта 11780, который по своим возможностям приближался к американским аналогам.
• Подобные корабли необходимы и для проведения операций против пиратов, для проведения спасательных операций, например, по вывозу своих граждан из другой страны.

Вопрос об ответственности

• Принятые руководством страны и Вооруженных Сил планы обновления флота в целом разумны и реалистичны и имеют все шансы на успешное воплощение в жизнь.

• Но есть одно «НО» — 20 лет разрухи и тотального воровства разложили руководителей всех уровней, от бригадиров на предприятиях до руководителей отраслей. Чтобы заставить распустившихся людей сделать Дело стратегической важности – от него зависит выживание нашей Родины и народа — необходим жесточайший контроль.

Мерами «перехода на другую работу» не обойтись – нужны методы Петра Первого и Сталина. Это вопрос выживания Русской цивилизации. Нам нужен новый флот и хорошо вооруженная и подготовленная армия, иначе Россию и её элиту сметёт буря Большой Войны.

/Александр Самсонов, «Военное обозрение»/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Илья

    Встречаются разночтения в количестве кораблей. Эсминец в ближайшее время не нужен. Нужно напрячься и делать 22350, 11356 — трата денег. Главное — спутники, реальная связь, мобильные береговые комплексы, заминировать управляемыми минными полями и сенсорами всё северное мелководье и Берингов пролив и сообщить друзьям.
    Нужны трезвые, злые технические лейтенанты с зарплатой и квартирой. Не боящиеся ни чёрта ни главкома. Капитаны — умные, инициативные и требовательные. Нужны не спящие люди с современным образованием. Гнать всех техстудентов после института на 2 года на флот. Кому-то и понравится навсегда.

  2. VANOgreat

    Даже американский предсказатель Кейси во сне предсказал будущее России.

  3. Николай

    Мой корабль бесподобен и горд. И он чуть ли ни огромен! И он… уплыл
    Россия – морская держава. Пока еще это утверждение. Но знак вопроса уже напрашивается. По подсчетам экспертов, с 1991 года флот России уменьшился почти в 10 раз. В состав Российского флота сегодня входят корабли и суда либо построенные в СССР, либо те, что начали создавать в советское время и вот, наконец, достроили. Ясно, что постройка новых военных судов – дело не быстрое, поэтому сейчас основная задача – поддерживать имеющийся корабельный состав в боеготовном состоянии. С этой целью в стране созданы Центры судостроения и судоремонта: Дальневосточный, Северный и Южный — дочерние предприятия «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК).
    В состав Дальневосточного центра входят предприятия на Камчатке, в Хабаровском и Приморском крае: Дальневосточный завод «Звезда», ОАО «ЦС «Дальзавод», 92-й судоремонтный завод, Хабаровский судостроительный завод, Амурский судостроительный завод, Северо-восточный ремонтный центр. Казалось бы, при такой концентрации предприятий у Тихоокеанского флота не должно быть проблем «с сохранением и развитием научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса» (dcss.ru/company/about.html). Что происходит на самом деле?
    Согласно первоначальной концепции развития ДЦСС, на базе ДВЗ «Звезда» было запланировано возведение сухого дока и комплекса новых корпусообрабатывающих цехов, которые должны специализироваться на выпуске крупнотоннажных танкеров ледового класса водоизмещением до 250 тысяч тонн, необходимых для освоения Сахалинского и в перспективе Камчатского и Арктического шельфов. Стоимость новой верфи, получившей название «Звезда-DSME», оценивалась в 41 миллиард рублей. Предполагалось, что в реализации и финансировании проекта примут участие корейская компания Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSМЕ) и китайско-сингапурский концерн Yantai Raftles Shipyard. Потом концепция изменилась и было принято решение создать две верфи – «Звезд-DSME» в бухте Большой Камень и «Восток-Raffles» в бухте Пяти Охотников.
    После смены руководства ОСК госкорпорация вновь пересмотрела свои планы относительно развития Дальневосточного судостроительного кластера. Реализация проекта «Восток-Раффлс» отложена на неопределенное время. Если ОСК и вернется к идее развертывания в Приморье платформостроительных мощностей, то случится это не скоро, поскольку вопрос с разработкой Штокмановского месторождения «висит в воздухе», и пока заказчиков на платформы нет.
    Теперь приоритетом является достройка верфи «Звезда», которую ОСК достраивает своими силами (объем инвестиций оценивается в 40–45 млрд рублей). Появление корейского инвестора стоит ожидать только на втором этапе проекта. По первоначальному графику, верфь «Звезда- DSME» должна была быть завершена в октябре 2012 года. Однако весной 2012 года Минпромторг представило Игорю Сечину свой отчет о работе ОСК на Дальнем Востоке. По информации министерства, для верфи «Звезда-DSME» не были готовы проекты, и ОСК не начинала строительно-монтажные работы.
    По мнению Юрия Рыбалкина, генерального директора ЗАО «Морская инженерная компания», «одна из проблем в том, что при существующем своде нашего законодательства крайне сложно решить вопросы землеотводов. На территории Приморья в прибрежной полосе главным пользователем земель является Министерство обороны, вывести эту землю из его ведома крайне сложно». Заметим, что «ДВЗ «Звезда» — единственный на Дальнем Востоке России специализированный завод по среднему ремонту и утилизации подводных лодок и кораблей с атомной энергетической установкой. Поскольку Министерство обороны не спешило передавать землю под гражданские проекты, столь важные для имиджа отечественного судостроения идеи были включены, вместе с проектами к саммиту АТЭС, в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.». При чем тут АТЭС? Очень просто — «закон о саммите АТЭС предусматривает весьма упрощенную процедуру в сфере изъятия и предоставления земельных участков», — подчеркивают эксперты.
    Теперь ДЦСС ничто не мешало завершить строительство верфи, а также выполнять свою основную задачу — ремонтировать корабли и суда в рамках гособоронзаказа, на чем, как предполагалось, и должен сосредоточиться генеральный директор ДЦСС Игорь Борбот. Генеральный директор — человек разносторонний и успевает многое. Например, строит мосты. Крупнейшая на Дальнем Востоке мостостроительная компания ТМК, выиграв тендер на строительство крупных объектов к саммиту АТЭС-2012, перенаправила заказ «Русско-Азиатской строительной компании», которая, в свою очередь, аффилирована с компанией «Владивосток Девелопмент», где членом совета директоров является все тот же Игорь Борбот.
    Справка: ЗАО “Компания Владивосток Девелопмент”, 690600 Россия, Владивосток, Океанский пр-т 13, офис 10а Тел./факс: (4232) 26-62-98, 22-69-27, 26-00-91
    Члены совета директоров ЗАО “Компания Владивосток Девелопмент”: Борбот Игорь Викторович, принадлежит 50,5% акций, право голоса по которым предоставлено в соответствии с Уставом. В ЗАО “Компания Владивосток Девелопмент” и других организациях на настоящий момент никаких должностей не занимает.
    Кроме того, в свое время структуры, близкие Игорю Борботу, приобрели 480,4 млн руб. дебиторской задолженности ОАО «ХК «Дальзавод». Покупателем выступило ЗАО «Пасифик Марин», одним из учредителей которой согласно данным за 2008 г. системы раскрытия информации «СПАРК», является ЗАО «Компания Владивосток Девелопмент». Имущество ОАО «ХК «Дальзавод», также выставленное на продажу, купил «178-й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» («дочка» Дальневосточного центра судостроения и судоремонта)
    Теперь на месте промышленных предприятий ДЦСС строит набережную, скверы, музеи, деловые центры и развлекательные комплексы. Дальневосточный центр судостроения и судоремонта намерен потратить на редевелопмент территории ОАО «178 СРЗ» и ОАО «ХК «Дальзавод» почти 6 млрд руб. Как писали в конце прошлого года местные СМИ, «Строители уже завершают работы по благоустройству зоны отдыха новой городской набережной — самый большой в городе детский игровой комплекс, велосипедные и роликовые дорожки, «Мост любви» и парковка на 1000 машиномест.
    ВРЕЗ: Иван Спировский, заместитель генерального директора ДЦСС: «Мы хотели создать некое ритуальное место, куда бы приезжали все свадьбы в этом городе, фотографировались, на счастье замочки вешали. Потому что в этом городе наверно есть места, но специализированных, куда бы приезжали свадьбы, мы по себе не помним, когда мы женились».
    В общем, руководство Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта озабочено самыми разнообразными проблемами: саммитом АТЭС, дискуссиями о проектах верфей, редевелопментом и даже свадебными кортежами. Только заботы о нуждах флота и об обороноспособности страны в этих, безусловно, важных проектах, как-то не просматривается.

    В море быстро пролетает время, а возле моря – деньги
    Странная история случилась и с «Новоадмиралтейской верфью» в Кронштадте. В 2010 г. было подписано соглашение о строительстве верфи между «Объединенной судостроительной корпорацией» и южнокорейской компанией STX. Тогдашний глава ОСК Роман Троценко рассказывал о том, как ОСК построит судостроительный кластер, в первую очередь, в интересах ВМФ.
    «Сотни различных специальностей, новейшие технологии судостроения, инновационные технологичные разработки! Креативные конструкторские решения! В Кронштадте появится не только крупное промышленное предприятие, но и центр научно — технической мысли, сообщество интеллектуальной элиты российского судостроения», — захлебывалась восторгом местная пресса.

    Между прочим, по данным той же прессы, суперверфь в Кронштадте должна была составить конкуренцию судостроительному предприятию на Дальнем Востоке. В Кронштадт должны были переехать из Санкт-Петербурга Адмиралтейские верфи. Планировалось, что предприятие к 2018 году начнет выпуск военных судов, арктических танкеров, ледоколов и газовозов. Объем инвестиций в проект оценивался в 60 млрд. Прошло несколько лет, а строительство до сих пор не стартовало. Мало того, по сведениям газеты «Коммерсантъ», ОСК планирует ликвидировать дочернюю компанию, которая должна была управлять проектом, а министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что старейшие судостроительные верфи _»Адмиралтейские» — не будут переведены в Кронштадт. Причина — экономическая нецелесообразность.
    Любопытно, а кто-то просчитывал эту самую целесообразность до того, как затевать столь грандиозный проект, подписывать международные договоры, будоражить общественность, тратить средства? Как насчет известных любому студенту-экономисту бизнес-планов, расчетов экономической эффективности? «Кто-нибудь задумывался, что там будет, в Кронштадте-то? Кто-нибудь вообще думал?» — задаются риторическими вопросами корабелы.
    Но, может быть, работа Северного центра судостроения и ремонта налажена великолепно? Ведь Северному флоту это центр крайне необходим. По оценкам некоторых экспертов (Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Подробнее: ссылка «в существующем составе Северный флот неспособен решать задачи защиты российских интересов и отражения военной агрессии на северном и северо-западном направлениях. Для того, чтобы восстановить боеготовность, необходимо радикальное увеличение количества боеспособных кораблей и авиации Северного флота.
    В первую очередь этого можно достигнуть проведением ремонта и модернизации корабельного состава с доведением его 85–95 процентов до боеготового состояния».
    ОАО «СЦСС» является дочерним зависимым обществом ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и объединяет расположенные в Северодвинске ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «СПО «Арктика», ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» с филиалом «35 судоремонтный завод», который находится в Мурманске. Внушительная производственная база для восстановления Северного флота. И финансирование государством выделяется немалое. По словам директора 35-го СРЗ Алексея Мальцева, в этом году предприятием будут произведены работы в рамках Гособоронзаказ на сумму 1,5 миллиарда руб. В 2013 году Гособоронзаказ составит почти 2 миллиарда, в 2014 году — 14 миллиардов. «Деньги есть, — говорит директор, — только вот рабочих рук не хватает, приходится привлекать контрагентов».
    С хорошими рабочими, понятно, везде проблема, странно другое. На выполнение работ в рамках оборонзаказа рабочих рук итак не хватает, но при этом запланирована кардинальная перестройка всей инфраструктуры предприятия. Для этого рабочие, видимо, найдутся. Как и деньги: в федеральной целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы» на 2015-й год заложено еще пять миллиардов рублей. Что же за перестройка предполагается?
    Площади предприятия будут разделены на три зоны. В Южной будет производиться перевалка нефти, Центральную зону отдадут под военный и гражданский судоремонт и создание центра коллективного пользования технологиями двойного применения, в Северной части будет создана комплексная база обеспечения арктических месторождений. Все это очень интересно и, наверное, необходимо. В этих планах прекрасного будущего не просматривается одно – судоремонт, в первую очередь, ремонт и восстановление боеготовности кораблей и судов ВМФ. Из трех зон только одна предназначена для военного применения, да и то — в сочетании с гражданским. Все остальное – девелоперские проекты. Между тем, напомним, что, по словам Мальцева, «основной доход заводу приносит государственный оборонный заказ», так что за счет него, видимо, и будет финансироваться новый технопарк. Хватит ли времени, рабочих рук и средств на судоремонт – большой вопрос.
    Хочется еще раз повторить все тот же риторический вопрос: «Кто-нибудь вообще думает?» Прежде чем начать строительство верфей то в одной части страны, то в другой, кто-то просчитал целесообразность этого строительства? Если все было просчитано – почему проекты замораживаются один за другим? Начиная вкладывать невиданные средства в разработку и строительство нового авиалайнера, кто-то анализировал, как это скажется на авиационной промышленности в целом? Прежде чем вместо судоремонтных предприятий строить технопарки, набережные и «мосты любви», определили, кто и где будет заниматься проведением ремонта и модернизацией кораблей ВМФ?
    Зато под предлогом реализации «имиджевых» проектов разрушаются предприятия, захватывается земля, ликвидируется работавшая (хорошо или плохо – другой вопрос) система. Во главе процесса — «эффективные менеджеры», озабоченные, прежде всего перераспределением денежных потоков. Зачастую исключительно себе на пользу. И все яснее становится, что может наступить момент, когда отраслевые проблемы ВПК обернутся большими проблемами для всей страны, для ее выживания и сохранения в нынешних границах.