Вооруженные силы Ливии, в первую очередь, опоздали с модернизацией системы ПВО, что фактически сделало территорию страны беззащитной от ударов авиации и крылатых ракет сил коалиции. Отсутствие современных систем ПВО позволяет систематически и без потерь осуществлять авиационные и ракетные удары по всей инфраструктуре ВС Ливии (ВВС, Сухопутные войска и флот).
• С 1980-х годов вооруженные силы Ливии деградировали, имеют устаревшее оружие и плохое материально-техническое обслуживание. Авиация ВВС Ливии, так же как системы ПВО, безнадёжно устарела и не может даже в минимальной степени противостоять истребителям сил коалиции. Следует отметить, что Ливия могла стать первым заказчиком самых современных истребителей Су-35 , а также Су-30МК. По системам ПВО на переговорах с Россией речь шла о закупке нескольких дивизионов ЗРС дальнего действия С-300ПМУ-2 и до 20 ЗРК малой дальности «Тор-М1».
• Закупка только этих систем вооружения без учёта остальных планируемых поставок обеспечила бы надёжное прикрытие большей части территории Ливии. В этом случае большие потери стран коалиции были бы неизбежны. Не исключено, что в перспективе «неприемлемых» потерь, от военной операции вообще пришлось бы отказаться.
• Конечно, только наличие современных систем ПВО и ВВС Ливию не спасли бы, нужен ещё квалифицированный персонал. Но Каддафи не страдал отсутствием денег, мог нанять военспецов в Украине, Белоруссии, России. Как Грузия, которая использовала в 2008 году наёмников из Украины. Тогда у западников бы блицкриг точно провалился
• Россия только собиралась приступить к крупным поставкам вооружений Ливии, причем Москва пробилась на этот рынок в жесткой конкурентной борьбе с ведущими западноевропейскими поставщиками вооружений, прежде всего Францией и Италией, которые заняли ключевые позиции на рынке Ливии после отмены эмбарго на поставки ВВТ Триполи.
• В то же время, западные страны за период с момента отмены эмбарго до начала 2011 года поставили Ливии системы вооружения, которые не являются ключевыми для обеспечения обороноспособности страны. Отчасти это объясняется тем, что вооружённые силы Ливии очень избирательно походили к закупкам вооружений и из «осторожности» начали модернизацию со «второстепенных» систем оружия.
• Россия, безусловно, должна сделать для себя выводы из ливийских событий, в частности, по мнению ЦАМТО, с учётом боевых действий в Ливии, будет сделан еще больший акцент в рамках ГПВ 2011-2020 гг. на закупку для российской армии современных систем ПВО/ПРО. Сухопутные войска, даже с большим количеством танков, бронетехники, артиллерии, не могут выстоять без надёжных ВВС и системы ПВО-ПРО.
• Высокий спрос на мировом рынке оружия на зенитные ракетные системы дальнего действия С-300 обеспечен их превосходством над американскими аналогами. По основным боевым характеристикам ЗРС С-300 функционально значительно превосходит аналогичный американский комплекс ПВО «Пэтриот».
• На мировом рынке средств ПВО малой и средней дальности представлено значительно большее количество конкурирующих систем и стран. Однако и в этом сегменте лидерство России неоспоримо, поскольку в отличие от использования другими странами в своих низкобюджетных комплексах серийных ракет класса «воздух-воздух» или ПЗРК, Россия поставляет полноценные высокотехнологичные зенитные ракетные системы. В этой связи не случайно, что в последнее время отмечается повышенный спрос на ЗРК «Тор» и «Бук» различных модификаций, а также ЗРПК «Панцирь-С1». С учётом событий в Ливии, спрос на российские комплексы может ещё более возрасти.
• С учётом боевых действий в Ливии, необходимо сделать ещё больший акцент в рамках ГПВ 2011-2020 гг. на закупку для российской армии современных систем ПВО-ПРО, на модернизацию ВВС, покупку новых самолётов и запуск в серию истребителя 5-го поколения.
• Война в Ливии — это отличный довод для поддержания в стране мощной системы ПВО-ПРО-ВКО. Кроме того, и другие страны получили наглядный урок важности для суверенитета государства современных ПВО и ВВС.
/По материалам ЦАМТО, www.armstrade.org/