Волна революции продолжает гулять на Ближнем и Среднем Востоке. Волнения разной интенсивности охватили Алжир, Марокко, Оман, Йемен, Бахрейн, Иорданию. В Ливии уже идёт гражданская война.
Возможные государства – «горячие точки»
• В политическом плане революция в Египте только началась, не решен вопрос власти, армия временно, до выборов, стабилизировала положение. Усилилось влияние движения «Братья-мусульмане». Экономика ослаблена – парализован туризм, в ближайшей перспективе (до 5 лет) — уменьшение стока реки Нил, тогда как Южный Судан воплотил в реальность планы по строительству гидроузлов в верховьях Нила.
• Египту грозит медленное скатывание (при дальнейшем бурном росте населения, а ничего не говорит, что оно будет уменьшено) до уровня государства типа Йемен или Сомали. Другой вариант – для выживания Каиру придётся начать внешнюю экспансию, возможно под лозунгом «панарабского единства».
• Маршруты экспансии традиционны: Юг, соединение с Северным Суданом (который раньше входил в британский Египет), затем возможен удар дальше на юг, по территории Южного Судана с его нефтяными месторождениями. После этого Египет может стать центром объединения Арабского мира. После этого — всё равно конфликт с Израилем, трудно будет его избежать.
• Второй маршрут, более опасный, – экспансия на Север. Попытка сбросить пассионарность молодёжи в войне с Израилем. Тут возможен катастрофический для Египта сценарий – потеря Синайского полуострова и удар Израиля по Асуанской плотине. Это резко ухудшит проблему продовольствия (так как ударит по сельскому хозяйству) и энергоснабжения, не считая потерь от затопления. Возможен вариант не прямого противоборства, а тайная поддержка Каиром движения «Хамас» в борьбе с Израилем.
Судан
• Есть большой вопрос, смогут ли Южный и Северный Судан мирно «разойтись» по итогам референдума. Возможна новая гражданская война с сотнями тысяч погибших и беженцев. Не решен вопрос с разделом нефтеносных районов Судана – проблемы Дарфура, Кордофана ждут своего часа.
• Подобные события резко осложнят обстановку в стратегически важном Красном море и в области Суэцкого канала. Проблема пиратов Сомали станет мелочью в сравнении с возможными последствиями войны в Судане и Египте.
Алжир
• Президент Бутефлика пока удерживает контроль над страной, но выход ситуации из-под контроля возможен в любой день – в стране с 1992 года идёт гражданская война (притухшая до настоящего времени) между властями и исламистами. В Алжире существует мощное исламистское подполье, которое поддерживает сельское население и оказывают помощь огромные алжирские общины вне страны (Испания, Франция).
• Кроме того, существует проблема племён берберов, которые сопротивляются арабизации. Вполне возможен «египетский вариант», когда президент уйдёт, оставив власть армии до проведения выборов.
• Также рухнет, как осложнится ситуация в Алжире. Есть проблемы сепаратизма – Западная Сахара, исламистское подполье, которое всё сильнее давит на власти, совершают террористические акты в отношении христианского, еврейского населения, совершают нападения на туристов. Впадение Марокко в хаос резко осложнит ситуацию в стратегически важном Гибралтарском проливе.
• Впадение Алжира и Марокко в управляемый хаос резко ухудшит ситуацию в Европе –появятся сотни тысяч беженцев, алжирские и марокканские пираты (благо, исторический опыт у этих стран в этом промысле огромный).
Йемен
• Обрушение позиций президента Салех гарантированно приведёт к вспышке насилия и развалу страны, к отделению Южного Йемена. Огромные проблемы начнутся у Саудовской Аравии и у Омана. Шиитские племена Йемена доказали свою боеспособность в столкновениях с армией Саудовской Аравии. Очень возможен сценарий падения Саудовской Аравии, Омана.
Бахрейн и Оман
• Падение власти суннитской элиты в Бахрейне, в стране, где большинство — шииты, может также привести к развалу страны. Оман также может прекратить существование как единое государство – проблема провинции Дофар.
Иордания
• Коррупция подорвала позиции Хашимитской династии среди бедуинских племён. Положение осложняет масса палестинцев (большинство населения) и примерно 700 тысяч иракских беженцев.
• Уже превращены в территории, распад и последующую гражданскую войну которых сдерживает только наличие оккупационных сил.
Пакистан
• Являлся одним из самых нестабильных государств и до Арабской Смуты, а теперь опасность ещё более возросла. Его распад, гражданская война вынудят вмешаться Индию или заставят США провести операцию по ликвидации ядерных сил Пакистана.
Кто в выигрыше?
Турция и Иран — получили политические дивиденды в краткосрочной перспективе. Падение власти Мубарака в Египте и ослабление позиций Саудовской Аравии сделали Иран и Турцию лидерами Исламского мира. Кроме того, Иран и Турция в настоящее время «союзники» и в плане отношения к Израилю.
• Анкара начинает восстанавливать позиции великой державы, ещё очень осторожно, но процесс пошёл. Иран и Турция согласовали раздел сфер влияния в Ираке на случай вывода американских сил. В Турции разгромлена светская верхушка армии, которая мешала исламизации страны, теперь процесс пойдет быстрее. Правящий триумвират премьер-министра Эрдогана, президента Гюля и министра иностранных дел Давутоглу закрепил доминирующее положение в стране правящей Партии справедливости и развития (ПСР), которая ведёт страну в сторону умеренной исламизации.
• Премьер-министра Эрдоган подверг критике внутреннюю политику Берлина, направленную на «германизацию» турецкой общины в Германии, призвал турков в Германии сохранять свою культуру и язык. Анкара ограничила сотрудничество в рамках НАТО чисто турецкими интересами, уменьшается зависимость от США. Идёт процесс усиления возможностей турецкой армии, которая проводит военные операции на территории Ирака, и флота. Иран и Турция сотрудничают в области вывода иранских ресурсов (нефть, газ) на рынок Европы.
• Иран создал хорошие контакты с рядом стран Латинской Америки, например, с Венесуэлой. Революции в Арабских странах усиливают позиции Ирана, подрывают силы конкурентов в борьбе за лидерство в Исламском мире. Возможен сценарий поглощения Ираном части обломков Ирака, Бахрейна, Омана, которые когда-то входили в Персидскую империю.
Россия — уже выигрывает на росте цен на энергоносители. Для Европейского Союза Россия становится очень важным партнёром, чтобы сохранить свою энергетику. РФ может поддержать Тегеран на пути его превращения в великую державу, что вернёт нам дружбу персов. Россия от этого только выиграет, мы получим стратегического союзника и огромный рынок сбыта своих товаров – оружия, самолётов, подвижного состава железных дорог и т.д.
• Возможно осуществление массы совместных проектов в области мирного атома, строительства железных дорог, авиастроения, судостроения, освоения месторождений Каспия и т.п. Мы также можем поддерживать дружеский нейтралитет в отношении Турции, поддержав её на пути выхода из союза с США и ЕС.
США — в среднесрочной перспективе могут усилить свои позиции, посадив в столицах ещё более прозападные группировки. Выигрывают время, отвлекая мир от своих проблем и готовясь к Большой войне. «Опускают» конкурентные группы в Европе – в первую очередь Францию и Германию. В долгосрочной перспективе ситуация может осложниться усилением позиций Ирана, «охлаждением» союзничества с Турцией, её исламизацией, проникновением Китая и резким усилением позиций радикального ислама.
Кто проигрывает?
• Простое население арабских и других стран, куда придёт волна Смуты. Их ждёт резкое ухудшение жизни, продовольственные проблемы – возможен голод, войны, в том числе и гражданские, бегство миллионов людей в поисках элементарных условий жизни — воды, еды. Время правления С.Хусейна, Мубарака, Каддафи ещё будут вспоминать, как время стабильности и улучшения жизни большинства.
• Во Франции и Австрии национальные партии уже самые популярные. Европа пойдёт по пути ужесточения контроля над обществом, возможна фашизация ряда государств. Проблема доставки энергоресурсов, их удорожание. Возможность появления пиратов в Средиземном море. Необходимость проведения военных операций по вывозу своих граждан, подавлению баз террористов, пиратов.
• Израиль — еврейское государство получает возможность войны по всему периметру границ. Союзников не осталось в Арабском мире, врагов стало больше, радикализация настроений в арабских странах приведёт к поиску врагов. Тель-Авиву необходимо пересмотреть свою политику в отношении США и искать нового стратегического покровителя, кандидатов два – Китай, но он далеко, да и общих интересов мало, и Россия. Учитывая тот факт, что Израиль, фактически, разрешил создать Сталин и наличие мощной общины русских (советских) евреев, можно создать устойчивое стратегическое партнерство.
/Александр Самсонов, topwar.ru/