Волна революции продолжает гулять на Ближнем и Среднем Востоке

Волна революции продолжает гулять на Ближнем и Среднем Востоке. Волнения разной интенсивности охватили Алжир, Марокко, Оман, Йемен, Бахрейн, Иорданию. В Ливии уже идёт гражданская война.

Возможные государства – «горячие точки»

Волна революции продолжает гулять на Ближнем и Среднем ВостокеЕгипет

• В политическом плане революция в Египте только началась, не решен вопрос власти, армия временно, до выборов, стабилизировала положение. Усилилось влияние движения «Братья-мусульмане». Экономика ослаблена – парализован туризм, в ближайшей перспективе (до 5 лет) — уменьшение стока реки Нил, тогда как Южный Судан воплотил в реальность планы по строительству гидроузлов в верховьях Нила.

• Египту грозит медленное скатывание (при дальнейшем бурном росте населения, а ничего не говорит, что оно будет уменьшено) до уровня государства типа Йемен или Сомали. Другой вариант – для выживания Каиру придётся начать внешнюю экспансию, возможно под лозунгом «панарабского единства».

Маршруты экспансии традиционны: Юг, соединение с Северным Суданом (который раньше входил в британский Египет), затем возможен удар дальше на юг, по территории Южного Судана с его нефтяными месторождениями. После этого Египет может стать центром объединения Арабского мира. После этого — всё равно конфликт с Израилем, трудно будет его избежать.

Второй маршрут, более опасный, – экспансия на Север. Попытка сбросить пассионарность молодёжи в войне с Израилем. Тут возможен катастрофический для Египта сценарий – потеря Синайского полуострова и удар Израиля по Асуанской плотине. Это резко ухудшит проблему продовольствия (так как ударит по сельскому хозяйству) и энергоснабжения, не считая потерь от затопления. Возможен вариант не прямого противоборства, а тайная поддержка Каиром движения «Хамас» в борьбе с Израилем.

Карта Ближнего и Среднего Востока

Судан

• Есть большой вопрос, смогут ли Южный и Северный Судан мирно «разойтись» по итогам референдума. Возможна новая гражданская война с сотнями тысяч погибших и беженцев. Не решен вопрос с разделом нефтеносных районов Судана – проблемы Дарфура, Кордофана ждут своего часа.

• Подобные события резко осложнят обстановку в стратегически важном Красном море и в области Суэцкого канала. Проблема пиратов Сомали станет мелочью в сравнении с возможными последствиями войны в Судане и Египте.

Алжир

• Президент Бутефлика пока удерживает контроль над страной, но выход ситуации из-под контроля возможен в любой день – в стране с 1992 года идёт гражданская война (притухшая до настоящего времени) между властями и исламистами. В Алжире существует мощное исламистское подполье, которое поддерживает сельское население и оказывают помощь огромные алжирские общины вне страны (Испания, Франция).

• Кроме того, существует проблема племён берберов, которые сопротивляются арабизации. Вполне возможен «египетский вариант», когда президент уйдёт, оставив власть армии до проведения выборов.

Марокко рухнет, если осложнится ситуация в АлжиреМарокко

• Также рухнет, как осложнится ситуация в Алжире. Есть проблемы сепаратизма – Западная Сахара, исламистское подполье, которое всё сильнее давит на власти, совершают террористические акты в отношении христианского, еврейского населения, совершают нападения на туристов. Впадение Марокко в хаос резко осложнит ситуацию в стратегически важном Гибралтарском проливе.

• Впадение Алжира и Марокко в управляемый хаос резко ухудшит ситуацию в Европе –появятся сотни тысяч беженцев, алжирские и марокканские пираты (благо, исторический опыт у этих стран в этом промысле огромный).

Читайте также  Лукавая концепция З.Бжезинского

Йемен

• Обрушение позиций президента Салех гарантированно приведёт к вспышке насилия и развалу страны, к отделению Южного Йемена. Огромные проблемы начнутся у Саудовской Аравии и у Омана. Шиитские племена Йемена доказали свою боеспособность в столкновениях с армией Саудовской Аравии. Очень возможен сценарий падения Саудовской Аравии, Омана.

Бахрейн и Оман

• Падение власти суннитской элиты в Бахрейне, в стране, где большинство — шииты, может также привести к развалу страны. Оман также может прекратить существование как единое государство – проблема провинции Дофар.

Иордания

• Коррупция подорвала позиции Хашимитской династии среди бедуинских племён. Положение осложняет масса палестинцев (большинство населения) и примерно 700 тысяч иракских беженцев.

Волнения в ЛивииИрак и Афганистан

• Уже превращены в территории, распад и последующую гражданскую войну которых сдерживает только наличие оккупационных сил.

Пакистан

• Являлся одним из самых нестабильных государств и до Арабской Смуты, а теперь опасность ещё более возросла. Его распад, гражданская война вынудят вмешаться Индию или заставят США провести операцию по ликвидации ядерных сил Пакистана.

Кто в выигрыше?

Турция и Иран получили политические дивиденды в краткосрочной перспективе. Падение власти Мубарака в Египте и ослабление позиций Саудовской Аравии сделали Иран и Турцию лидерами Исламского мира. Кроме того, Иран и Турция в настоящее время «союзники» и в плане отношения к Израилю.

• Анкара начинает восстанавливать позиции великой державы, ещё очень осторожно, но процесс пошёл. Иран и Турция согласовали раздел сфер влияния в Ираке на случай вывода американских сил. В Турции разгромлена светская верхушка армии, которая мешала исламизации страны, теперь процесс пойдет быстрее. Правящий триумвират премьер-министра Эрдогана, президента Гюля и министра иностранных дел Давутоглу закрепил доминирующее положение в стране правящей Партии справедливости и развития (ПСР), которая ведёт страну в сторону умеренной исламизации.

• Премьер-министра Эрдоган подверг критике внутреннюю политику Берлина, направленную на «германизацию» турецкой общины в Германии, призвал турков в Германии сохранять свою культуру и язык. Анкара ограничила сотрудничество в рамках НАТО чисто турецкими интересами, уменьшается зависимость от США. Идёт процесс усиления возможностей турецкой армии, которая проводит военные операции на территории Ирака, и флота. Иран и Турция сотрудничают в области вывода иранских ресурсов (нефть, газ) на рынок Европы.

Народные волнения в ЛивииИран успешно сбил первую волну революции и, видимо, готов пойти на большую жесткость, чтобы сохранить ситуацию под контролем. Тегеран, несмотря на давление Запада, развивает атомную программу, совершенствует вооруженные силы. Постепенно революционный Иран преображается в национальный, в державу персов. Его влияние распространяется на сильные движения «Хамас», «Хесболла», самые настоящие армии Ирана, за его пределами.

• Иран создал хорошие контакты с рядом стран Латинской Америки, например, с Венесуэлой. Революции в Арабских странах усиливают позиции Ирана, подрывают силы конкурентов в борьбе за лидерство в Исламском мире. Возможен сценарий поглощения Ираном части обломков Ирака, Бахрейна, Омана, которые когда-то входили в Персидскую империю.

Читайте также  Предчувствовать изменения в характере войны

Россия уже выигрывает на росте цен на энергоносители. Для Европейского Союза Россия становится очень важным партнёром, чтобы сохранить свою энергетику. РФ может поддержать Тегеран на пути его превращения в великую державу, что вернёт нам дружбу персов. Россия от этого только выиграет, мы получим стратегического союзника и огромный рынок сбыта своих товаров – оружия, самолётов, подвижного состава железных дорог и т.д.

• Возможно осуществление массы совместных проектов в области мирного атома, строительства железных дорог, авиастроения, судостроения, освоения месторождений Каспия и т.п. Мы также можем поддерживать дружеский нейтралитет в отношении Турции, поддержав её на пути выхода из союза с США и ЕС.

Народные волнения могут перейти в гражданскую войнуКитай может резко усилить свои позиции в этих регионах в условиях хаоса и роста ненависти у арабов к США и Западу, особенно, если НАТО пойдёт на военную интервенцию против какой-либо страны, например, Ливии.

США в среднесрочной перспективе могут усилить свои позиции, посадив в столицах ещё более прозападные группировки. Выигрывают время, отвлекая мир от своих проблем и готовясь к Большой войне. «Опускают» конкурентные группы в Европе – в первую очередь Францию и Германию. В долгосрочной перспективе ситуация может осложниться усилением позиций Ирана, «охлаждением» союзничества с Турцией, её исламизацией, проникновением Китая и резким усилением позиций радикального ислама.

Кто проигрывает?

Простое население арабских и других стран, куда придёт волна Смуты. Их ждёт резкое ухудшение жизни, продовольственные проблемы – возможен голод, войны, в том числе и гражданские, бегство миллионов людей в поисках элементарных условий жизни — воды, еды. Время правления С.Хусейна, Мубарака, Каддафи ещё будут вспоминать, как время стабильности и улучшения жизни большинства.

Арабская смутаЕвропейский Союз – волны мигрантов из Туниса, Ливии уже пошли, это осложнит жизнь европейских стан – дополнительные финансы на погранслужбу, миграционные службы, полицию, необходимость устроить элементарные условия жизни для тысяч (возможно и миллионов) беженцев. Рост криминогенной обстановки, нацистских настроений в обществе.

• Во Франции и Австрии национальные партии уже самые популярные. Европа пойдёт по пути ужесточения контроля над обществом, возможна фашизация ряда государств. Проблема доставки энергоресурсов, их удорожание. Возможность появления пиратов в Средиземном море. Необходимость проведения военных операций по вывозу своих граждан, подавлению баз террористов, пиратов.

Израильеврейское государство получает возможность войны по всему периметру границ. Союзников не осталось в Арабском мире, врагов стало больше, радикализация настроений в арабских странах приведёт к поиску врагов. Тель-Авиву необходимо пересмотреть свою политику в отношении США и искать нового стратегического покровителя, кандидатов два – Китай, но он далеко, да и общих интересов мало, и Россия. Учитывая тот факт, что Израиль, фактически, разрешил создать Сталин и наличие мощной общины русских (советских) евреев, можно создать устойчивое стратегическое партнерство.

/Александр Самсонов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя