• Для сравнения, в 2010 году оборонные расходы страны выросли по сравнению с 2009 годом на 7,5 процента — до 532,1 миллиарда юаней. Некоторые военные аналитики считают, что это только видимая часть «айсберга», военные расходы Пекина в реальности в два раза выше объявленных.
• По словам Чжаосина, военные расходы Китая в 2011 году составят лишь 6 % государственного бюджета. При этом он отметил, что рост оборонных расходов страны «не представляет угрозы ни одному государству», а главной задачей Народно-освободительной армии Китая (НОАК) «является защита независимости, суверенитета и территориальной целостности страны».
• Только один пример: почти четверть нового государственного бюджета на 2011 год Мьянмы (Бирмы) будет ассигнована на нужды обороны, сообщает CNBC со ссылкой на официальные источники. Из общей суммы госбюджета в 7,6 трлн. кьятов на оборону будет выделено 1,8 трлн. кьятов (2 млрд. долларов), или 23,6 % от всего бюджета страны . Для сравнения: сектор здравоохранения получит 99,5 млрд. кьятов (110 млн. долларов), или 1,3 % госбюджета.
Какие программы Пекин считает первоочередными
1. Переоснащение ВВС современной техникой и вооружением. Несмотря на то, что китайские ВВС являются одними из крупнейших в мире и в последнее время добились больших успехов – запущено производство истребителей поколения «4+», создаётся прототип самолёта 5-го поколения — у Пекина много проблем в области военной авиации.
• Так, Китай до сих пор не сумел создать собственный конкурентоспособный авиационный двигатель. Более того, Китай пока что не смог скопировать и наладить самостоятельное производство двигателей АЛ-31, устанавливаемых на самолеты Су-27 и их модификации. Двигатели для производящихся в Китае «сушек» поставляются из России в разобранном виде, и в Китае производится лишь их сборка и доводка. Также российские двигатели устанавливаются на истребителях J-10.
• Другой проблемой является отставание Китая в сфере радиоэлектроники. Для получения недостающей информации Китай вынужден активно использовать разведку. Большая часть китайской военной авиации – это самолёты 2 и 3-го поколений, которые необходимо заменить. Китай стремится изменить ситуацию и избавиться от технологической зависимости.
2. Переоснащение ВМС. КНР стремится создать полноценный океанский флот – для этого планируется создать 5 авианосно-ударных групп, 1-й «учебный» авианосец (бывший русский «Варяг») должны ввести в строй в этом, или 2012 году. Боевой корабельный состав ВМС НОАК всего примерно на 20 % обеспечен кораблями новых и современных конструкций, большая часть боевого корабельного состава представлена устаревшими и старыми кораблями, которые требуют замены. Также есть необходимость модернизации морской авиации и создания авиационных групп авианосцев.
4. Дальнейшее переоснащение сухопутных войск: модернизация средств связи, радио- и радиотехнической разведки, а также систем радиоэлектронной борьбы; необходимость в армейской авиации специализированных боевых вертолётов; увеличение моторизации войск и тяжёлых вооружений, чтобы не только первоочередные дивизии и бригады обладали большой мобильностью и насыщенностью тяжелым оружием, но и дивизии второй и третьей очереди.
• В целом, если Пекин продолжит поэтапную модернизацию вооружённых сил, которую проводит уже два десятилетия, в том же русле, то через 15-20 лет НОАК станет силой, способной не только защитить свою территорию, но и вести крупномасштабные боевые действия в удалённых от Китая регионах.
/По материалам «Военного обозрения»/