Как стало известно, вице-президент США Джозеф Байден в рамках своего визита в Россию встретился с российскими правозащитниками и гражданскими активистами. В ходе этой встречи он дежурно заметил, что Америка заинтересована в развитии демократии и соблюдении гражданских свобод в России. Более того, как уверяют некоторые из присутствовавших на этом мероприятии правозащитников, Байден и вовсе заявил, что «вступление России в ВТО так или иначе связано с улучшением ситуации с правами человека в России, в частности с тем, как будут проведены выборы».
Какого рожна нужно сейчас повторять опыт 90-х годов, понять невозможно
• Если эта информация соответствует действительности, то это уже попахивает девяностыми годами, когда наши «ответственные чиновники» не успевали отрезать «шапки» факсов из американского Госдепа. А некоторые наши реформаторы тогда сами науськивали американцев на наше высшее политическое руководство с тем, чтобы США его пугали, давили и требовали, а либералы потом говорили: «Вот видите, если мы не будем выполнять эти требования, то не получим кредитов».
• Конечно, Россия в то время находилась в очень жёсткой кредитной зависимости, являясь крупным реципиентом таких международных организаций, как МВФ. У нас тогда не было валютных резервов и собственных средств для выполнения международных обязательств. То есть под подобными разговорами была некая объективная основа. Однако какого рожна нужно сейчас повторять этот опыт, понять невозможно.
• Если наше общество и власть находятся во вменяемом состоянии, то поведение Байдена можно расценивать исключительно как провокационное. Тем более что «судьбоносность» вступления России в ВТО обсуждалась очень много раз. И ничего нового к этому я прибавить не могу, кроме того, что в тысячный раз скажу, что для России это ерундовая идея. Что касается поправки Джексона-Вэника, то, может быть, она и имеет какое-то значение, но она неприлична сама по себе. Так что вести разговор о каких-то встречных уступках за её отмену просто непристойно.
По-прежнему непонятно, что Россия может получить от вступления в ВТО
• При этом по-прежнему не совсем понятно, что Россия может получить от вступления в ВТО, хотя стоит заметить, что в связи с продолжающимся сокращением производственного потенциала ущерб от этого шага будет сегодня несколько меньше, чем ещё несколько лет назад. Мы оказались в ситуации, когда у нас осталось не так много продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.
• На этом фоне потери от вступления в ВТО будут не так заметны. А производить, скажем, нефть, газ и военную технику ВТО нам не помешает. Проблема в том, что таким образом мы фактически зафиксируем нынешнее сырьевое состояние нашей промышленности, притом, что потери обрабатывающих отраслей все равно будут неизбежны.
• Что касается продолжающихся переговоров об условиях вступления России в ВТО, то пока трудно сказать, что происходит, поскольку этот процесс не особенно широко афишируется. Можно предположить, что российские власти будут пытаться решить «грузинский вопрос», добиваясь от США и собственно Грузии признания если не юридического, то, по крайней мере, фактического положения вещей, то есть того, что эти территории уже не контролируются Тбилиси. Впрочем, я не уверен, зачем американцам нужно давить на Грузию в этом вопросе.
• Конечно, они могли бы взамен выторговать для себя дополнительные уступки с нашей стороны в вопросе о формате нашего вступления в ВТО. Такая схема, казалось бы, сама напрашивается, но насколько она жизнеспособна – это еще вопрос, поскольку США не заинтересованы в том, чтобы ослаблять позиции Тбилиси по вопросу о непризнании Абхазии и Южной Осетии.
• При этом российские власти демонстрируют поразительное упорство в достижении этой цели — вступления России в ВТО. Трудно поверить в то, что они недостаточно компетентны и не понимают, к каким последствиям это может привести. На мой взгляд, дело в другом. Это – часть более общего вопроса: почему у нас на протяжении двух последних десятков лет декларируется либеральная экономическая политика. Вступление в ВТО – это лишь часть той либеральной политики, которой привержен экономический блок правительства.
• А политическое руководство отчасти идёт на поводу, а отчасти (судя по некоторым высказываниям) само разделяет подобные воззрения. На мой взгляд, для нашего руководства это – не только идеологический, но и прагматический вопрос, потому что только такая модель приемлема для Запада, а отношения с ним являются приоритетными для наших элит. Отказ от либеральной модели означал бы решительный шаг к разрыву с Западом – со всеми вытекающими (и весьма нежелательными для наших элит) последствиями вроде ареста счетов и т.д.
У нас полностью снята прививка от кровопролития, которая ещё действовала в 1991 году
• Не менее непристойно выглядит поведение наших демократов-либерализаторов, которые подхватили идею о том, что Байден приехал «трудоустраивать Путина и Медведева». И взахлеб обсуждали, какое место годится для Путина. Это такое откровенное глумление, которое невольно создает впечатление, что эти люди уже «похоронили» Владимира Владимировича в политическом смысле и пытаются плясать на его политической могиле.
• Представляется, что им рано радоваться. В конце концов, люди ещё очень хорошо помнят, что происходило в 1990-е годы. И подозревать значительную часть нашего социума в неожиданной и тотальной амнезии довольно глупо. Я думаю, что эти ребята сами себе роют могилу. Вопрос только в её глубине.
• Если российская власть не допустит нарушения социального и общественного договора, который с грехом пополам соблюдался в путинское время и на котором держится так называемое «путинское большинство», тогда могилка будет небольшой и ухоженной. Если же российская власть окончательно запутается в ситуации, то это будет ров, в который покидают уже всех (кроме тех, кто успеет сбежать).
• В отличие от 1991 года, никому больше не удастся насладиться зрелищем нового путча. Потому что у нас полностью снята прививка от кровопролития, которая еще действовала в 1991 году (несмотря на Карабах, Прибалтику, которые были «периферийными эксцессами»). Сейчас её уже нет, так что это могут быть очень опасные игры. История с Байденом похожа на намеренное публичное унижение. Считать это реальной попыткой с кем-то в России заигрывать и кого-то к чему-то склонить можно, только если допустить, что господин вице-президент и его окружение совсем утратили чувство адекватности.
Я вижу у нас настроение «подтявкивать» американцам
• Сейчас в наших СМИ активно дискутируется тема нового возможного размена между Россией и США. Дескать, американцы помогут нам дожать Грузию, которая не пускает Россию в ВТО, а мы в качестве ответной любезности поможем им в ситуации с Ливией. Ещё раз повторю: идея вступления в ВТО не стоит выеденного яйца. Ради этого вообще что-либо делать и идти навстречу странно. Я, конечно, понимаю, что кому-то очень хочется быть принятым в некий «клуб», где можно периодически появляться в «бабочке» и числиться там. Но не более того. «Дожимать» Ливию — это вряд ли.
• Другое дело, что я вижу у нас настроение «подтявкивать» американцам. Оно, в частности, проявилось в случае с Ираном, что на самом деле гораздо более существенно. Потому что Тегеран, в отличие от Триполи, действительно является важным и мощным геополитическим партнером. Ливия же для нас не имеет такого значения. В конце концов, мы не Италия. Тем более что сам Муаммар Каддафи был человеком, как бы это помягче выразиться, сложно договороспособным. Отсюда ценность выстраивания стратегических отношений с ним весьма проблематична. Тем не менее лезть туда и «дожимать» Ливию с нашей стороны было бы бессмысленно и глупо.
• По-моему, наконец уже всем стало ясно, что речь идёт не о «народном восстании», а о сепаратистском мятеже. Лезть в чужой гражданский сепаратистский конфликт в такого рода стране наши не будут. Как бы критично ни относиться к нашей политике и политикам, на такую глупость они не способны. Другое дело, что они вполне могут присоединиться на уровне риторики.
/Михаил Леонтьев, news.km.ru/