Всё чаще функционеры НАТО и политические деятели Запада поднимают вопросы не только о дружеских отношениях НАТО и России, но идут и дальше в своих мечтах — сделать Россию членом НАТО. Джордж Робертсон, бывший Генсек НАТО, говорит, что «вступление России в НАТО более реально, чем десять лет назад». Госсекретарь США Хиллари Клинтон на встрече с журналистами в Вашингтоне, отвечая на вопрос «Может ли Россия когда-нибудь вступить в НАТО?», сказала, что «такого поворота событий не исключает». Дело остаётся за русскими.
• В чём смысл такого рвения бывших наших противников к своему «заклятому врагу» России? Здесь много аспектов этого вопроса, но попробуем выделить главные, исходя из того, что мы отлично мыслим тактически, посредственно — стратегически и совсем неважно — геополитически.
• Первое, как ни парадоксально это звучит, НАТО, следуя в кильватере политики США, уже не считает Россию потенциальным противником, и не только из-за её военной слабости. Мысля с позиций геополитики, там смотрят дальше и видят за огромными просторами России молчаливо набирающий силу великий Китай. У нас же по-прежнему на Китай смотрят снисходительно, считая врагом номер один (по опросу 49%) НАТО. Это в некоторой степени верно.
• Если Западу удастся льстивыми обещаниями завлечь наше руководство на свою сторону, то это может возмутить пока молчаливый Китай и тогда мало не покажется. Сегодня Китай, действующий по завещанию мудрого Дэн Сяопина: «Не высовываться, ничего не возглавлять, проявлять скромность, осмотрительность, не вмешиваться в чужие дела, заниматься экономикой, собственным развитием, создавать впечатление активной деятельности и выжидать своё время…» — напоминает спящего тигра. Но уже сегодня, когда Китай увереннее всех проходит кризис, он начинает вести себя более уверенно и на международной политической сцене. Пока это ещё не самоуверенность, но, следуя заветам своего национального гения, Китай начинает подпускать металлические нотки в своём певучем голосе.
• Китайское руководство, в отличие от нашего, понимает, что основная сила Китая в его человеческих ресурсах. Как ни рассуждай, природные богатства без человека ничто. Даже в военном отношении человек решает всё, а техника — второстепенна. Да, ядерное оружие хорошо, но кто его решится применить; сверхточное оружие — неплохо, но кто им управляет — опять человек; наконец, территория считается незавоёванной, пока на ней не станет солдат с автоматом.
В своей «военной реформе», в придании армии «нового облика» мы упустили главное — воспитание солдата, грамотного специалиста-патриота. И это нам ещё не раз аукнется. Сегодня Армия уже не сможет спасти Россию, её умно разложили. Только весь народ способен восстать за своё Отечество.
• Сегодня в мире вырисовывается два полюса, что вынужден признать даже президент США Барак Обама, который старается напрямую установить контакты с Китаем. Россия уже нужна Западу не в роли партнёра, а в роли щита от Китая. Пытаясь вовлечь её в НАТО, а НАТО инструмент США, её хотят повязать обязательствами. Ведь когда всё будет зафиксировано официальными договоренностями, тогда России будет невозможно отказаться от указаний «вашингтонского бюро».
• Сегодня, слава Богу, нынешнее руководство страны устами нашего министра иностранных дел Сергея Лаврова называет предложения о возможности российского членства в НАТО «фантазиями», а что будет дальше? Обработка российской «элиты» в этом направлении идёт жёсткая и целенаправленная.
• Раскинувшаяся на огромной территории Евразийского континента, имеющая в соседях большое количество государств, участвующая в урегулировании многих конфликтов, Россия должна иметь особую геополитику, отличающуюся от геополитики других государств. Она призвана, хотим этого или нет, играть роль своего рода геополитического моста и посредника между странами Запада и Востока, не отдавая предпочтения никому из них. Большая мировая игра уже многие годы идёт не между Москвой и Вашингтоном, а между Вашингтоном и Пекином.
• В этих условиях в долгосрочной перспективе у России есть только одна возможность сохранить реальную независимость. Мы не должны избирать себе в качестве главного и единственного союзника ни США, ни Китай, ни Евросоюз. Наиболее разумный курс для Москвы — поддержание одинаково ровных отношений со всеми тремя геополитическими центрами и игра на противоречии между ними.
• Россия обладает уникальными возможностями для эффективного участия в жизни Европы и Азии. Но эти возможности не защищают её от жадных взглядов на её просторы и природные богатства как раньше, так и сегодня. Высказывания о нерациональном использовании природных ресурсов Россией звучат пока со стороны неофициальных лиц, неправительственных организаций, но это не значит, что так не думают и правительства этих стран. И по сей день актуальны слова русского учёного Д.И.Менделеева: «Россия — это «особая», неопознанная и неосвоенная страна. Она представляет собой и цель, и средство для экономики многих стран. Ещё больший интерес она будет вызывать, когда многие народы реально столкнутся с результатами своей материальной деятельности, с проблемой жизненного пространства».
• Поистине пророческие слова. Об этой проблеме, сохранении России, с тревогой говорят и современные русские учёные. Так, академик Г.В.Осипов на одной из конференций по проблемам России подчёркивал, что «погоня за прибылью и потреблением не может более из-за ограниченности ресурсов рассматриваться как движущая сила развития цивилизации. Каждый человек в передовых странах Запада потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем гражданин стран «третьего мира»… Отсюда становится понятна экономическая угроза, которая реализуется в никем не отменённой борьбе США, Западной Европы, Японии и Китая за естественные богатства России».
• Академик не говорит о военной составляющей только потому, что понимает — в настоящее время его могут обвинить как дома, так и за рубежом во всех смертных грехах. Но невысказанная мысль верна. Когда кончается экономическая мирная выгода, в дело вступает военное вмешательство!..
• Есть разные пути использования естественных богатств, находящихся в распоряжении суверенных государств. Они разделяются на цивилизованные — договорные — и агрессивные — силовые. Последнее подтверждают если не все, то многие войны в истории человечества, в том числе нападение США на Ирак. И нет гарантии, что никто никогда не захочет отнять у России её богатства силой оружия.
• Следует отметить, что геополитическое пространство России не было подарено небом, а приобреталось Россией в результате длительной борьбы, умом её руководителей и ценой больших потерь. На протяжении всей истории она испытывала политический нажим с разных сторон и разного содержания, начиная с тихого проникновения «варягов» в экономическую и политическую структуру государства и кончая открытой военной агрессией. С 1055 по 1462 год история знает 245 нашествий на Русь, а также внешних столкновений. Из 537 лет, прошедших со времён Куликовской битвы до момента окончания Первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. А участие в двух мировых войнах двадцатого столетия чего стоят?
• Известно, что с X по XIX века из 170 военных лет более 150 лет Россия вела войны на собственной территории. Были походы русской армии и за пределы своей территории для нанесения превентивных ударов и ведения наступательных войн, но в основном в составе коалиций государств и в интересах союзников. Только Россия смогла провести и победить в двух Отечественных войнах мирового масштаба.
• При этом история государства Российского свидетельствует, что подавляющее число войн против него приходилось на период становления государственности, неустойчивого международного положения и «смутных времён», созданных не без помощи извне.
• Начиная с 1917 года политическая история планеты была привязана к социальным процессам, происходящим в России. Создание принципиально новой общественной системы радикально повлияло на характер политических отношений во всём мире. О чистоте международных отношений в тот период говорить не приходится. Многие государства самым активным образом вмешивались в дела России, пытаясь погреть руки у костра гражданской войны… Некоторые до сих пор, забыв свои долги перед Россией, требуют с неё свои барыши, а другие развиваются за счёт российского золота!
• Радикальные изменения после распада СССР резко обострили проблему использования уникального геополитического положения для реализации государственных интересов России по всему спектру жизненно важных задач. Экономический кризис и социальная нестабильность (присутствуют и сегодня, что бы ни говорили) неизбежно стимулируют попытки других государств так влиять на развитие событий в России, чтобы использовать складывающуюся в нашей стране ситуацию для решения своих задач.
• Например, всякие «марши несогласных» и правых, которые народ не поддерживает, взаимоотношения с Украиной и Белоруссией. Но, к сожалению, и власти здесь действуют, мягко сказать, неумно — не в пользу страны и народа.
• Как известно, геополитические интересы страны формируют и её военную политику, конечно, с учётом существующих внешних и внутренних опасностей и угроз, которых в современном мире существует достаточно много. Их только надо увидеть и правильно оценить. В соответствии с этим и создаётся нужный военно-силовой инструмент, способный эффективно обеспечить собственную национальную безопасность страны и своих союзников. Но нужно признать, что современная военная политика, которая вызывает удивление не только спецов, но и людей, разбирающихся в этих вопросах, проводимые «реформы» армии и силовых структур не соответствуют интересам России.
• Создаётся впечатление, что Россию не интересуют геополитические масштабы, а только безопасность вновь выросшей из навоза элиты. Эта «элита» признаёт только сам термин «геополитика», который применяет к делу и без дела, не вникая в суть содержания. К сожалению, утверждённая президентом Д.А.Медведевым 5 февраля 2010 года новая «Военная доктрина Российской Федерации», исходит только из стратегических вопросов, оставляя за бортом геополитическое видение мира на ближайшие годы.
• Русский народ — это самый государственный народ, способный объединить вокруг себя другие народы в державном строительстве, что подтверждено многовековой историей.
• Уничтожению России подчинена вся мощь Запада, включая военный потенциал США и других стран НАТО. Здесь два варианта:
— или оккупировать Россию, расчленив её;
— или привязать её к своей колеснице.
• Этому способствует возникновение и расширение конфликтообразующих зон вблизи границ России, особенно южных, динамизм политических процессов в ближнем зарубежье затрудняют не только адаптацию России к новым геополитическим реалиям, но и создают прямую угрозу её безопасности. Сегодня можно выделить ТРИ УСЛОВНЫХ РУБЕЖА, блокирующих реализацию геополитического потенциала России:
Первый рубеж — это «противостояние империи» политических сил (заметьте — не народа) в некоторых бывших союзных республиках. Их действия направлены на строительство своей независимости на принципах дистанцирования от России, опору на спонсорство Запада и, прежде всего, США.
Второй рубеж — образуют бывшие страны социалистического содружества, сделавшие русофобию принципом своих отношений с Россией. Русофобия в обоих случаях выступает как плата за сохранение власти и повод заручиться покровительством более могущественных государств — США, Англии, Франции, Германии и т.д. Их вступление в НАТО есть добровольная сдача самого важного атрибута независимости — обороны и безопасности на милость могущественного военного блока.
Третий рубеж — образуют бывшие традиционные противники СССР, перенёсшие претензии к нему на сегодняшнюю Россию. Следуя традиционной логике конкурентной борьбы времён «холодной войны», они объективно не заинтересованы в могуществе России. Это отчётливо проявляется в активизации разведывательной деятельности на территории России, в скрытом соперничестве между ведущими государствами мира за влияние на Россию.
• Например, соперничество США и Китая за Россию. Кто нам предпочтительнее — вопрос. Китай вроде друг, внешне всё замечательно. Но не просто складывается ситуация в сфере экономического и энергетического сотрудничества. Далеко до полного доверия и в военной области. И главное, граждане КНР в подавляющем большинстве воспитаны — и продолжают воспитываться — в убеждении, что Россия остаётся «территориальным должником» Поднебесной.
• Если Россия пассивно будет наблюдать за развитием событий (такая тенденция наблюдается), то, подчиняясь законам геополитики, она может оказаться в нескольких качествах на мировой арене:
— буфер между соперничающими военно-политическими силами или союзником одной из мировых и региональных сил;
— пространство сведения счётов между враждующими группировками, постоянно дислоцирующимися за её пределами и на время разборок устремляющимися на территорию России;
— резерв для пополнения материальных, интеллектуальных и военных ресурсов соперничающих сторон, которые по своему развитию и активности в международной жизни вырвались далеко вперёд. (Слава Богу! Ещё хватило ума не ввязаться в бойню в Ираке на стороне США. А ведь просили! Сегодня на повестке Афганистан и Иран.)
• Будущее России во многом зависит от того, как эффективно она сумеет распорядиться уникальным геополитическим и стратегическим положением, своими природными богатствами, экономическим потенциалом и культурными ценностями в интересах обеспечения и развития страны!
• Сегодняшняя Россия — это далеко не СССР. Мы уже давно превратились в региональную державу. А любая региональная держава выживает за счёт маневрирования и построения баланса сил и интересов. Но, к сожалению, никто в этом не хочет признаться — все ещё считают себя «Великой державой»!
/Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке, topwar.ru/