• Су-34 начал разрабатываться в 90 годы прошлого столетия, этот самолёт должен был стать первым представителем нового класса боевой авиатехники – многофункциональным авиационным боевым комплексом, совмещающим в себе функции фронтового бомбардировщика и истребителя. Такое сочетание боевых качеств позволило бы более эффективно решать боевые задачи по поражениям морских, наземных и воздушных целей.
• Планировалось, что новый самолёт сможет заменить устаревшие морально и физически самолёты находящиеся на вооружении ВВС. Надо отметить, что история создания Су-34, как нельзя полно отражает проблемный период постигший на рубеже тысячелетий, как отечественное авиастроение, так и Вооруженные силы в целом.
• При создании Су-34 главной задачей для конструкторов являлась задача совмещения высокой маневренности и скорости с дальностью полета и большой боевой нагрузкой. За основу при разработке нового самолёта был взят самый современный на тот момент, вобравший в себя все новейшие достижения авиатехнологий и аэродинамики Су-27. Перспективный истребитель-бомбардировщик получил обозначение Су-27ИБ, в январе 1983 года был подписан соответствующий приказ и ОКБ Сухого приступило к разработке новой боевой машины.
• Создание нового самолёта задумывалось также, как ответ заокеанским авиастроителям разработавшим «многоцелевой истребитель» F-15E, который был создан на базе учебно-боевой модификации истребителя F-15В. Су-27ИБ создавался также, как модификация учебно-боевого Су-27УБ. Планировалось практически без изменений сохранить конструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы, большинство технических решений и боевые возможности прототипа. Основные же изменения и доработки должны были коснуться массы и номенклатуры боевой нагрузки, также планировалось установка нового БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование).
• Но в процессе дальнейшей работы над проектом самолёт претерпел значительные изменения. Так, например для повышения безопасности и эффективности боевого применения было решено размещать экипаж боевой машины рядом (как на Су-24), это позволило облегчить взаимодействие между членами экипажа, избежать дублирования приборов и обеспечить достаточно комфортное размещение экипажа во время многочасовых полетов. Также самолёт оснастили передним горизонтальным оперением для устойчивых полетов на любых скоростях и высотах, воздухозаборники двигателей были сделаны нерегулируемыми.
• В конечном итоге конструкторам пришлось основательно перепроектировать фюзеляж:
— нос самолёта стал совершенно новым – с эллиптическим носовым обтекателем и новыми наплывами крыла;
— значительно изменились обводы гаргрота и обтекателей шасси;
— значительно возрос объём топливного бака № 1;
— перепроектированы воздухозаборники и частично изменены хвостовые балки.
• Но некоторые преемственные черты Су-27 всё-таки были сохранены, в частности крыло и ПТО. В результате проведенной работы:
— внутренний полезный объём планера увеличился на 30%;
— новая машина потяжелела более чем на треть, а по взлётной массе – более чем в полтора раза.
• Существенно возросли и возможности БРЭО, в состав которого вошли: многофункциональная БРЛС с ФАР, встроенная оптико-электронная обзорно-прицельная система с телевизионным и лазерными каналами для обнаружения и распознавания наземных целей и наведения на них оружия, тепловизионная аппаратура в подвесном контейнере для обеспечения круглосуточного боевого применения, радиолокатор заднего обзора, аппаратура навигации, радиосвязи, мощный комплекс радиоэлектронного противодействия и другие системы.
• Новый самолёт мог нести целый арсенал управляемого (управляемые ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», корректируемые и управляемые бомбы) и неуправляемого (до 8000 кг на 12 точках подвески, бомбы КМГУ, НАР) вооружения.
• 13 февраля 1992 года на белорусском аэродроме «Мачулищи» новый перспективный самолёт был впервые продемонстрирован общественности. В том 1992 году новая боевая машина приняла участие в авиавыставке в Жуковском, а осенью 1993 года по штатным чертежам был изготовлен первый Су-27ИБ (Т10В-2, борт № 43).
• Но к 1994 году стало понятно, что создать, как планировалось «два в одном» из Су-27ИБ не получится. Существенное увеличение в весе, хорошее бронирование и мощное вооружение не давало новому самолёту возможности на равных противостоять «чистым» истребителям, изначально подготовленным к завоеванию превосходства в воздухе. Су-27ИБ был переквалифицирован в стандартный фронтовой бомбардировщик, который отличался от похожих самолётов наличием приличного арсенала ракет класса «воздух-воздух» и мощной РЛС.
• В 1995 году в Ле-Бурже был продемонстрирован ещё один вариант Су-32ФН. Двухместный морской патрульно-ударный авиационный комплекс берегового базирования, предназначенный для ведения разведки на морских ТВД и борьбы с кораблями и подводными лодками противника. От базового самолёта он отличался составом БРЭО и вооружения, в который могли включаться специальные средства обнаружения и поражения морских целей.
• В частности, комплексная поисково-прицельная система «Морской змей» на основе модифицированной РЛС, оптико-электронной системы, магнетометра, радиогидроакустических буев и ряда других датчиков, а также широкой номенклатуры вооружений класса «воздух-море», включая противокорабельные ракеты большой дальности и самонаводящиеся торпеды.
• В 1996 году в Новосибирске был построен ещё один предсерийный самолёт, получивший новую систему индикации – с цветными МФИ. Впоследствии он был переименован из Су-32ФН в СУ-32МФ (многофункциональный). С началом нового тысячелетия программа развития будущего Су-34 резко активизировалась. В 2000 году уже второй предсерийный самолёт (Т10В-4) был продемонстрирован на авиавыставке в Фарнборо. Эта модификация активно продвигалась на экспорт но несмотря на выгодные предложения потенциальным заказчикам добиться больших успехов в этом направлении не удалось.
• В итоге летом 2003 года был успешно завершен первый этап совместных государственных испытаний Су-34 и подписано предварительное заключение о запуске самолёта в серийное производство. А осенью того же 2003 года главком ВВС В.М.Михайлов заявил, что ВВС в ближайшее время намерены заказать 10-серийных Су-34, а госиспытания планировалось завершить уже в 2004-2005 годах. Но эти планы в дальнейшем, как у нас и бывает, пришлось существенно подкорректировать.
• От своего базового прародителя Су-27, новый самолёт Су-34 получил богатое «наследство», но также он имеет и ряд существенных отличий. Например, просторную бронированную кабину, оборудованную прибором для приготовления пищи, термосом, аптечкой и ассенизационным устройством. Поимо этого новая машина имеет:
–- новое информационно-управляющее поле кабины с пятью многофункциональными ЖКИ и модифицированным индикатором на фоне лобового стекла, а также модифицированное пилотажно-навигационное оборудование;
-– переднее горизонтальное оперение на торцах наплыва крыла изменой конфигурации;
-– воздухозаборники – всережимные, нерегулируемые;
–- под каждой консолью крыла оборудованы по одному дополнительному узлу подвески вооружения (максимальная масса боевой нагрузки – до 8000 кг); и другие.
• В начале осени 2010 года главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин во время посещения авиабазы в Воронеже заявил, что в 2011 году первые серийные Су-34 поступят на вооружение в подразделения данной авиабазы. Всего, согласно ГПВ-2015, до 2015 года будет закуплено 48 самолётов Су-34. А в общей сложности ВВС намерены приобрести 400 самолётов этого типа, полностью заменив парк фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Остается только надеяться, что в этот раз планы по Су-34 корректироваться в худшую сторону уже не будут.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Су-34:
Экипаж: 2 человека
Длина: 23,3 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,0 м
Площадь крыла: 62 м²
Угол стреловидности: 42°
Коэффициент удлинения крыла: 3,5
Колея шасси: 4,4 м
Масса пустого: 22500 кг
Нормальная взлётная масса: 38240 кг
Максимальная взлетная масса: 45 000 кг
Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1
Тяга:
— максимальная: 2 × 8250 кгс
— на форсаже: 2 × 13500 кгс
Масса двигателя: 1520 кг
Лётные характеристики
Максимальная скорость на большой высоте: 1900 км/ч (1,8 Маха)
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
Дальность полёта: 4000 км
Боевой радиус: 1100 км
Практический потолок: 17000 м
Нагрузка на крыло:
— при нормальной взлетной массе: 616 кг/м²
— при максимальной взлетной массе: 725 кг/м²
Тяговооружённость:
— при нормальной взлетной массе: 0,71
— при максимальной взлетной массе: 0,6
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7 (или +9) G
Вооружение
Пушечное вооружение: 1 × 30 мм пушка ГШ-301
Точек подвески: 12
Боевая нагрузка: 8 000 кг различного вооружения на внешней подвеске.
• Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии. Самолёт использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех.
• По наиболее опасным РЭС ЗРК «Бук» и С-125 Су-34 наносил удары ракетами «воздух-РЛС». Бортовой комплекс радиоэлектронной обороны Су-34 показал в ходе ведения боевых действий высокую эффективность. В ходе боевого применения Су-34 уничтожил ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.
/По материалам topwar.ru и ru.wikipedia.org/
Красивый самолёт! Однако машине с учётом эскизных разработок порядка 20 лет… Сейчас в строевых частях их единичные экземпляры . Потрясающая мощь российских ВВС!
Очень интересно, а сколько таких самолётиков в «гондоновидном» (то есть надувном) виде сейчас понаделали?
А может и там у нас тоже не всё гладко и сия отрасль, упаси бог, не до финансируется?
F-15E не моложе.
…извините конечно, но черненький самолет на фото — это не СУ-34, а F-14 Tomcat…наш то ЛУЧШЕ!!
А никто и не говорит, что чёрненький — это Су-34. Вы мышку наведите на фото и появится пояснительная надпись — «Американский многоцелевой истребитель F-15E».
Кого он бомбить собрался на такой скорости?
Но отличает самолеты поколения IV++ не только это, но и новая бортовая электроника, которая объединяет оба эти плюса в единое целое. Она помогает экипажу строить боевой маневр и применять оружие с учетом задачи и тактической обстановки, чтобы добиться гарантированного поражения цели и не дать противнику уничтожить свой самолет или другие самолеты своего боевого порядка.