Звук корабельных автоматов производит большое впечатление. 170 выстрелов в секунду – дикий вой, непереносимый для человеческого уха. Из-за этого наши морские офицеры предпочитают установки АК-306 с меньшим темпом стрельбы, чем у АК-630 и «Палаша».
• В октябре 1943-го около Ялты германские бомбардировщики Ю-87 потопили лидер «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный». Их зенитные орудия оказались бесполезны против низколетящих самолетов, а автоматы 70К имели малую скорострельность и после 80–100 выстрелов раскалялись до 350–400С. После этого боя Сталин запретил выход больших кораблей «без достаточного авиационного прикрытия». Адмиралы перестраховались, и до конца войны ни один корабль от эсминца и выше не вышел из портов в Черное море.
Первый советский зенитный автомат АК-230. Темп стрельбы 1000 выстрелов в минуту был недостаточным для надежного поражения противокорабельных ракет
Лес стволов
• Американские 40-мм автоматы «Бофорс» оказались не лучше наших 70К, и янки решили взять числом. На своих кораблях они везде, где можно, понатыкали зенитные автоматы. На линкорах их стало свыше ста, а на крейсерах – до 60, причем половина была 40-мм калибра, а половина – 20-мм. Лес стволов создавал море огня. Тем не менее, камикадзе прорывались сквозь него и поражали палубы и надстройки кораблей. Им удалось потопить сравнительно немного кораблей, зато десятки были превращены в огромные костры, которые хотя оставались на плаву, но затем годились лишь на лом.
• С появлением реактивных самолетов и крылатых противокорабельных ракет (ПКР), действовавших на низких и сверхнизких высотах, роль классических зенитных автоматов практически свелась к нулю. Мне врезался в память фотоснимок 1967 года: над израильскими зенитчиками пролетает египетский МиГ-17, а они даже не реагируют на него. По лицам видно, что они ничего не видят и не слышат.
• Для эффективной защиты кораблей потребовались полностью автоматизированные установки с темпом стрельбы в несколько тысяч выстрелов в минуту. В них огонь открывается и ведется без всякого участия расчета. Система управления огнем сама обнаруживает цель, срабатывает автозапросчик «свой–чужой», выбирается наиболее опасная для корабля цель, рассчитывается ее траектория и упреждение пушки, автоматически производится наведение стволов и открывается огонь.
• Дальнейшее увеличение темпа стрельбы связано с почти непреодолимыми технологическими и конструктивными трудностями. Поэтому конструкторы решили уйти от классической схемы автомата «один ствол – один казенник» и перейти к другим схемам: револьверной (барабанной) и с вращающимся блоком стволов. В таких схемах происходит совмещение операций, невозможных для классической схемы.
• По барабанной схеме была создана советская двуствольная установка АК-230. Но и у нее предельная скорострельность оказалась лишь 1000 выстр./мин. на ствол, чего было недостаточно для гарантированного поражения малоразмерной цели, летящей с околозвуковой скоростью. А между тем в 1982 году одной сравнительно небольшой аргентинской ракеты «Экзозет» хватило для потопления новейшего британского фрегата «Шеффилд» водоизмещением 4200 т.
30-мм артустановка АК-630, выпускающая 5000 выстрелов в минуту, до сих пор остаётся основным средством самообороны флота
Шестистволки
• В результате все ведущие морские державы приступили к созданию систем ближней самообороны с вращающимся блоком стволов. В 1963 году в СССР началось проектирование шестиствольного автомата АО-18 (ГШ-6-30К). Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерная особенность этого оружия – непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов. Питание – непрерывное ленточное.
• Серьезной проблемой при темпе стрельбы 5000 выстр./мин. становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки воды или антифриза между кожухом и стволами.
• Установка АК-630 полностью автоматизирована. Ведение стрельбы определяет система «Вымпел». Вот, к примеру, один из вариантов стрельбы. «Вымпел» просчитывает время, когда цель и снаряды, выпущенные из АК-630, окажутся в точке, удаленной на 4000–3800 м от корабля (предельная дальность действия установки в автоматическом режиме). В момент, когда открывается огонь, цель может находиться на дистанции 5–6 км. Первоначально стрельба ведется короткими очередями по 40 выстрелов с перерывами в 3–5 секунд, а затем, если цель не сбита, установка переходит на непрерывный огонь до поражения цели. После этого она автоматически начинает обстреливать следующую цель.
• Первоначально 30-мм автоматы комплектовались выстрелами с осколочно-фугасными снарядами весом 390 г и осколочно-трассирующими снарядами весом 386 г. Шестиствольная 30-мм отечественная артустановка АК-630 была принята на вооружение в 1980 году. АК-630 и ее упрощенный вариант АК-306 до сих пор остаются основным средством самообороны нашего флота.
Для охлаждения стволов пытались использовать патроны с охлаждающей жидкостью, которая при выстреле испарялась, не доходя до дульного среза.
Бронебойным – огонь!
• Однако стрельбы по крылатым противокорабельным ракетам на полигонах и в ходе локальных войн показали, что ракету, подлетевшую к кораблю-цели на несколько сотен или даже десятков метров, недостаточно сильно повредить – необходимо уничтожить ее боевую часть. Но боевые части многих ПКР бронированы. Поэтому за рубежом в боекомплект ряда корабельных автоматических малокалиберных установок включены выстрелы с подкалиберными бронебойными снарядами. Среди них 20-мм американская шестиствольная артустановка «Вулкан–Фаланкс», 30-мм англо-голландский семиствольный «Голкипер» и другие.
• В ГНПП «Прибор» были созданы бронебойные подкалиберные снаряды «Кернер» и «Трезубец», предназначенные для 30-мм армейских автоматов 2А38, 2А42 и 2А72. Эти снаряды способны пробить 25-мм броню под углом 60 градусов с дистанции 1000–1500 м. С учетом стандартизации 30-мм выстрелов этим подкалиберным снарядом можно легко комплектовать и выстрелы для морских 30-мм автоматов типа ГШ-6-30К.
Морской автоматизированный зенитно-ракетный комплекс «Пальма», он же «Палаш» годится для размещения на кораблях малого водоизмещения и катерах. Два шестиствольных автомата АО-18КД выпускают 10 000 снарядов в минуту с увеличенной начальной скоростью снаряда с 900 м/с до 1100 м/с.
Умножаем на два
• В 1970-х годах началась разработка противокорабельных крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, которые должны были иметь защищенную броней многослойную боевую часть и возможность выполнить на конечном участке траектории сложные противозенитные маневры.
• При подобной маневренности практически невозможно рассчитать точку прицеливания с требуемой точностью, поэтому для надежного отражения атак таких ракет нужно существенно увеличить темп стрельбы установки с целью создания достаточно плотного поля снарядов в расчетном «окне» подхода противокорабельной ракеты. Исследования, проведенные в КБП, НИИ-61 и других организациях, показали, что предельный темп стрельбы для шестиствольного автомата типа АО-18 – 5000 выстр./мин.
• Для дальнейшего повышения темпа стрельбы могло быть два пути:
— во-первых, применить новые конструктивные схемы автомата – например, сочетать многоствольную схему с револьверной;
— во-вторых, использовать жидкое взрывчатое вещество в качестве метательного заряда, что сразу решает ряд проблем, в том числе экстракцию гильз.
• Существовали проработки телескопических боеприпасов, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженной взрывчатым веществом метательного заряда. За рубежом и у нас рассматривались и иные варианты конструкции автомата и боеприпасов. Но самым простым путем повышения темпа стрельбы было увеличение числа блоков 30-мм стволов с одного до двух.
В одной люльке
• Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1-2 была начата в июне 1983 года. Характеристики АК-630М1-2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также разместить ее на ранее построенных кораблях взамен артустановки АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000 патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения двух штатных автоматов ГШ-6-30К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально возможного использования деталей и узлов от АК-630М (около 70%).
• Наведение на цель осуществляется дистанционно от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ». МР-123/176М2 – это модернизированная система МР-123/176, в которую введен новый противоракетный режим работы. Система управления имеет лазерные прожекторы КМ-11-1 и лазерный дальномер ЛДМ-1 «Крейсер». Оба автомата ГШ-6-30К размещены в одной люльке, в нижней и верхней плоскостях. Режим стрельбы одного автомата ГШ-6-30К – 6 очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5–6 секунд или по 200 выстрелов с перерывами 1–1,5 секунды.
Основное средство борьбы американского флота против противокорабельных ракет – 20-мм установка «Вулкан–Фаланкс» МК.15 (США) имеет блок из шести стволов, темп стрельбы 4500 выстр./мин. Вес установки 6,18 тонны.
Смерть имитаторов
• С 19 марта по 30 ноября 1984 года опытный образец АК-630М1-2, изготовленный на Тульском машиностроительном заводе, проходил заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном катере Р-44 проекта 206.6, причем замена АК-630М на АК-630М1-2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях. В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1-2 показал себя достаточно эффективным средством.
• В качестве мишеней были использованы ЛА-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие ПКР «Гарпун». Установка успешно сбивала «Фаланги», летевшие на высоте около десяти метров, расходуя на одну ракету около двухсот снарядов. Однако в серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только одного катера.
мГлавной причиной неудачи АК-630М1-2 было появление серьезных конкурентов – артиллерийско-ракетных комплексов 3М87 «Кортик» и «Палаш», которые и должны были занять место АК-630М. Тем не менее, в 1993–1995 годах артустановки АК-630М1-2 успешно рекламировались различными российскими экспортными организациями.
30-мм установка «Голкипер» (Нидерланды, 1984) имеет семь стволов, темп стрельбы 4200 выстр./мин. Вес установки 5,9 тонны.
Под псевдонимом
• В конце 1970-х в КБП под руководством генерального конструктора А.Г. Шипунова начались работы по созданию ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» 3М87, получившего впоследствии «псевдоним» «Каштан». Кто завел моду придумывать «псевдонимы» – осталось неизвестным. Замечу лишь, что такого не было даже при Сталине.
• Комплекс «Кортик» предназначен для поражения целей ракетами на рубеже от 1,5 км до 8 км, а затем дострела уцелевших целей 30-мм автоматами на дистанции от 500 до 1500 м. «Кортик» включает один командный модуль и от одного до шести боевых станций. Командный модуль состоит из радиолокационной станции обнаружения целей и системы обработки информации, целераспределения и целеуказания. Боевые ракетно-артиллерийские установки снабжены собственной системой управления, состоящей из радиолокационного и телевизионно-оптического канала.
• Артиллерийская часть комплекса состоит из двух 30-мм шестиствольных автоматов 6К30ГШ с суммарным темпом стрельбы около 10 000 выстр./мин., созданных на базе ГШ-6-30К и использующих те же выстрелы. Боекомплект находится не в подбашенном помещении, как на ранних установках, а в двух барабанах по 500 патронов, расположенных рядом с блоками стволов. Ленточное питание автоматов заменено на шнековое (беззвеньевое).
• На вращающейся части комплекса смонтированы два блока по четыре ракеты, помещенные в цилиндрические транспортно-пусковые контейнеры. Ракета 9М311 унифицирована с ракетой войскового комплекса ПВО 2К22М «Тунгуска». Система управления ракетой полуавтоматическая с радиокомандной линией связи.
• 9М311 – единственная отечественная корабельная ЗУР с осколочно-стержневой боевой частью. При разрыве боеголовки стержни образуют нечто типа кольца радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На расстоянии больше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно. Малые размеры позволяют размещать комплекс на любых кораблях, от ракетных катеров до авианосцев, а также на наземных объектах.
Комплекс «Палаш» с боекомплектом
Адмирал с восемью кортиками
• На вооружение «Кортик» поступил в 1989 году. Восемь модулей 3М87 были установлены на авианосце «Адмирал Кузнецов», шесть модулей на атомном крейсере проекта 1144 «Адмирал Нахимов», по два модуля было установлено на двух СКР проекта 1154 типа «Неустрашимый». К концу 1994 года производство «Кортика» прекратилось.
• Первоначально предполагалось большую часть артустановок АК-630 заменить «Кортиком» как на строящихся, так и на состоящих в строю кораблях, для чего был унифицирован шаровой погон и иные установочные части АК-630 и 3М87. Однако на кораблях ряда проектов «Кортик» не проходит по высоте (2250 мм по сравнению с 1070 мм у АК-630).
Испытания ЗРАК «Палаш» на ракетном катере Р-60
Точное машиностроение
• В начале 1990-х повились сведения о разработке ЦНИИ «Точмаш» – ракетно-артиллерийском комплексе «Палаш», фигурировавшем также под именем «Пальма». «Палаш» выгодно отличается от «Кортика» вдвое меньшей массой и габаритами, что позволяет разместить его на кораблях малого водоизмещения и катерах. Темп стрельбы тот же, что и у АК-630М1-2 и «Кортика», – 10 000 выстр./мин. с увеличенной начальной скоростью снаряда с 900 м/с до 1100 м/с. В «Палаше» использованы два разработанных КБП шестиствольных автомата АО-18КД.
• Оптико-электронные системы наведения автоматов находятся в шаре над установкой. Система имеет телевизионный и инфракрасный каналы, лазерный дальномер. В стрельбовом модуле комплекса «Палаш» предусмотрена возможность установки восьми легких гиперзвуковых ракет «Сосна Р», наводимых по лазерному лучу с помощью лазерно-лучевого канала. В этом случае боевые возможности стрельбового модуля удваиваются, дальность действия увеличивается до 8 км по самолету и до 4 км по противокорабельным ракетам.
• В ноябре 2005 года опытный образец комплекса «Палаш» в чисто артиллерийском варианте (без ракет) был доставлен в Севастополь, где к февралю 2006 года его установили на ракетном катере Р-60. Весну 2010 года Р-60 провёл за мысом Херсонес, где состоялись первые стрельбы: шесть очередей по 480 осколочно-фугасных снарядов.
• Дальнейшие испытания, по предложению украинских специалистов, будут проходить на Феодосийском полигоне, если, конечно, это допустит правительство Украины. Главная интрига – сумеет ли «Палаш» эффективно использовать подкалиберные снаряды и насколько эффективна его система управления.
/Александр Широкорад, «Популярная механика»/