«Надежда офисного планктона»
• Блогер, юрист, «профессиональный миноритарий», «русский Джулиан Ассанж», и прочая, и прочая. Ни один из этих ярлыков уже не подходит к Алексею Навальному — политику, имеющему все шансы в ближайшее время ворваться в «первый эшелон» лидеров и медиафигур.
• При этом Навальный — это первый человек, вырвавшийся из сурковского политического гетто к настоящей популярности. Да, бабушки на лавках по-прежнему обсуждают Путина, Зюганова и Жириновского, а Навальный — это политик интернета. Но с уверенностью можно констатировать, что его известность вышла за пределы узких кругов политактивистов. Это невероятно круто.
• С приходом к власти Путина политическая среда «подморозилась». С начала 2000-х в общенациональном политическом «поминальнике» не появилось ни одной новой фамилии — за исключением тех персон, кого сама власть назначала «политиками». Любой заход — только и исключительно через «ЕдРо» или исполнительную власть. Включая и оппозиционеров.
• Все остальные персоны — порождение 90-х, единственного и уникального времени хоть какой-то свободы, когда в политику можно было прийти буквально с улицы. Вообще — Жириновский, Явлинский, Немцов и ещё десятки говорящих голов должны быть по гроб жизни благодарны Путину за то, что он продлил их политическую жизнь лет на 10 минимум. (Явлинский «отошёл» от руководства партии, но по-прежнему известнее, чем номинальный лидер «Яблока» Сергей Митрохин).
• Навальный — совсем другой. Он из нового поколения — не состоял в КПСС, не участвовал ни в путче, ни в противостоянии 1993-го. Естественным порядком такие люди должны были появиться во множестве гораздо раньше — но пока он один, первый и дай бог не последний.
• Он собирает деньги на борьбу с коррупцией — а на самом деле собирает своих будущих самых верных избирателей. Человек, вложивший в него хотя бы рубль, будет голосовать за Навального до тех пор, пока не почувствует себя лично обманутым (в политике возможно всякое). Агитировать, административно давить на пожертвовавшего совершенно бесполезно.
• Он не радикал — народ не любит и боится радикалов. Он крупного, начальственного телосложения — в отличие, скажем, от Эдуарда Лимонова (Лимонов — вечный «подросток Савенко», с таким типом лица и фигуры у нас будь тебе хоть 80 лет, не проголосуют). При этом физиономия Навального пока не вызывает сильного отвращения (тут, конечно, надо следить за весом, чтобы народ не поставил клеймо «разожрался»).
• Фактор лица, фактор внешности в нашей политике недооценивается, и совершенно зря. Не знаю, как давно в народе сложился стереотип «начальника», но можно утверждать, что он есть. Посмотрите на любую избирательную кампанию в глубинке — вы по портретам можете угадать, кто выйдет победителем. И необязательно этого человека будет поддерживать партия власти (хотя она почти со стопроцентной вероятностью именно его поддерживает).
• Посмотрите на любую делегацию французских, американских, западно- и восточноевропейских чиновников в Москве, Питере, Самаре или Рязани. В смешанной толпе вы без труда вычислите «наших» и «ихних» с вероятностью ошибки процентов в 5-10, не более. (Тут надо заметить, что иностранцы в среднем будут моложе, и среди них процентов 30 — астенического телосложения. У нас же худые и длинные прорваться к власти имеют минимальные шансы).
• Стереотип «начальника» — вполне устойчив. В 1996 году, во время выборов президента России писатель Виктор Пелевин провёл интересный эксперимент. Он, пользуясь результатами опросов, попытался выяснить, как будет выглядеть идеальный народный избранник.
• Одной из распространённых в этнографии техник изучения сравнительного облика народов является составление обобщенного портрета этнической группы. Это несложно. Делают снимки нескольких тысяч человек — обычно строго анфас, как на документы, а затем с очень короткой экспозицией печатают все негативы на один лист фотобумаги. Получается несколько размытое изображение условного «эфиопа» или «полинезийца» и т. д. Интересно отметить, что все без исключения лица, полученные таким способом, очень красивы, что лишний раз доказывает -— мир, в котором мы живем, был прекрасно задуман, и если в нём что-нибудь не так, это не вина Создателя.
• Ту же технику можно применить и к кандидатам в президенты. Нет необходимости делать специальные одномасштабные снимки под строго одинаковым углом, как приходилось этнографам и антропологам. Развитие компьютерной техники упростило задачу — достаточно обычного компьютера «Силикон графикс», оснащенного программой «Elastic Reality»
• Путём длительных манипуляций писатель Пелевин вывел таких замечательных «промежуточных» кандидатов, как «Жирявлинский» (Жириновский + Явлинский), Лебёдоров (Лебедь + Фёдоров), Зюгельцын (Зюганов + Ельцын). В конечном итоге, взяв самые свежие данные, он собрал единого франкенштейна.
• Последний портрет в серии трансмутаций является изображением Ultima Тулеева, полученным на основе результатов первого тура президентских выборов. Сравните получившийся у Пелевина субстрат с нашим героем (слева — Ultima Тулеев, справа — Алексей Навальный):
• Нельзя сказать, что перед нами одно и то же лицо — Навальный лет на 20 моложе того идеала, которого россияне видели во главе страны в 1996-м году. Это нормально — подавляющее большинство избирателей стремится проголосовать за кандидатов в возрасте (да и самые дисциплинированные избиратели — это пенсионеры).
• В данном случае, если сравнивать с Путиными или с Медведевым, очевидно, что оба нацлидера чужеродны русским, а Навальный как раз — максимально свой. Путин — скорее «немец», Медведев — «мажор», Навальный — «бригадир», в строительном, а не в бандитском смысле.
• Конечно, маловероятно, что Алексей Навальный станет президентом уже в 2012 году, но в случае серьёзных потрясений вполне потянет на вакансию лидера оппозиции. А к 2018-му, постарев с нынешних 34 лет до 42-х, он станет ещё более похож на пелевинского Ultima Тулеева, «идеального начальника». То есть делать серьёзные ставки можно уже сейчас.
• Кратко остальные позитивные качества: очевидный не еврей (это важно), не очкарик, не «лох» (помните, как из пистолета по негодяям стрелял? Кто из политиков может таким похвастаться?), немного, самую капельку националист — вероятно, примерно на путинском уровне, но без этого никуда.
• Недостатки тоже есть, но их нельзя назвать фатальными.
• Социальное происхождение. Лучше если бы Навальный был потомственной номенклатурой — но не высших эшелонов, как Мария Гайдар, а просто из «хорошей семьи». Например, как находящийся ныне под судом за убийство Маркелова и Бабуровой Никита Тихонов (его отец — полковник запаса Службы внешней разведки).
• «Друзья». Это самый большой негатив. Людей, которые считают Гайдара, Немцова, Явлинского, и прочих динозавров Ельцина святыми, не так уж и много (примерно по числу сравнимо с гитлеристами). Зато ненавидят массы — справедливо или нет, но это факт. Будут попрекать, и тут либо как Билл Клинтон («марихуану курил, но не затягивался»), либо жёсткое размежевание. Из этой же серии «яблочное» политическое происхождение — впрочем, из «Яблока» Навального выгнали «за национализм».
• Но с большим удовольствием враги будут педалировать тему «Йеля» — Навальный некоторое время учился в США — и прочей «закулисы». Сработает ли это? До сих пор срабатывало, но, как кажется, уж слишком интенсивно в последние годы эксплуатировалась тема внешней угрозы и осаждённой крепости.
• Ну и известное клеймо — заявление на Максима «Тесака» Марцинкевича. Стук по 282-й, идеологической статье в российском политическом гетто обычно не прощается. И, в общем-то, правильно. Но Навальный-то из гетто вырвался!
• Пожалуй, последнее: недостаток ли это или достоинство, но Навальный — это кандидат от «офисной», «беловоротничковой» России. То, что он говорит и пишет, понятно каждому работнику нашей нефтегазоденьгораспределительной сферы. Все видят, на чём построена эта страна — на тотальном, сверху донизу воровстве и обмане. Каждый крадёт, соучаствует в более крупном воровстве, и многие хотели бы прекратить это постыдное занятие. Навальный — это их надежда.
Павел Пряников, главный редактор «Свободной прессы»:
«Певец украинской витальности»
• 52-минутный видеоролик дискуссии на радиостанции Финам-ФМ Алексея Навального и депутата-единороса Евгения Федорова я просмотрел внимательно два раза. Мне было интересно понять «феномен Навального», молодого адвоката, активно раскручиваемого самими «народными массами» — по типу приснопамятных «святых писем» советского времени – в социальных сетях.
• Ранее я никогда не видел в «полуживую» Навального. Из тех же социальных сетей 2-5-летней давности лишь запомнилось, что он состоял на какой-то чиновничьей должности в партии «Яблоко», потом стал бухгалтером-распорядителем в СПС, каким-то чиновником средней руки при губернаторе Кировской области Белых. В промежутке между этими горизонтальными перемещениями получиновника-полуполитика были братания с бывшим лидером националистической ДПНИ Беловым-Поткиным (ныне организация запрещена за экстремизм).
• Вот такой бэкграунд Навального, известный еще год назад примерно 10-20 тысячам активным пользователям ЖЖ и прочих «в Контакте». Ну, а прошедший год вознёс адвоката на вершину блогосферы – он начал в интернете борьбу с госкорпорациями, и стал известен уже на порядок большему числу пользователей соцсетей – сотням тысячам «простых россиян». Вот на этом этапе у меня зародился интерес к этому человеку.
• Навальный у меня стал ассоциироваться с примерным учеником «преподавателя Волкова» и курируемой им «группы Минфин». Лет 5-6 назад в России возникла такая группировка молодых гринмейлеров, которая стала «бомбить» суды на предмет соблюдения прав миноритарных акицонеров. Логика их работы была списана с американских аналогов – купить 1-2 акции акционерной компании и «мотать» фирму до издыхания на предмет соблюдения прав акционеров. По слухам, в 2005-06 годах бизнесмены выкупали у «группы Минфин» те самые 1-2 акции за суммы, в тысячи раз превышающие номинал бумаги. Когда гринмейлеры не шли на компромисс, их выкрадывали региональные силовики, привозили в местные КПЗ и суды и уже там, одними известными силовикам методами «решали проблемы». В частности, достоянием общественности был в то время «киднеппинг» такого молодого «минфиновца» с вывозом его на тракторный завод в Волгоград.
• В случае с Навальным «гринмейл» проходил очень тихо: молодой адвокат предпочитал не объявлять заранее даты судебных заседаний по его делам с ВТБ, Транснефтью или Роснефтью, лишь постфактум разглашая судебные решения. В результате ни один блогер и даже журналист так никогда и не смог поприсутствовать на тяжбах Навального и госкорпораций.
• Ну бизнес и бизнес, имеет право. Но когда Навальный стал стремительно входить в политику в интернете, моё внимание к этому человеку снова возросло. Тем более что его группа поддержки уже стала выдвигать прогнозы о скором выдвижении Навального в политики федерального уровня. Я стал наблюдать за молодым адвокатом примерно с такой же пристальностью, как за Собяниным, Юргенсом или Хлопониным. А это значило на моем уровне – провести этнографически-социальное исследование Навального.
• Первое впечатление – внешне напоминает Ельцына, только интеллигентного. Высокий, мясистый, с крупным лицом. Роднит их даже названия родовых гнёзд: Ельцын родился в деревне Бутка, Навальный – в деревне Бутынь. Оба – со способностями к акционизму: Борис Николаевич мог запросто поиграть деревянными ложками на лысине президента Киргизии Акаева или сбросить своего пресс-секретаря с теплохода в реку, а Навальный – пострелять из травмата по представителю клаки одного из своих оппонентов.
• Но дальше – сплошные расхождения с первым президентом. Навальный – гораздо более открытый человек, с уже европейскими зачатками «Фигаро здесь, Фигаро там», без ельцынской неторопливости и монументальности. Что тоже объяснимо: предки Ельцына – старообрядцы несколько веков сидели в лесах, спасаясь от Антихриста, а предки Навального – судя по всему, крепкие хозяева из чернозёмной Украины. «Горилка, кабанчик, вышиванка». На какой странице «Вечеров близ хутора Диканьки» не открой страницу – везде будет Алексей Навальный.
• И в этом смысле он – безусловно, шаг вперёд в политической России. Украина – эта такая полуевропеизированная Россия, первый университет там открылся на 200 лет раньше, чем в России, а крепостничество, причём в более мягкой форме, — на те же 200 лет, но позже.
• Борис Ельцын – это месть обиженного субэтноса за 400 лет гонений.
• Владимир Путин – финно-угорский, северный и холодный порядок охотничье-собирательского образца.
• Дмитрий Медведев – мультяшный тип какого-то персонажа из «Незнайки на Луне», оторванный от реалий жизни (выращенный где-то в пробирке).
• А вот Навальный – это украинская витальность, крестьянская радость жизни, с дионисийскими мистериями: карнавалом, едой от пуза, свальным грехом, плясками до упаду под мандолину. Но в то же время он человек, четко отделяющий время дела от часа потехи.
• Ведь второй тип хорошо питающегося украинского хозяина – Старшина. Строгий дядька с густыми усами и хитринкой в усах в армии и в ГУЛАГе, прораб и мастер – в цехах и на стройках. Недаром русские северА, все эти нефте- и газоносные провинции в 1960-80-е осваивало очень много украинцев – людей умеющих и любящих работать в любых, даже экстремальных условиях.
• В этих этнографических описаниях – весь Навальный. Семье его принадлежит фабрика по лозоплетению – там из ивняка делают мебель, другие предметы обихода. И это уже переход от украинского кулака (наверняка, и с промасленным обрезом, зарытым где-то в скирде) к бюргеру, капиталисту веберианского типа: то есть не украл, не приватизировал и не выпросил в награду за душегубство, а сам, своими руками, копеечка к копеечке создал производство.
• Навальный – это лидер нарождающегося в России мелкобуржуазного, бюргерского начала, всех этих людей, своим трудом создавших автомойки, лабазы и хлебопекарни. «Среднего класса», — скажет читатель, и окажется прав отчасти. Среднего класса – но русского образца: купчика, нэпмана, хозяина. А у среднего класса западноевропейского типа – с рентой от удачливых родителей, гуманитарной интеллигенции, консалтингово-пиаровской обслугой (рыбы-прилипалы) крупного капитала свои кумиры – Немцов, Каспаров и «Московская хельсинкская группа». Отсюда – такая их ревность к Навальному, подозрение, что тот работает то на Сулеймана Керимова (и такой слух есть), то на «русский фашизм». И отсюда – почти полная аналогия Навального с другим мелкобуржуазным лидером – президентом Грузии Саакашвили.
• Что станет с Навальным за этот выборный цикл 2011-12 годов? Инкорпорирует ли его Система внутрь себя? Растопчут ли его начинания (а как бы и не самого) «дяди в погонах»? Убежит ли он в Лондон, где переименует свой сайт Распил.Инфо в «Колокол»? Удовольствуется ли участью гринмейлера и тупо станет набивать карманы деньгами за шантаж крупных фирм? Похоже, сам Навальный пока не понимает своей роли и просто выжидает, что время само вынесет его куда-то наверх. Но Россия такая страна – где время может течь в любом направлении, в том числе и вниз, где трибуна мелкобуржуазной революции может ждать дыба обозлённого феодала.
/По материалам «Свободная пресса«/
Какая украинская витальность? Навальный — еврей!
Мне тоже кажется,что он еврей. Судя по лицу