Главная Армия России

Генерал-губернаторские курсы вместо военной академии

1
757

Постановлением правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 была утверждена федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Сроки реализации программы: первый этап – 2003–2005 годы; второй этап – 2006–2010 годы. Министерством финансов РФ при формировании проектов федерального бюджета на 2003 и последующие годы предусматривалось выделение средств на реализацию обоих этапов. Так что теперь настало самое время посмотреть: всё ли и так ли реализовано из намечавшегося?

ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНОЕ

• В предлагаемом варианте реформирования системы военного образования изначально не была проведена достаточно внятная оценка прямых и косвенных затрат. Поэтому не ясно, как при ее реализации достигалось создание условий для полного удовлетворения потребностей в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета.
Программа реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года была направлена на:
– создание условий для полного удовлетворения потребностей в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета;
– повышение качества военного образования;
– повышение эффективности управления военным образованием.

Первая из заявленных целей была в итоге перечеркнута массовым сокращением офицерских должностей.
Вторая цель тоже не достигнута. В проводящейся реформе не было главного – фундаментальных, принципиально важных, не подверженных конъюнктурным соображениям требований к стандартам военного образования. Все нововведения в военных учебно-научных центрах родов войск и Академии Генерального штаба (АГШ) предопределялись исключительно ситуативными потребностями.

Одним из факторов снижения качества подготовки офицеров стало досрочное увольнение с военной службы преподавателей, имеющих ученые степени, в масштабах, существенно превышающих их выпуск из адъюнктуры и военной докторантуры. На отток из военно-учебных заведений квалифицированных военных преподавателей и молодых ученых повлияли неоднократно проводимые организационно-штатные мероприятия, а также несовершенство мер морального и материального стимулирования педагогического и научного труда.

На четыре года (с 2008 по 2012 год) нарушен беспрерывный процесс военного образования. В училищах стали готовить на двухгодичных курсах только сержантов при отсутствии курсантов военных училищ и слушателей военных академий. Поэтому большая часть военнослужащих – профессоров и кандидатов наук ушла из военных вузов. Учебно-материальная база находится в запущенном состоянии. Ранг преподавателя: в училище – капитан, в академии – майор.

• Самое страшное, что случилось в рамках обновления Российской армии с 2009 по 2011 год, – фактически была ликвидирована военная интеллигенция и уничтожена как таковая военная наука. Сначала объясним смысл словосочетания «военный интеллигент»:

— во-первых, это обязательное обучение в высшем военно-учебном заведении (ввуз) – от 4 лет в общевойсковом вузе до 5–6 лет (по инженерным дисциплинам);

— во-вторых, желательное обучение в академии 3–5 лет. В Советской Армии имели академическое образование практически 15% офицерского состава, то есть все командиры полков и их заместители, очень многие командиры батальонов боевого и тылового обеспечения и ремонта. Ну а генеральский состав имел академическое образование, что называется, поголовно, причем 10% из них обучались еще и в Академии Генерального штаба. В Российской армии процент академического образования офицерского состава оказался значительно ниже 5–10%.

• Бывшая Военная академия им. М.В. Фрунзе, бывшая Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ с трёхлетним сроком обучением, с января 2010 года превратилась в Военный учебно-научный центр Сухопутных войск. По мнению начальника Генштаба Николая Макарова, это своего рода быстротечные Курсы Общевойсковой академии (ОА). Ранее Военная академия им. М.В. Фрунзе имела пять факультетов. Только на общевойсковом факультете обучались на двух курсах 160 военнослужащих.

• В Военный учебно-научный центр Сухопутных войск в 2009 году поступили 44 слушателя в офицерском звании. В 2010 году – примерно такое же количество. Но все они – офицеры внутренних и пограничных войск. За три года не поступили ни мотострелки, ни танкисты, ни один десантник.

• Практически мы возвращаемся на 50 лет назад. Выпускников средних военных училищ (ВУ) так и называли: «ВУ – вроде учился» (курсы младших лейтенантов). Всех сверхсрочнослужащих после школы рабочей молодежи заставляли заканчивать средние военные заведения. В то время учебный план курсов предусматривал изучение трех основных циклов учебных дисциплин. Первые – гуманитарные и социально-экономические дисциплины, на которые отводится примерно 14% учебного времени. Второй цикл составляли общепрофессиональные дисциплины, на которые отводилось около 10% учебного времени. Третий цикл обучения – военно-профессиональные дисциплины, на которые отводилось около 76% учебного времени.

• По предложению генерала армии Николая Макарова, в АГШ срок обучения составит два года. На первым курсе примерно около 80% учебного времени будет отведено для изучения военных дисциплин на оперативном и стратегическом уровне руководителя стратегическими группировками и Вооруженными Силами в целом. 20% первого курса и весь второй курс изучаются только науки и дисциплины, что позволят умело работать и в администрации президента РФ, и в правительстве, и быть губернаторами.

• Судя по всему, генералов готовят не к руководству войсками, а для работы в администрации президента РФ, в правительстве, на губернаторских должностях. И что особенно интересно, на курсах в АГШ отсутствует кафедра военной истории. Вся военная история уместилась в нескольких лекциях. Странное какое-то военное обучение!

БУХГАЛТЕРА, А НЕ СТРАТЕГИ

• Вполне возможно, так реализуется тайное желание власти заменить губернаторов силовиками. Вряд ли это говорит о возможном военном перевороте. Скорее о подготовке к новым президентским выборам. Полагаю, что после Курсов Общевойсковой академии и Курсов Академии Генерального штаба, «неучи начнут учить неучей».

• При этом генерал Макаров постоянно подчеркнуто демонстрирует свое внимание к состоянию зарубежной военной науки (в Турции и США). Но не думаю, что там военное образование лучше, чем в России. Последняя война на Кавказе показала, что США и Турция, готовившие грузинские войска, проиграли России по многим показателям. Но если говорить о программах, то сообщаю, что в американской армии академическая (общеобразовательная) программа занимает около 70% учебного времени.

• Военная программа ставит своей целью формирование командирских качеств и навыков, ознакомление с основными военными дисциплинами, а также обеспечение мотивации необходимой для военной профессии. На неё отводится до 20% учебного времени. На программу физической подготовки приходится 10% учебного времени, и ее цель заключается в развитии физической силы, ловкости, выносливости и соревновательного духа. Факультативные (выборные) предметы являются обязательными и составляют примерно 30% от обязательных дисциплин, а не 60% предлагаемых Макаровым в Академии ГШ.

• В России, например, образцом науки и образования является МГУ имени М.В. Ломоносова с пятилетним срокам обучения. На втором курсе пишутся рефераты, на третьем – курсовые работы по спецкурсам, и на четвертом – курсовые работы по специальности, на пятом – дипломная работа. На 40 факультетах, на пяти курсах и на 300 кафедрах даётся именно фундаментальное образование. В университете обучается более 36 тысяч студентов, около 4 тысяч аспирантов и 10 тысяч слушателей подготовительных отделений – в общей сложности около 50 тысяч человек.

• Назвать предлагаемый начальником ГШ вариант академии высшим учебным заведением неловко, это явно не академия, в лучшем случае – это курсы. Но, судя по всему, Минобороны «сумеет договориться» с Министерствам образования и науки Российской Федерации и получит лицензию на «двухгодичные курсы училищ и двухгодичные курсы Академии Генерального штаба». Минобрнауки не обратит внимание на слабо образованных генералов, не знающих оперативное искусство и стратегию применения Вооруженных Сил во всех видах боя, но знающих бухгалтерскую отчётность и налоги субъектов Федерации.

НАСЛЕДСТВО БУДУЩЕГО ПРЕЗИДЕНТА

• Президент России, как Верховный главнокомандующий, должен обязательно заниматься военной реформой лично. Стыдно за Главковерха, что он понимает военную реформу по подсказке министра обороны «как сокращение кадров и повышение денежного содержания». Верховный главнокомандующий так уверен, что в ближайшие три года военной опасности для нашей страны нет (один недруг – НАТО), поэтому позволил разрушить всю военную структуру Сухопутных войск, ВВС и ПВО, ВМФ, военное образование, военную науку.

Пока на «плаву», без элементной базы, остался ВПК, но он занят перевооружением не своей армии. Президент России поручил этим заниматься министру обороны и НГШ, совершено не думая о последствиях. А они могут быть непредсказуемыми. Похоже, следующему президенту достанется явно не боеготовая армия… За курс одного года в Общевойсковой академии и двух «финансовых» курсов Академии Генерального штаба практически невозможно создать военного ученого, но вполне возможно создать финансового специалиста.

• Думается, что списки предлагаемых начальником Генерального штаба академий нуждаются в серьезной корректировке правительством, Министерством образования и науки Российской Федерации по одной простой причине – они подрывают безопасность России и боеготовность Российской армии.

/А.Д.Цыганок — руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, полковник запаса, кандидат военных наук, nvo.ng.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Максим

    Здравствуйте.
    В настоящее время существуют школы младших лейтенантов, где, и как в них поступить? Благодарю.