• Если деньги будут выделены, посчитал генерал армии Макаров, в нынешнем году удастся, в частности, дополнительно закупить 14,3 тысячи квартир для офицеров. И тогда к 2013 году удастся полностью ликвидировать очередь российских военных бомжей.
• Очень вероятно, что правительство необходимые миллиарды найдёт. И Министерство обороны РФ, как оно, видимо, надеется, окажется ближе к заветной цели – поголовному обеспечению всех военнослужащих жильем. Правда, судя по военной статистике последних лет, шаги в этом направлении выглядят приблизительно, как попытка добежать до горизонта: чем быстрее стремишься, тем горизонт всё дальше.
• ВСПОМНИТЕ: сначала президент России Дмитрий Медведев, а потом и министр обороны Анатолий Сердюков, очевидно, всё скрупулезно подсчитав, с металлом в голосе обещали, что бесквартирные российские офицеры исчезнут как класс к 1 января 2011 года.
• Последним на эту тему в апреле минувшего года высказался Владимир Путин. Он тогда сообщил, что в 2009 году государство построило или купило для военных более 22 тысяч квартир, в 2010-м количество квартир для военных удвоится и составит 45 тысяч, а совокупные расходы на покупку и строительство жилья для этой категории граждан превысят 109 млрд. рублей. И всё будет, утверждал Путин, как задумывалось. Не сложилось. Два месяца назад куранты пробили, а очередь не рассосалась.
• Нужно, конечно, пару лет подождать, чтобы оценить реалистичность и этих планов. Хотя нельзя не заметить, что немалые государственные финансы на эти цели и сегодня расходуются как-то странно. Попробуйте в рамках здравого смысла объяснить такой, допустим, факт:
Тысячи военных семей не имеют крыши над головой, но одновременно на 1 января нынешнего года оказалось, что от 20 до 25 тысяч давно построенных и приобретенных Министерством обороны РФ квартир по городам и весям не заселены.
Только в Центральном военном округе невостребованы 50% квартир в городах Кинель, Балаково, Альметьевске, Салавате, Копейске и других.
Почему?
Зампредседателя комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич заявил по этому поводу, что «процесс строительства и получения жилья, который был организован управлением госзаказа Минобороны России, во многом противоречил здравому смыслу и интересам военнослужащих, которых и не подумали спросить, где они хотят поселиться после увольнения в запас».
Как это конкретно выглядит?
Об этом на состоявшемся недавно в Москве собрании офицеров запаса столицы и Центрального федерального округа рассказал представитель Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил в Тверском гарнизоне полковник Юрий Павлов. Пример, который он привёл, выглядит вопиюще. По словам Павлова, одному из молодых военных лётчиков гарнизона Мигалово в официальном письме за подписью начальника департамента жилищного обеспечения Минобороны Ольги Лиршафт предложили квартиру. Замечательная планировка, удобное расположение дома. Одна беда – жилье это в 200 километрах от аэродрома базирования. Естественно, пришлось отказаться.
• Во многом потому, что кому и какую квартиру давать в том же Мигалово решают теперь в Москве, в департаменте жилищного обеспечения Минобороны, которым руководит упомянутая Ольга Лиршафт. Приказом министра обороны Сердюкова № 1280 жилищные комиссии воинских частей отменены. Те самые комиссии, которые худо-бедно обеспечивали хоть какой-то общественный контроль за распределением квартир.
• Отказываются офицеры от предложенного жилья не только из-за расстояний. По словам Бабича, откладывать новоселье в купленных Минобороны зданиях военные вынуждены по причине «отсутствия в них социальной инфраструктуры, возможности устроить детей в детсады, школы, а также самому найти работу».
• В результате Счётная палата в 2010 году установила, что «отсутствие необходимой согласованности в деятельности управления госзаказа Минобороны и ФГУ «Росвоенжилья» в ряде регионов страны привело к покупке квартир в объёмах, значительно превышающих реальные потребности в них».
• Сложившуюся в Министерстве обороны России ситуацию «Свободная пресса» попросила прокомментировать председателя Центрального комитета Общероссийского профессионального союза военнослужащих капитана 1 ранга запаса Олега Шведкова:
— Олег Константинович, как объяснить эту чехарду со сроками окончательного решения жилищной проблемы в Вооруженных силах? То вопрос собирались окончательно закрыть в 2010 году, то в 2011-м. Теперь вот заговорили о 2013-м. Вроде, если известно число нуждающихся в жилье офицеров, если известны цены на квартиры в регионах, известны возможности бюджета – задачка получается посильной и для пятиклассника. Нет же, взрослые дяди в солидных ведомствах постоянно ошибаются на десятки и сотни миллиардов рублей. Что происходит?
Так на самом деле в Министерстве обороны никто и не знает, сколько Вооруженным силам необходимо квартир.
— То есть как — не знают? Численность офицерского корпуса известна. Сколько в нём ни разу не держали в руках ордера – тоже. Как тут можно ошибиться?
• Некоторое время назад я участвовал в обсуждении этого вопроса на уровне заместителей министра обороны. Говорю им: «У вас постоянно получается двойной счёт». Нет, утверждают, мы всех очередников знаем поименно. Однако смотрите, что получается.
• Существует множество отставников, которые дожидаются квартир со времён Павла Грачева. То есть, мыкаются по чужим углам уже по 10-15 лет. И они для нынешней администрации как герпес на губах — всё время раздражают. До 2005 года их выпихнули в муниципальные очереди. Люди постояли там, постояли. Видят, что так и до конца своих дней крышу над головой не получат. Стали возвращаться в очередь Министерства обороны. А там их никто не ждёт, на них денег военному ведомству не выделили. Тогда восстанавливаются через суды.
Да тысячи! Второе. Многие сегодня попавшие под сокращение при приведении Вооруженных сил к «новому облику» числятся обеспеченными жильем, хотя живут, к примеру, в спортзалах или в библиотеках воинских частей.
— Как это?
• А вот так. Допустим, не было свободного жилья в гарнизоне. Вновь прибывшему офицеру с семьей предложили хоть таким образом как-то временно перебиться, пожить в библиотеке. Тут его решено сократить. Уволить без жилья по закону нельзя. Тогда говорят: «Вот тебе неделя, собирай все необходимые документы на квартиру». Он не успевает. Наверх уходит доклад, что в части нуждающихся в жилье на сегодня нет. Исходя из этого, соответственные расчеты делают в Москве. Тем временем офицер добивается правды через суд. Теперь и ему тоже нужна квартира, а на неё денег не предусмотрели.
• Ещё есть люди, которые служили в так называемых закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Например, подводники-атомники в гарнизоне Западная Лица. У них есть в тех краях жильё. Но это же Заполярье! Понятно, что до старости под северным сиянием жить никто не хочет. Пытаются перебраться поюжнее. Но если эти офицеры уже уволены в запас, им предлагают решить свою проблему по программе переселения ЗАТО. Такая программа на самом деле существует, но еле-еле. Тогда бывшие военные опять же через суды возвращаются в очередь Минобороны.
— Подобных случаев тоже много?
Только по Северному флоту на 1 января 2011 года набралось 1970 человек.
— Обещание Сердюкова вернуть в Вооруженные силы 70 тысяч офицеров способно усугубить жилищную проблему в армии?
• Проблема в том, что никто до сих пор не знает, откуда станут набирать эти тысячи. Вроде бы, можно поступить так. На сегодняшний день в Вооруженных силах за штатом болтаются примерно 47-49 тысяч офицеров. Их должности сократили, на службу ходить им некуда. Однако, поскольку все эти люди бесквартирные, по закону их уволить в запас нельзя. Закон «О статусе военнослужащих» не позволяет. Казалось бы, верните хотя бы часть этих «заштатников» в строй, если вам внезапно понадобились еще 70 тысяч.
• Вернувшимся, конечно, тоже когда-нибудь квартиры понадобятся, но не в первоочередном порядке, как сейчас. Так нет же. В Главном управлении кадров Минобороны и в Главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба на этот счёт до сих пор никаких указаний. Более того. Последние две недели по военным округам и флотам ездят комиссии из Минобороны, которые всячески выдавливают бесквартирных «заштатников» на «гражданку».
— Так вы же сами говорите, что это незаконно?
В принципе – да. Но придумывают всякие ухищрения. Типа, «увольнение с оставлением в очереди нуждающихся в жилье». Мол, получишь крышу над головой когда-нибудь потом. Таким образом пытаются искусственно уменьшить количество бесквартирных офицеров.
— Вы ведь глава профсоюза военнослужащих. Наверняка к вам часто обращаются с жалобами. Многие ли из них касаются жилищного вопроса?
Только что подвели итоги за прошлый год. Таких жалоб у нас 67% от общего числа обращений.
— Вы верите, что хотя бы к 2013 году бесквартирных военных в России не останется?
Верю, несмотря ни на что. Просто уже столько на самом верху понаобещали, что пути назад нет. И 49 дополнительных миллиардов выделят. И ещё столько, сколько понадобится. Но через пару лет всё же, думаю, справятся.
/Сергей Ищенко, svpressa.ru/
ПОДПОЛКОВНИК ЗАПАСА ДОЛГОДВОРОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Прослужив 17 лет в Вооруженных Силах, Я всю свою молодость, самое дорогое, что есть у человека – здоровье, отдал на служение своей Отчизне, а стал фактически БОМЖОМ, оставшись без здоровья и жилья. Старших детей, при поступлении в Университет, прописывал у знакомых, через полгода они были оштрафованы — из-за отсутствия прописки. Каждый день мучительно больно за унижение перед чиновниками в течение 18 лет, за бесценно прожитые молодые годы, за государство, которое я охранял и которому теперь ни я, ни моя многодетная семья, в которой четверо детей, не нужны.
Подробности на сайте: letchik-bomzh.ucoz.ru, Т.: 8(908) 6-427-334, 8(908) 6-427-335, e-mail: dolg.ural@mail.ru