Сложный и длительный процесс
• В начале 50-х годов в Советской армии перестал существовать институт сержантов, по крайней мере в западном понимании этого слова. Конечно, у России своя культура, своё видение вещей и способ действий. И представление о том, что Москва просто выжидает, чтобы перенять американскую или британскую модель ВСС, абсурдно. Тем не менее чтение российской прессы наводит на мысль, что российские военные в целом не вполне понимают, что представляет собой современная западная модель управления армией.
• Кстати, отправная точка по её формированию в Соединенных Штатах возникла после смятения и травмы, нанесённой вооруженным силам США в результате войны во Вьетнаме. В ту пору перед американскими ВСС стояла только одна конкретная задача: быть командирами подразделений. Тогда как армии нужны были разносторонние и умелые воины, знающие инструкторы.
• Назревшие перемены начались в 1973 году. В тот день на четвертом этаже дома номер 4 в Форт-Беннинге (штат Джорджия) произошло нечто необычное. Во время собрания подкомитета по вопросам ВСС при Комитете по вопросам командования и руководства в Департаменте руководства сержант первого класса Эрл Бригхэм написал буквы «В», «С» и «С» на листе бумаги, а затем начал совещание в виде мозгового штурма. В итоге пришли к результатам, которые позднее (в 1984 году) были приняты в качестве концепции ВСС (каждый из трёх параграфов в концепции начинается с одной из этих букв).
• В США реформа ВСС представляла собой сложный и длительный процесс, который дал значительные результаты. Эта реформа перекликается с сегодняшними российскими военными переменами. На то, что они происходят, указывает, в частности, открытие в 2009 году нового центра в Рязани, предназначенного для подготовки профессиональных сержантов на курсах продолжительностью 34 месяца. Однако России ещё предстоит принять концептуальное решение, какой конкретно должна быть модель ВСС. Понятно, что они должны отвечать требованиям современных методов ведения войны и быть способными укреплять дисциплину, а также решать нравственные проблемы в подразделениях.
Руководящая роль
• На Западе военнослужащие сержантского состава (ВСС) в мирное время выполняют повседневную работу по управлению подразделением. Во многих случаях обычный солдат может не видеть офицера целыми днями. Это не означает, что офицеры не важны, они важны. Тем не менее за повседневную работу подразделения отвечает ВСС. Именно сержант служит примером для солдата или матроса.
• Руководящее положение ВСС распространяется также на административные обязанности. Сержант должен обеспечивать выполнение повседневных задач: например, кто стоит в карауле, или идёт в отпуск, или выполняет обязанности X или Y.
• В военное время ВСС часто командует подразделением. Поскольку войска привыкли идти за сержантом в мирное время, естественным является принятие им руководящей роли в боевых условиях.
• Когда это возможно, ВСС получает приказы от офицера. Тем не менее во многих случаях офицеров в непосредственной близости нет, и тогда ВСС обязан проявлять инициативу как при осуществлении повседневного построения подразделения, так и решая, что подчиненным надлежит делать в бою. Западные войска не могли бы действовать, если бы сержанты должны были ждать, когда им скажут, что предпринять в боевой обстановке. ВСС знают, в чем заключается боевая задача и что может потребоваться в соответствии с обстановкой.
Дисциплина
• ВСС непосредственно отвечает за дисциплину. Сержант добивается нужного поведения в своем подразделении. Проступки в армии и на флоте будут иметь место всегда, но о них сообщается офицеру лишь тогда, когда произошло серьезное нарушение дисциплины (например подчиненный ударил своего начальника). Однако в иных случаях (допустим, униформа солдата или матроса не соответствует уставу, солдат или матрос опоздал на построение) с провинившимся разбирается ВСС – если только поведение первого не выходит из-под контроля. В данном случае дело передается соответствующему вышестоящему офицеру для принятия мер.
• Дочь одного из авторов этой статьи служила в армии военным юристом. Когда требовалось ее вмешательство в ситуации, вызванные какими-либо дисциплинарными проступками, она первым делом проводила беседы со старшими ВСС провинившихся. Иногда, исходя из того, что сказал ВСС, не было оснований для предъявления обвинений («вообще рядовой X является солдатом первого класса, и это нарушение представляется единичным случаем»). Понятно, что при необходимости на сцене появляется офицер (например солдат вел себя дерзко по отношению к офицеру).
• В любом случае роль ВСС в отправлении правосудия трудно переоценить. ВСС знает солдат достаточно хорошо, чтобы сообщить командиру, был ли дисциплинарный проступок единичным случаем, который можно простить, или нет. Офицеры не располагают необходимой информацией, чтобы давать такие объяснения старшему командиру.
Технический эксперт
• ВСС настолько хорошо знает свою специальность, что может выступать в роли эксперта. Зять одного из авторов воевал в Афганистане, будучи майором танковых войск. Его старший ВСС, сержант первого класса, ранее служил в войсках специального назначения. Когда они устраивали засаду, планирование осуществлял именно этот сержант и утверждал у майора. А тот в свою очередь при проведении подобных операций предоставлял руководящую роль сержанту. Оба знали, кто «за старшего», но они также понимали, у кого больше знаний и опыта.
Наставник
• Сержант помогает подчиненным осваивать воинские профессии. Например, после курса подготовки пехотинцев в часть прибывают молодые солдаты с базовыми знаниями. Этих парней приписывают к подразделению, где им предстоит обрести конкретные навыки гренадера, пулемётчика и так далее, за что отвечают ВСС. Кроме того, они должны заниматься с солдатами, чтобы те могли выполнять обязанности сержантов в отсутствие последних. ВСС постоянно готовят из молодых солдат младших командиров. Хороший сержант прекрасно понимает свою роль в обучении подчиненных.
• Для россиянина может прозвучать странно, но ВСС также участвуют в подготовке младших офицеров. Многие сержанты собьются со счета, если их спросить, скольким младшим офицерам они передали знания и опыт.
• Сын одного из авторов окончил Военно-морскую академию США. Затем он учился в Школе подготовки офицеров по боевым действиям надводных сил. Перед отправкой к месту службы он спросил у отца: «Есть ли какие-нибудь советы?». В ответ услышал: «Иди в любое отделение, куда тебя припишут. Найди старшего унтер-офицера. Скажи ему: «Я Энсин Херспринг, я здесь главный. Что вы хотите, чтобы я сделал?».
• Вскоре выяснилось, что новичок оказался на корабле, оснащённом двигателем, изучение которого не было предусмотрено учебной программой академии (во всем американском военно-морском флоте такой тип двигателя имели только два корабля). Сын обратился за помощью к старшине. Тот дал ему чашку кофе и сказал: «Садись вон там и смотри». Молодой офицер так и сделал. Позже его перевели в надзор за палубной командой и он опять-таки учился у ВСС – старого седого боцманмата, от которого позже услышал: «Рад видеть, что вы знаете, как работает военно-морской флот, сэр».
• Из молодых офицеров с очень малым опытом службы можно вырастить высококвалифицированных профессионалов благодаря качественному наставничеству и руководству добросовестных старших ВСС. Последние (а их, заметим, подавляющее большинство в вооруженных силах США) понимают свою роль в подготовке младших офицеров и воспринимают эту задачу всем сердцем. Они сознают: для того, чтобы их взвод был успешным, нужно хорошее руководство офицеров, а также ВСС.
Образец для подражания
• Каждый солдат или матрос, который работает с ВСС, знает, что этот человек раньше был на его месте. Сержант заслужил свои нашивки, и это вызывает у подчиненных чувство уважения.
• Возможно, это самая важная работа ВСС – служить образцом для подражания рядовых. ВСС, которые не демонстрируют высоких моральных принципов, не добиваются уважения, которое вдохновляет солдат идти за ними в бой. Солдаты, которых ведут ВСС без твердых принципов и устоев, находятся в значительно менее выгодном положении в своем развитии.
Надежда и опора
• В американской армии, в военно-воздушных и военно-морских силах, в Корпусе морской пехоты США есть капелланы и военные юристы, которые наряду с обычными офицерами готовы помочь рядовым с решением их проблем. Тем не менее значение ВСС невозможно переоценить. Он видит непосредственную реакцию солдата или матроса, когда тот, например, получает известие, что умерла его мать или его девушка разрывает с ним отношения. Почти каждый день сержанты дают солдатам советы. Хорошие ВСС знают мотивы поступков своих подчиненных. Они знают об их семьях и могут уловить признаки того, что парня, похоже, что-то беспокоит.
• Они находятся в непосредственном контакте с солдатами в течение почти всего рабочего времени. Каждый день ВСС следят за благополучием своих солдат или матросов. Если они тренируются в жару, ВСС следит, чтобы подчиненные не испытывали жажды. Он обеспечивает солдат питанием в течение длительных учебных мероприятий и доставляет им почту.
• Смысл работы ВСС заключается в том, что он участвует в выполнении задач, устанавливая время и стандарты. Это требует навыков планирования, управления ресурсами. Хороший ВСС старается оставить свое отделение или расчет в лучшей форме, чем он его принял, он формулирует для себя краткосрочные и среднесрочные задачи. Роль ВСС в обучении полностью основана на улучшении стандартов, при этом он помогает солдатам выполнять свои обязанности технически и тактически.
• Теперь понятно, почему ВСС на Западе находятся практически на одном уровне с офицерами и, следовательно, обладают большой делегированной властью. Обычно сержант управляет своим подразделением с незначительным вмешательством со стороны офицера. Нет никаких сомнений в том, что правильная концепция ВСС, удовлетворяющая потребностям военных, служит основой любой успешной реформы или модернизации.
/Роджер Макдермотт, Дейл Херспринг, vpk-news.ru/
В нашей армии (Российской) этой нишей были прапорщики.