• Как сообщает информационное агенство DefPro, новое покрытие вместо того, чтобы поглощать часть звуковых волн, отклоняет их, благодаря чему объект в воде становится незаметным для сонаров (гидролокаторов).
• Ведущим проекта является профессор механики и проектирования Николас Фэнг. Под его руководством в университете был проведен опыт: инженеры покрыли новым материалом металлический цилиндр и опустили его в бассейн с водой. С одной стороны бассейна был размещен ультразвуковой излучатель, а с другой — регистрирующее оборудование. В ходе эксперимента, сенсоры не обнаружили в бассейне никаких предметов.
• После этого ученые провели аналогичные эксперименты, в которых новым материалом покрывались предметы разной плотности и выполненные из разных материалов. Итог был таким же — сонар не сумел зафиксировать их присутствие в бассейне.
• Разработанное учёными покрытие состоит из 16 концентрических колец, которые образуют акустические цепи. Они способны улавливать звук частотой от 40 до 80 килогерц и «проводить» его по акустическим цепям, заставляя фактически огибать предмет. По данным учёных, материал можно модифицировать таким образом, что он сможет отклонять и звуковые волны с частотой до нескольких десятков мегагерц. Стандартные военные сонары, используемые на современных подводных лодках, генерируют сигнал частотой от 1 до 500 килогерц.
• По мнению учёных, покрытие также можно будет использовать для подавления шумов, издаваемых самой подводной лодкой, движущейся в воде. В частности, новый материал поможет бороться с кавитацией — образованием небольших полых пузырьков в воде при движении объекта с большой скоростью. Такие пузырьки, схлопываясь, генерируют шум, который можно услышать с подлодки противника.
• Учёные вели работу над материалом с 2007 года. Когда именно новое покрытие пойдёт в серийное производство, пока неизвестно.
КРАТКАЯ СПРАВКА
• Современное безэховое покрытие, которым «обклеиваются» новые американские подводные лодки класса «Вирджиния», оказалось неустойчивым к воде: спустя некоторое время после начала эксплуатации материал начинает отслаиваться от корпуса подлодок. Специалисты ВМС США уже начали искать способ справиться с этим недочётом.
• Технология покрытия подлодок безэховыми материалами (частично поглощающими сигналы гидроакустических станций противника) применяется военными с 1940 годов. При этом технология за прошедшие годы практически не изменилась — покрытие прикрепляется к корпусу субмарин при помощи клея. Инженеры ВМС США провели испытания нескольких видов специального клея, однако ни один из них не оказался надёжным.
• Опасность такого положения вещей заключается в том, что определить заранее, в каком месте может произойти отслоение безэхового покрытия, практически невозможно. Между тем «сползание» материала с корпуса во время подводного плавания делает субмарину шумной и доступной для обнаружения противником. При этом не полностью отслоившийся материал способен стать дополнительным источником шума.
• В настоящее время на вооружении США стоят семь подлодок класса «Вирджиния». Строительством ещё трёх таких субмарин занимается компания Northrop Grumman по заказу Министерства обороны США. В общей сложности число подлодок «Вирджиния» в составе американских ВМС в перспективе должно увеличиться до 30 единиц.
• Атомные субмарины «Вирджиния» водоизмещением 7,9 тысячи тонн способны развивать скорость до 25 узлов. АПЛ «Вирджиния» имеют четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра и 12 ракетных шахт для ракет BGM-109 Tomahawk.
/По материалам lenta.ru/