• События декабря минувшего года – массовые беспорядки в столице и других крупных городах России, объятых волнениями на национальной почве, заставляют задуматься о многом. Например, о том, как они отразятся на и без того напряженных межэтнических отношениях в Российской армии?
• Вряд ли кто-то будет отрицать, что данная проблема на наших необъятных просторах зрела давно, словно большой нарыв или чирей. О ее причинах написано очень много. Мнений простых людей на сей счет великое множество, ведь свидетелями и очевидцами обострения опасной болезни, перерастания недуга в открытое противостояние являемся все мы – каждый видит и оценивает происходящее по-своему, исходя из личного опыта. Однако отыскать первопричину, докопаться до сути вопроса на самом деле куда сложнее.
Заграница нам «поможет»
• Всегда ли было деление людей в России на наших и других, ненаших? Всегда, испокон веков, особенно на ранних стадиях формирования русской нации в единый этнос. Чужаки вызывали настороженность, недоверие, потому что говорили на другом языке, имели свои традиции и религиозный культ (послужившие позже базой для формирования национальной культуры).
• Постепенно узнавая чужаков (оказавшихся со временем соседями) лучше, вступая с ними в экономические, политические и социально-бытовые отношения, русские приобретали опыт межнационального общения. Приняв православие – веру, в которой любовь к Богу и ближнему есть основополагающая заповедь и в лоне коей поэтому не должно быть разделений по национальному признаку, наш народ быстрее большинства других своих соседей вышел из периода междоусобных войн, а после Куликовской битвы ощутил себя единым целым, преодолев болезнь национальной обособленности и этнической ущемленности.
• Закономерно заняв в общем доме, ставшем Российской империей, роль старшего брата, русские свои отношения с прочими народами, вошедшими в ее состав, строили исходя из этой позиции. Быть старшим в семье не столько почетная обязанность, сколько (и прежде всего!) огромная ответственность: отвечать приходится за все, в том числе за младших братьев, которые должны быть сыты, одеты и не передраться между собой.
• А именно так часто вели себя разобщенные, нередко враждующие друг с другом, имеющие иной уклад жизни инородцы и туземцы (вполне официальное наименование), различными путями попавшие под власть российских самодержцев. Поэтому изначально Россия создавалась не исключительно для русских, но, безусловно, русскими. Факт – такое многонациональное Российское государство просуществовало почти 600 лет, пока незыблемыми оставались вышеназванные основополагающие принципы.
• Несколько в ином ключе строились отношения между народами в СССР. Вместо православного мировоззрения во главу угла были положены постулаты марксистско-ленинского учения (пролетарский интернационализм), а взамен имперского устроения – масонское, по сути либеральное равноправие всех наций (вопрос: можно ли найти в природе, не говоря уже о людях, хотя бы две совершенно одинаковые травинки или особи?).
• Удержанию страны в границах единого государства способствовали не только жестко проводимая соответствующая национальная политика и бдительные органы госбезопасности, но и реально сплотившая народы Великая Отечественная война, общесоюзные стройки, внутригосударственная трудовая миграция, заселение русскими национальных окраин и, наконец, служба в одной армии. Однако просуществовало такое государство менее 75 лет. Это тоже факт.
• Как показывает современная история, России без какой-либо идеологии, не ориентированной на западные, либеральные ценности, среди которых в действительности нет места по-настоящему братским, человеческим отношениям, сохраниться как единому многонациональному государству все труднее. Русские теряют общепризнанное лидерство, слабеют духовные, моральные и исторические скрепы, объединявшие народы в прежние времена, истощается запас терпения, уважения, любви друг к другу. Никто больше не хочет никого знать и быть что-либо кому-то должным. А рассудить, как жить дальше, получается, некому. Кроме, естественно, наших «партнеров» в Европе и за Атлантическим океаном. Им в отличие от нас давно ясно, что с нами и нашей землей делать.
Нужны грамотные патриоты
• Но вернемся к проблемам армии. С чего все-таки начинаются конфликты между военнослужащими различных национальностей? Неужели с того, что у сослуживца иного цвета и разреза глаза или более смуглая кожа? Но в России мало кого удивишь этими антропометрическими особенностями. Не оскорбят солдата и лингвистические особенности другого языка однополчанина или характерный кавказский акцент. Благодаря ряду телепередач он давно вошел в моду, а в последнее время стал даже слишком навязчивым.
• На мой взгляд, противостояние начинается тогда, когда представители другой нации, акцентируя внимание именно на этом, выходят за общепринятые рамки поведения, требования уставов, отказываются выполнять приказы командиров, ведут себя агрессивно, вызывающе. Часто такая мотивировка подкрепляется ссылками на религиозные мотивы и национальные традиции.
• Убитый недавно экстремистами духовный лидер мусульман Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев, с которым мне однажды довелось беседовать, признал данный аргумент весьма существенным для кавказской молодежи. Как надлежит реагировать на него командирам, сослуживцам? Сам покойный муфтий (кстати, старший сержант запаса) советовал офицерам проявлять деликатность и гибкость в этих вопросах.
• Но не все командиры (за отсутствием сокращаемых замполитов) владеют навыками проведения задушевных разговоров на столь щепетильную тему, а институт военного священства, в компетенции которого находятся такие вопросы, только-только начинает внедряться в войсках, нет подобных статей и в общевоинских уставах.
• А что делать однополчанам? В данном случае, если они оказываются неготовыми поодиночке или совместно противостоять носителям «особого кавказского менталитета», то чаще всего им приходится прогибаться под требования горячих и вместе с тем крепко сплоченных горцев, чего те и добиваются.
• В действительности в основе отказа выполнять какие-то служебные обязанности, требовать себе особых привилегий лежит элементарная невоспитанность либо антивоспитанность – целенаправленная установка на такой стиль поведения. Данный момент также был назван Анасом Пшихачевым среди главных поводов для межнациональных конфликтов в казармах. Итак, основная причина этой беды – в модели поведения, моральных установках, заложенных будущему защитнику Отечества родными, друзьями, школой, окружающей средой.
• Отсюда ну просто сам собой напрашивается железобетонный вывод – нам необходимо воспитывать не индифферентных, толерантных ко всему и всем космополитов-незнаек, а грамотных русских патриотов с ясным самосознанием, умеющих постоять за себя. Что мешает этому? Остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Не стать «руссиш швайн»
• Разговоры о воспитании национального самосознания в армии вызывают большое смущение или легкую панику у многих командиров. При этом чем выше чины, тем обычно больше паника. Словосочетания «русский дух», «русский народ», «русское самосознание» воспринимаются некоторыми военачальниками как что-то подозрительное, почти экстремистское.
• Отчего так? «Русская водка», «русская рулетка» или «русский секс» – пожалуйста, а «русское национальное самосознание» – уже, значит, нет! Очевидно, что над нашими мозгами хорошо поработали люди, специалисты в своей области. Не духовные ли они наследники доктора Геббельса и тех бравых ребят, которые приходили на российскую землю 69 лет назад, называя наших предков презрительно russisch schwein – русскими свиньями?
• Ещё одно интересное замечание: на службе в свободное время можно смотреть порнографические фильмы, если застукают – пожурят по-свойски, с кем не бывает?! Но если принесешь периодические издания с «провоцирующими» названиями «Русский дом», «Русский вестник», «Радонеж», «Русь державная» и т. д., могут быть неприятности куда серьезнее.
• Другой пример: в газетном киоске на территории одного закрытого военного городка свободно торгуют газетами типа «Мир криминала», «Вне закона», «СПИД-инфо», а вот упомянутых выше изданий там не нашлось. Или еще пример: на «Русском радио», «Милицейской волне», находящейся на балансе МВД Российской Федерации, очень редко звучат по-настоящему русские, поднимающие дух песни, но гораздо чаще – откровенный блатняк или «шлягеры» деструктивного или просто суицидального содержания. Примеров незримой подмены настоящего русского по духу по сути псевдорусским или лишь русскоязычным, к сожалению, можно привести еще много!
• Чего же откровенно боятся противники возрождения идеи русского самосознания в погонах и без оных? Погромов? Но они уже прокатились по стране, причем их инициаторами были отнюдь не умеренные русские националисты, объединившиеся, в частности, во вполне лояльное власти патриотическое движение «Народный собор». Уличные беспорядки и потасовки начались футбольными фанатами из-за убийства их товарища кавказцами. Но разве Россия – это всего лишь большой фан-клуб «Спартака», а уже не Святая Русь и Третий Рим?
• Почему, например, не возмутился народ, не поднялся, когда год назад прямо в храме города Москвы был застрелен прекрасный человек – священник Даниил Сысоев, который вел очень активную миссионерскую работу среди мусульман, за что и поплатился жизнью? Случай-то вопиющий, но московскую молодежь, кроме разве что небольшой православной её части, он не сильно взволновал. А может, в тот раз просто не было хорошего организатора, ведь патриарх Кирилл не призывал отомстить сразу всем мусульманам?
• Все дело, думаю, в отсутствии или недостатке национального самосознания. Если бы вышедшие на улицу парни, как, впрочем, и весь наш народ, в действительности обладали этой утраченной чертой государствообразующего этноса в полной мере, то скорее всего не было бы и самих беспорядков, и поводов к ним. Ведь начались они не столько из-за убийства представителями Кавказа русского парня, сколько из-за продажности прокурорских работников и, может быть, сотрудников милиции, у которых это чувство национального самосознания уж точно отсутствовало напрочь и русские они лишь по наружности и языку.
• По-вашему, автор высоко поднял «планку русскости»? Но именно этой высоты и боятся тайные и явные враги России, прямо или косвенно желающие ее развала и гибели в пожаре междоусобной брани и гражданской войны. Эти люди и стоят за спинами убийц Егора Свиридова, отца Даниила Сысоева и муфтия Анаса Пшихачева. А разгоряченные футбольные фанаты, которых удалось поднять на борьбу с собственным государством, для них лишь пушечное мясо и… русские свиньи.
Хорошо всем остальным
• Русским мало родиться и только называться, им нужно быть! Именно такому уровню национального самосознания соответствовали лучшие русские люди:
— благоверный князь Александр Невский — «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!»,
— непобедимый Александр Суворов — «Мы – русские, какой восторг!»,
— гроза всего Кавказа Алексей Ермолов — «Горжусь тем, что я русский!»,
— гениальный Александр Пушкин — «Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?»,
— великий Николай Гоголь — «Нужно любить Россию!»,
— талантливейший мыслитель Федор Достоевский — «Без Бога русский человек – дрянь!»,
— святой Иоанн Кронштадтский — «Перестали понимать русские люди, что такое Русь!»,
— глубочайший мыслитель и философ Иван Ильин — «Живу только для России!»,
— маэстро Георгий Свиридов — «Я – русский человек!», и многие-многие другие.
• Решить проблему обострившихся межнациональных отношений как в стране, так и в армии без учета истинных интересов русского народа, без решения вопросов подъема его духа и национального самосознания, очищенного от перекосов, навеянных чуждыми нашему этносу учениями от марксизма до либерализма включительно, невозможно. И никакой угрозы другим народам России в связи с этим не возникнет, ведь русский народ традиционно не народ-потребитель, а народ служения: сначала Богу, потом миру и только затем себе.
• Как сказал ещё задолго до начала волнений известный представитель московской армянской диаспоры Г.Язерян: «Если будет хорошо русским, будет хорошо и всем остальным». По-моему, это слова по-восточному мудрого человека.
/Роман Илющенко, бакалавр религиоведения, подполковник, vpk-news.ru/