Главная Аналитические статьи и мнения

Проблемы и состояние российского ОПК

3
6789

• Многие предприятия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ещё не готовы к серийному производству высокотехнологичных систем вооружения. По данным Владислава Путилина (заместителя председателя военно-промышленной комиссии РФ), только 36% стратегических предприятий финансово здоровы, а 25% находятся на грани банкротства.
В состав российского ОПК входит 948 стратегических предприятий и организаций, на которые распространяются нормы параграфа 5 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие специальные правила банкротства. В настоящее время в отношении 44 из них возбуждены процедуры банкротства.

• По данным ФНС России, 170 стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса имеют признаки банкротства. Более того, в отношении 150 стратегических предприятий и организаций налоговыми органами уже вынесены постановления о взыскании задолженности за счёт их имущества, которые направлены на исполнение судебным приставам. Дополнительные проблемы ОПК создала и задержка с перечислением средств по гособоронзаказу.

• Как образец проведём анализ предприятий авиапромышленности и бронетанкового машиностроения. За последние годы оборонка успела наделать очень большие долги.
В авиапромышленности:
— РСК «МиГ» – 44 млрд. руб.,
— ММП им. В.В.Чернышева – 22 млрд. руб.,
— НПК «Иркут», компания «Сухой» – порядка 30 млрд. руб.

В бронетанковом машиностроении — например ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения» производит танки Т-80У и Т-80УК. Кредиторская задолженность предприятия составляет 1,5 млрд. рублей.

• В 2008 году между Минобороны РФ и ОАО «НПК «Уралвагонзавод» был заключен трёхлетний контракт на закупку 189 танков (по 63 танка в год). В 2010 году Министерство обороны России запланировало приобрести 261 новый танк Т-90, которые производит ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Если заказ на закупку танков на 18 млрд. рублей всё-таки осуществится, то у завода появится шанс погасить свою задолженность – 61 млрд. руб.

Несмотря на то, что в последние годы России удалось частично вернуть утраченные позиции в мировой торговле оружием, успехи переоценивать нельзя. Ведь в основе кризисных явлений в области ВТС лежат не только и не столько несовершенство государственного управления (хотя это тоже важно), сколько проблемы производителей ВиВТ. По многим военным технологиям Россия ещё находится на уровне 1970–1980-х годов. Состояние предприятий ОПК и их существенная технологическая зависимость от зарубежных поставщиков остаются критическими.

• Так, по сравнению с 1992 годом уменьшилось производство:
— военных самолётов — в 17 раз,
— военных вертолётов – в 5 раз,
— авиационных ракет – в 23 раза,
— боеприпасов – более чем в 100 раз.

Вызывает тревогу снижение качества продукции военного назначения (ПВН). Затраты на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации ПВН доходят до 50% от общего объема затрат на ее изготовление. В то время, как в экономически развитых странах этот показатель не превышает 20%. Главная причина – износ основного оборудования, достигший 75%, и чрезвычайно низкий уровень перевооружения: темпы обновления оборудования составляют не более 1% в год при минимально необходимой потребности 8–10%.

• В последние годы снижение качества ПВН и участившиеся случаи несоблюдения сроков выполнения контрактных обязательств российскими субъектами ВТС, в сочетании с неоправданным повышением цены на ВиВТ, стали заметно отражаться на взаимоотношениях в области ВТС с традиционными российскими покупателями ПВН (в первую очередь с Индией и Китаем) и, как следствие, на объёмах поставок.

Предприятия ОПК не в полной мере справляются с выполнением заключенных контрактов. Некоторым иностранным заказчикам приходится стоять в очереди за российским оружием. Правда, пока не совсем ясно, как удержать цену 2011 года на всю номенклатуру боевой техники, которую собираются закупать военные у промышленности, до 2020 года. Заложенные в бюджет дефляторы всегда почему-то оказываются меньше, чем реальный рост инфляции и рост стоимости материалов и комплектующих к конечной продукции.

В итоге, все программы вооружений через пять лет оказываются разбалансированными, а объём недополученных денег и, следовательно, не поступившей в войска техники достигает 30–50%. Сопоставление объёмов продаж ПВН на экспорт с закупками ПВН в интересах в МО РФ показало, что многие годы объёмы продаж вооружения и военной техники (ВиВТ) иностранным государствам превышали объёмы внутренних закупок и только в последние годы наметилась тенденция к увеличению внутреннего спроса.

• И если в 2000–2003 годах военные расходы России составляли порядка 30–32% от объема экспорта ПВН, то в 2004–2005 годах стали сопоставимы, а с 2006-го превысили объемы экспорта, составив в 2006 году 114,6%, в 2007 году – 132,6%. Эти данные отражают не только улучшение экономической ситуации в стране, наблюдавшееся в последние пять-шесть лет, но и изменение отношения государства к состоянию Вооружённых сил РФ, требующих переоснащения и модернизации. В федеральном бюджете на 2009–2011 годы предусмотрен существенный рост объемов закупок ПВН, несмотря на финансовый кризис.

Деградация научно-технического комплекса привела к тому, что, несмотря на рост оборонного госзаказа, производство нового поколения вооружений никак не удается наладить. Нынешняя ситуация создает угрозу национальной безопасности России.

• По мнению Сергея Рогова, директора Института США и Канады РАН, у ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2–3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигают 3,5–4,5% ВВП. Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1,7% ВВП). Ожидается, что в следующем десятилетии КНР догонит США по объему расходов на науку. Быстро растут расходы на НИОКР и в Индии. К 2012 году они достигнут 2% ВВП.

• Европейский союз поставил задачу увеличить расходы на НИОКР до 3% ВВП. Доля расходов России на оборонные НИОКР – 0,6% ВВП, на гражданскую науку – 0,4%. Для сравнения: в последние годы существования СССР общие расходы на НИОКР составляли 3,6–4,7% от ВВП. К сожалению, в России доля всех затрат на фундаментальные исследования составляет всего 0,16% ВВП.

В развитых странах расходы на фундаментальные исследования составляют 0,5–0,6% ВВП. В странах – лидерах мировой науки научная политика имеет две стороны. С одной стороны, государство напрямую финансирует научные исследования, а с другой – с помощью налоговых мер стимулирует расходы на НИОКР частного сектора. В России же, по данным ОЭСР, налоговая система не поощряет, а ущемляет расходы на НИОКР. Затраты российского бизнеса на НИОКР в 7–10 раз меньше, чем в развитых странах. Лишь три российские компании входят в число 1000 крупнейших компаний мира по размерам затрат на НИОКР.

• Удивление вызывает, что удовлетворение запросов «Рособоронэкспорта» пользуется преимуществом перед потребностями Вооруженных сил РФ. В России остро стоит вопрос: что для государства важнее – заказы Минобороны или «Рособоронэкспорт»? Думается, что контракты «Рособоронэкспорта» важнее, поскольку внутренние цены уступают экспортным. Именно поэтому «Уралвагонзавод» не может начать производство нового танка Т-95 и боевой машины поддержки танков (БМПТ).

Автономия остается главным элементом российской оборонной доктрины. Одной из главных целей реализации новой политики для ОПК обозначено «недопущение критической зависимости деятельности ОПК от поставок комплектующих изделий и материалов иностранного производства». В полной мере отражены чаяния глав предприятий ОПК: государство будет содействовать приобретению уникального оборудования и передаче его в лизинг российским оборонщикам.

• Проблемы развития отечественной электронной компонентной базы, так же как и радиоэлектроники, специальной металлургии и малотоннажной химии, будут решаться в рамках федеральных целевых программ и частно-государственного партнерства.
Система управления оборонкой в России пересматривалась уже шесть раз. В результате уровень этого управления снизился от заместителя председателя правительства Российской Федерации до руководителя департамента Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Деятельность различных структур, занимающихся разработкой различных видов военной продукции, не скоординирована с Федеральным законом от 26 сентября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

• Данный закон смягчил требования к стратегическим предприятиям ОПК в части признаков несостоятельности и установил увеличенный перечень мероприятий, направленных на предупреждение их банкротства. Однако и этот закон требует ряда изменений. Особенно это относится к порядку предоставления государственных гарантий по обязательствам стратегических предприятий в период их финансового оздоровления, ограничению прав кредиторов по распоряжению имуществом должника, прав собственника мобилизационных (резервных) производственных мощностей.

• Предлагается, чтобы в скорректированном законе было прописано право инициирования банкротства стратегического предприятия только правительству Российской Федерации либо возбуждалось дело о банкротстве после снятия с предприятия стратегического статуса.

• Неудачная политика сложилась и в области ценообразования на продукцию ОПК. Сейчас цены на военную продукцию утверждаются заказчиком в соответствии с ведомственными нормативами на основе расчётов себестоимости, представляемых головным исполнителем заказа. Зачастую утверждённые цены на продукцию ОПК не соответствуют росту тарифов естественных монополий. В результате цены на военную продукцию постоянно растут. Поэтому, несмотря на ежегодное увеличение расходов на государственный оборонный заказ, денег на закупку новых современных вооружений не хватает.

Не находит пока решения такая важнейшая проблема для ОПК, как налогообложение. Земельный налог, налог на имущество, другие виды налогов, которые стратегические предприятия ОПК сегодня обязаны платить, стали одним из главных тормозов его реформирования. А когда возникает необходимость в вывозе российского мусора контейнером, предприятия ОПК пользуются услугами специализированных компаний, таких как ЗАО «Лэндмэн». Руководители оборонных предприятий уже много лет добиваются отмены налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, которые ведутся по контрактам в рамках государственного оборонного заказа, по прибыли предприятий ОПК.

Сейчас необходимо пересмотреть цели и задачи оружейного комплекса. Нужно чётко понимать, с кем мы собираемся воевать, какие для этого нужны виды вооружений и какой соответственно должен быть гособоронзаказ. Если не будет вменяемого оборонного заказа, то не будет оборонной промышленности. Промышленность нельзя законсервировать и оставить до лучших времен.

• Оборудование устареет морально и физически, его растащат, специалистов не будет. Поэтому восстановить законсервированное гораздо дороже, чем построить новое на новом месте. Пока этого понимания нет, ситуация будет только ухудшаться.

/По материалам topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Игорь

    Работаю на авиационном предприятии, инженер-конструктор ПО КАРКАСУ летательного аппарата, стаж 5 ЛЕТ. Всё, что связано с авиацией, мы уже практически разучились делать. Подозреваю, что с подводными лодками и ракетами тоже самое.

  2. Александр

    В данный момент пишу диплом по ОПК, сравнил темпы деградации нашей оборонки с ростом у Китая. Печально…

  3. Сергей

    Пока заказчики на предприятиях ОПК будут устанавливать цены на продукцию, а не просто контролировать соответствие техники требованиям ТЗ и документации, такая ситуация и будет. Работал в КБ, так заказчики только на стадии НИОКР за каждую запятую деньги урезали. А еще печально то, что устарели не только основные производственные средства, а и кадры. Лет через 5 наверно вообще не останется инженеров в некоторых областях не то что для создания нового, а просто для поддержки производства и модернизации. Преемственность потеряна однозначно. Молодежь не стремится работать в ОПК — зарплаты просто смешные.