• Программа предварительных испытаний БПЛА «Элерон-10» (Т-10), относящегося к классу малых беспилотников, завершилась год назад. Диапазон скоростей полёта БПЛА «Элерон-10» 140 — 180 км/ч, высота полёта — от 100 до 1000 м, продолжительность полёта — 6 часов, взл тная масса 12 кг, размах крыла — 2,2 м.
• Стартует аппарат при помощи пневматической катапульты, посадка производится на парашюте. Произведенный в казанской компании «Эникс» комплекс предназначен для решения задач воздушной разведки и наблюдения. На беспилотном летательном аппарате предусмотрена возможность установки помеховой аппаратуры, ретрансляторов, другого оборудования.
• БПЛА может совершать полеты продолжительностью до 4 часов на удалении до 50 км от наземной станции управления. Комплекс позволяет осуществлять одновременное управление до 4 БЛА. При этом любой БПЛА может работать в качестве ретранслятора для остальных.
• Комплекс «Наводчик-2» может иметь в составе четыре типа БПЛА различного веса — от 2 до 20 кг, с дальностью передачи информации в пределах прямой радиовидимости от 5 до 70 км. Для него заявлены высота полёта над уровнем моря не более 3000 метров, крейсерская скорость — 50 км/ч, а максимальная — 150-160 км/ч.
• Система управления позволяет выполнять полёт в автоматическом или полуавтоматическом режиме по командам оператора. Имеются контроль полётного задания на выполняемость и его корректировка, а также возможность передачи управления полётом с одной наземной станции на другую. Комплекс оснащен цифровым закрытым каналом связи.
• На очереди следующие разработки беспилотников. «Мы находимся сейчас на таком этапе, когда накопленное количество информации перерастает в новое качество – начало практической работы по созданию комплексов с беспилотными вертолетами», — отмечает директор по комплексам с беспилотными вертолётами ОАО «Вертолёты России» Геннадий Бебешко.
• Такой поворот к отечественному производителю президент России Дмитрий Медведев объяснил следующим образом: «У нас были определенные проблемы с беспилотными летательными аппаратами, мы были вынуждены принять решение о закупке ряда иностранных образцов. В результате качество отечественных беспилотников существенно улучшилось, потому что наши производители боятся потерять этот рынок». Глава государства отметил, что необходимо «не гарантированное раскассирование денег, а именно выявление наиболее подготовленных производителей в результате конкурентного размещения заказов».
• В целом же планы по оснащению российских ВВС беспилотниками выглядят достаточно внушительно. По словам главкома ВВС генерал-лейтенанта Игоря Садофьева до 2020 года планируется закупить 1,5 тысячи и провести модернизацию более 400 самолётов и вертолётов. А количество беспилотных авиационных систем в составе ВВС должно составить 30% всей военной авиации.
• Плюс, в Сухопутных войсках согласно штатному расписанию в составе каждой бригады «нового облика» должно быть 16 тактических беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
• В свою очередь на недавнем авиасалоне в Чжухае Китай представил более 25 БПЛА собственного производства. При этом первый аппарат был представлен Китаем на этом же авиасалоне всего четыре года назад.
«Сейчас в это трудно поверить, но в 50-80 годы именно наша страна являлась лидером в производстве беспилотных самолетов. Первоначально это были дистанционно управляемые мишени с до- и сверхзвуковой скоростью для советской истребительной авиации, на которых оттачивали свое боевое мастерство наши асы, — говорится в одном из отчётов «Рособоронэкспорта» — Затем появилась разведывательная беспилотная авиация. Разрабатывались БПЛА вертолетного типа и системы на основе привязных аэростатов. С 1970-х годов начались научно-исследовательские работы в области боевых аппаратов, а также беспилотных самолетов с большой высотой и продолжительностью полёта, предназначенных для длительной разведки и применения в составе разведывательно-ударных комплексов…»
• Однако в тот период эти направления не получили развития. И в разгар холодной войны советский авиапром был загружен заказами по производству боевой пилотируемой авиатехники.
• Сложностей на пути к созданию конкурентоспособной продукции у российской промышленности множество. Одной из них, по оценке российской компании «Вега», является отсутствие в России технологий производства малоразмерных двигателей. Такие силовые установки, однако, изготавливаются на Украине запорожской компанией «Мотор-Сич». Компания «Вега» планирует купить эти двигатели и ведёт соответствующие переговоры с украинскими производителями. Не исключается и учреждение совместного предприятия, которое обеспечит силовыми установками российские БПЛА.
• В сентябре 2010 года Анатолий Сердюков объявил, что в России будет развёрнуто производство беспилотников различных типов с участием иностранных компаний. В частности, в России появится совместное российско-израильское предприятие, выпускающее беспилотные аппараты. В нём будет представлена израильская госкомпания Israel Aerospace Industries.
• В результате такого сотрудничества Россия намерена заполучить израильские беспилотные технологии, которые помогут отечественной отрасли сделать шаг вперед в создании БПЛА. Разумеется, производить боевые аппараты Россия у Израиля не научится. Тот создал свой первый ударный БПЛА Harop относительно недавно и такими технологиями делиться вряд ли захочет.
• К числу других сложностей можно смело отнести финансирование, дефицит высококвалифицированных кадров, специализирующихся в создании такого вида оборонной продукции, а также, как ни странно, отсутствие чётко проработанной концепции закупки и применения беспилотников. Тем не менее, во всем мире сегодня разведывательные БПЛА стали неотъемлемой частью ведения боевых действий, и российское Министерство обороны отставать от соседей по планете, очевидно, не намерено.
• В нынешней ситуации речь о лидерстве в сфере беспилотников не идет. Пока для армии жизненно важно элементарно не проиграть гонку.
/По материалам arms-expo.ru, rosbalt.ru и topwar.ru/