Главная Иностранные армии

Крылатые «хищники» Пентагона

0
2614

• В своей нынешней афганской кампании США сделали ставку на применение ударных БЛА. Кроме того, США не воюют с Пакистаном, однако масштаб использования ударных беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве этой суверенной страны наводит совсем на другие мысли.
• За восемь месяцев 2010 года БЛА американских ВВС нанесли по целям на территории Пакистана 54 ракетных удара, в то время как за весь 2009 год таких атак было предпринято 53. Объектами ударов декларируются укрытия боевиков «Аль-Каиды», группировки Джалалуддина Хаккани и движения «Техрик Талибан-и-Пакистан».

• Представители Пентагона заявляют, что анализ действий БЛА свидетельствует о высокой эффективности их применения. Однако независимые эксперты указывают на тот факт, что большая часть погибших при бомбардировках людей – в лучшем случае, рядовые боевики, а часто – и мирные жители.

Из более чем 850 человек, уничтоженных беспилотниками на территории Пакистана с 2008 года, 14 являются командирами высшего звена, около 20 – среднего звена. Остальные – рядовые, фактически – вооружённые крестьяне. При этом по официальным пакистанским оценкам, на одного уничтоженного боевика приходится 25 убитых мирных жителей.

• Надо отметить, что большая часть информации об интенсивности и эффективности боевой работы БЛА в Пакистане имеет неофициальный характер. Поэтому она весьма приблизительна. Так, в соответствии с исследованием фонда New America Foundation, с 2004 г. по начало 2010 г. было осуществлено 114 атак БЛА по целям на территории Пакистана. При этом убито от 834 до 1216 человек. Как указано в докладе фонда, две трети из них «похоже, были боевиками», а одна треть – мирными жителями.

• Заметим, что New America Foundation придерживается довольно консервативных позиций и заподозрить доклад этой организации в «очернении» ВС США довольно трудно. Тем не менее, в Пентагоне приводят другие цифры. По данным МО США под ударами беспилотников с 2008 г. по май 2010 г. погибли не более 30 гражданских лиц, в то время как потери боевиков превысили 500 человек. Правда, совершенно не ясно, кто и как подсчитывает для США количество потерь мирных пакистанцев.

• Однако в любом случае, кто бы и как не подсчитывал потери, ясно одно – мирные граждане гибнут и будут гибнуть при ударах по боевикам. Это, естественно, ведёт к дальнейшему озлоблению населения на северо-западе Пакистана и к росту антиамериканских настроений в целом. Очевидно, что часть пакистанцев, родственники которых погибли под американскими ракетами и бомбами, берутся за оружие, чтобы воевать на стороне «Талибана», «Аль-Каиды» и других радикальных движений.

• Однако в руководстве США потери среди мирных жителей Пакистана, какими бы они ни были, видимо, считают приемлемой ценой за снижение эффективности управления террористическими группировками. В частности, в соответствии с официальными заявлениями представителей Госдепартамента, постоянные атаки дронов заставили руководство «Аль-Каиды» и «Талибана» передислоцироваться с «территории племён» значительно южнее, вплоть до Карачи.

• Один из весьма любопытных доводов представителей американских спецслужб в пользу дальнейшего наращивания активности атак БЛА против руководства террористических организаций состоит в том, что из-за ликвидации секретных тюрем ЦРУ и возможного закрытия тюрьмы Гуантанамо, спецслужбы просто не имеют возможности где-то содержать плененных полевых командиров, поэтому рациональнее их уничтожать.

УДАРНЫЕ «ХИЩНИК» И «ЖНЕЦ»

• Основной беспилотной ударной силой ВВС США в настоящее время являются БЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. При этом Predator, наиболее известный и успешный на сегодняшней день беспилотник в мире, уже считается устаревшим, планируется постепенное снятие его с вооружения.

• Общее количество MQ-9, который представляет собой увеличенный вариант MQ-1, в перспективе будет доведено до 329 единиц. Первые комплексы RQ-1 Predator стали поступать на вооружение в 1995 году, тогда же началось их боевое использование на Балканах.

Predator («Хищник») разработан авиационным подразделением компании General Atomics. Первоначально этот БЛА создавался исключительно как разведывательная платформа, на что указывает его обозначение: буквой R, в соответствии со стандартами Пентагона, обозначаются разведывательные самолеты, Q – беспилотные летательные аппараты. Но в 2002 году, после того, как Predator был адаптирован для применения вооружения, он получил обозначение MQ-1, что, в соответствии с уже упомянутыми стандартами, обозначает многофункциональный БЛА.

• Идея дооснастить RQ-1 для применения управляемых ракет и другого вооружения возникла после того, как был создан и испытан многоцелевой БЛА MQ-9 Reaper.

MQ-1 Predator построен по обычной аэродинамической схеме. Он имеет обращенное вниз V-образное хвостовое оперение, заднее расположение силовой установки с толкающим винтом. Двигатель – поршневой, четырёхцилиндровый оппозитный Rotax 914F мощностью 115 л.с. Старт и посадка осуществляется по-самолётному.

• Длина аппарата – 8,22 м, размах крыльев – 14,8 м. Максимальный взлётный вес – 1020 кг. Максимальная скорость БЛА – 217 км/ч, крейсерская – 130-165 км/ч. Практический потолок – 7620 м, дальность полёта 3700 км, хотя учитывая конструкцию системы управления, она ограничивается исключительно продолжительностью полёта, которая в серийном варианте составляет 24 часа (в ходе экспериментальных полетов Predator держался в воздухе до 40 часов).

• В конструкции MQ-1 Predator применены стандартные для американской авиапромышленности механические, электрические и электронные узлы и агрегаты. Такая концепция создания БЛА позволила добиться снижения стоимости производства и довольно высокой надежности комплекса.

«Хищник» оснащен мультиспектральной системой наведения AN/AAS-52. В её состав входят инфракрасный, телевизионные (цветной и черно-белый) каналы, лазерный дальномер и прибор лазерной подсветки цели. Также на борту имеется РЛС с синтезированной апертурой фирмы Westinghouse.

• Для связи с наземным пунктом управления и для трансляции разведывательной информации потребителям Predator использует радиосигнал, транслирующийся через спутники. Хотя управление может осуществляться и напрямую, но на дальность, не превышающую 270 км (первоначально, до 2000 г., это был единственно возможный вариант управления БЛА Predator).

• Управление БЛА по спутниковому сигналу осуществляется с помощью мобильных станции спутниковой связи AN/TSQ-190 Trojan SPIRIT-II. Станция представляет собой два стандартных контейнера с оборудованием, установленных на шасси HMMWV, и двух прицепов с антеннами.

• Наземный пункт управления представляет собой контейнер длинной 9,15 м и шириной – 2,5 м. В нём расположены рабочие места пилота и оператора оборудования и вооружения. Комплекс состоит из четырех беспилотников и одной станции управления. Численность обслуживающего комплекс персонала – 55 человек.

• Каждый комплекс MQ-1 может быть разобран на 6 частей для быстрой доставки в любую точку мира. Самая крупная составная часть – кабина наземного пункта управления.

• Среди отзывов военнослужащих о вверенном им вооружении, попадавших в разное время в американскую прессу, можно встретить упоминания о недостаточно продуманном расположении органов управления в наземном пункте. Например, кнопки запуска ракет и выключения двигателя аппарата находятся рядом друг с другом, что в критической ситуации может привести к фатальной ошибке.

• Кроме того, ВВС испытывают острый дефицит пилотов-операторов и вынуждены привлекать на помощь Национальную гвардию и даже отставников. Это во многом объясняется резким ростом численности БЛА Predator и Reaper в ВВС, а также стремительно нарастающей нагрузкой на них. По результатам 2009 года в Ираке и Афганистане беспилотники ежедневно совершали 34 вылета, в то время как в 2006 году поднимались в воздух 12 раз в день.

• 70-80% времени операторы БЛА тратят на сканирование дорог для противодействия минированию. Остальное время занимает наблюдение за лагерями боевиков и оказание поддержки войскам на поле боя.

Схема применения БЛА типа Predator примерно такая: аппарат выполняет полёт по заданному маршруту, непрерывно передавая «картинку» на командный пункт в Афганистане или Ираке. Офицеры на КП просматривают материал и в случае обнаружения цели дают команду экипажу, который может работать дистанционно, то есть с территории США, на применение оружия.

• В планах ВВС США – модернизация пунктов управления беспилотниками. Основная задача этой работы – упростить процесс управления летательным аппаратом. Это позволит, во-первых, одному пилоту управлять стразу несколькими дронами, а, во-вторых, сократить объём подготовки пилотов.

MQ-9 Reaper («Жнец») впервые был поднят в воздух в 2001 году. Он является увеличенным вариантом MQ-1 и очень похож на него внешне. Основным визуальным отличием «Жнеца» от «Хищника» является перевернутое вверх хвостовое оперение. Длина аппарата – 11 м, размах крыльев – 20 м. Он оснащен турбовинтовым двигателем TPE331-10 разработки фирмы Garret мощностью 900 л.с.

• Максимальный взлётный вес – 4760 кг. Максимальная скорость БЛА – 482 км/ч, крейсерская – 276-313 км/ч. Практический потолок – 15000 м, дальность полета – 5920 км. Запас топлива на борту позволяет MQ-9 держаться в воздухе от 14 (с максимальной загрузкой) до 28 часов, а с двумя подвесными топливными баками – до 42 часов.

Аппарат оснащен мультиспектральной системой наведения AN/AAS-52. На борту также установлена радиолокационная станция с синтезированной апертурой AN/APY-8 Lynx II. Беспилотник имеет шесть точек подвески вооружения и дополнительного оборудования. Два пилона расположены во внутрифюзеляжном отсеке. На них может размещаться как вооружение, так и дополнительные топливные баки массой до 680 кг на каждом. Также БЛА имеет 4 подкрыльевых пилона. Первая, расположенная ближе к фюзеляжу, пара предназначена для размещения полезной нагрузки общей массой до 270 кг на каждом бомбодержателе, вторая пара – до 90 кг.

В состав вооружения MQ-9 могут входить:
— управляемые бомбы GBU-12 Paveway II;
— корректируемые бомбы GBU-38 JDAM;
— ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-114 Hellfire II;
— ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder (в перспективе ВВС США намерены добавить к номенклатуре вооружения MQ-9 Reaper ракеты класса «воздух-воздух» AIM-92 Stinger).

• Ещё одним пополнением в семействе американских беспилотных летательных аппретов, ведущих свою родословную от MQ-1 Predator, стал MQ-1C Gray Eagle. Эту модель в ходе конкурса, объявленного в 2002 году, выбрала армия США в качестве основного многоцелевого средневысотного БЛА с повышенной дальностью полета. Пока армия заказала 11 комплексов Gray Eagle, каждый из которых имеет в своем составе 12 БЛА и пять пунктов управления, то есть, всего – 132 летательных аппарата. Общая стоимость программы составляет $1 млрд. Четыре первых БЛА Gray Eagle должны быть переброшены в Афганистан в конце 2010 г.

MQ-1C Gray Eagle («Серый орел») представляет собой фюзеляж аппарата MQ-1 Predator с крыльями большего размаха, новой силовой установкой и бортовым оборудованием. Размах крыльев MQ-1C составляет 17 м, максимальный взлетный вес – 1450 кг. Максимальная скорость – 250 км/ч, максимальная дальность полета – 400 км, продолжительность полета на высоте до 7600 м – 36 часов.

Полезная нагрузка БЛА – 360 кг, на четырёх узлах подвески могут размещаться ракеты AGM-114 Hellfire II, управляемые бомбы GBU-44/B Viper Strike, ракеты класса «воздух-воздух» AIM-92 Stinger. По сравнению с «Хищником» «Серый орел» имеет носовой обтекатель большего размера. Там размещается система обнаружения движущихся наземных целей (SAR-GMTI), построенная с использованием РЛС с синтезированной апертурой, и мультиспектральная система наведения AN/AAS-52.

На MQ-1C Gray Eagle установлен дизельный двигатель Thielert Centurion с рабочим объемом 1,7 л мощностью 135 л.с. Семейство Thielert Centurion построено на базе автомобильных моторов компании Mercedes-Benz. Все они имеют турбонаддув, электронную систему управления и могу работать как на дизельном топливе, так и на авиационном керосине. Применение дизельных двигателей в лёгкой авиации позволяет добиться лучшей топливной эффективности и тяговооруженности по сравнению с бензиновыми поршневыми моторами аналогичной мощности.  Кроме того, применение двигателей, построенных на базе массовых автомобильных моторов, позволяет снизить эксплуатационные расходы.

Армия США намеревается эксплуатировать свои MQ-1C Gray Eagle исключительно в удаленном режиме, то есть пилоты и операторы этих БЛА будут находиться на территории США. Такое решение должно повысить оперативность применения Gray Eagle, поскольку в таком случае при передислокации исчезает необходимость транспортировать на новое место наземный пункт управления, который является самым громоздким элементом комплекса.

• Пока основными эксплуатантами БЛА, разработанных компанией General Atomics, являются ВВС США. По состоянию на 2009 год на вооружении состояло 195 комплексов MQ-1 Predator и 28 – MQ-9 Reaper. Также они имеются у Национальной гвардии и Таможенной и пограничной службы США. ЦРУ использует только MQ-1.

• В ВВС «хищниками» и «жнецами» полностью оснащено 432-е экспедиционное авиакрыло. В состав этой части входят четыре разведывательных эскадрильи, эксплуатирующих MQ-1 Predator, и одна ударная эскадрилья, вооруженная аппаратами MQ-9 Reaper. В составе 49-го крыла имеются ударная, разведывательная и учебная эскадрильи, вооруженные MQ-1 и MQ-9. В составе командования Специальных операций ВВС в настоящее время имеется одна эскадрилья, вооруженная MQ-1, организационно входящая в 3-е крыло специальных операций.

С момента начала боевого использования этих БЛА было потеряно 70 аппаратов. 55 из них – из-за отказа оборудования, ошибок пилотов-операторов или в сложных погодных условиях. 4 аппарата были сбиты противником в ходе боевых действий на Балканах и в Ираке. 11 упали в ситуации, когда обстановка требовала немедленной поддержки наземных войск, а горючее на борту дрона оказалось на исходе.

АДСКИЙ ОГОНЬ ВОЗМЕЗДИЯ

• Основным антитеррористическим «инструментом» MQ-9 является комплекс с ракетой AGM-114 Hellfire II. Противотанковая ракета AGM-114 разрабатывалась с середины 70-х годов для использования с различных носителей, но основным предназначением комплекса являлось вооружение боевых вертолётов. На вооружение армии и корпуса морской пехоты США Hellfire приняли в 1984 году.

• Ракета имеет модульную конструкцию, что фактически снимает ограничения на её модернизацию в соответствии с растущими требованиями заказчика. В начале 90-х гг. была проведена коренная модернизация комплекса, в результате чего появилась ракета, получившая обозначение AGM-114 Hellfire II.

• Несмотря на внешнее сходство с AGM-114A, она фактически была сконструирована заново – большинство систем заменено на более совершенные. В частности, ракета получила обновленную полуактивную лазерную головку самонаведения, лучше работающую в условиях электронно-оптических помех, задымления и при наличии паразитных бликов от водной поверхности.

Пуск ракет может осуществляться прямой наводкой по настильной траектории с захватом цели перед пуском или по навесной траектории с захватом цели после пуска. Процесс наведения контролируется бортовой системой автоматизированной обработки данных с математическим обеспечением на основе языка программирования Ada. Hellfire II имеет в составе бортового оборудования автопилот, применение которого улучшает процесс наведения ракеты на малых дальностях, повышает точность наведения, позволяет увеличить скорость полета ракеты.

• Hellfire II оснащается малодымным твёрдотопливным двигателем, который разгоняет ракету до скорости 425 м/с. Максимальная дальность пуска последних модификаций ракет этого типа с малых высот (около 900 м) – 8 км, а при пуске с БЛА, находящемся на высоте около 7,5 тыс. м, AGM-114 Hellfire II способна поразить цель на расстоянии до 11 км. В состав комплекса Hellfire входят пусковые установки типа M272 и M-299/M-310. M299/M-310 имеет цифровой интерфейс MIL-STD-1760 и стандартные натовские 356-мм узлы подвески.

• В настоящее время на вооружение поступили несколько вариантов ракет Hellfire II, отличающихся главным образом типом боевой части (масса БЧ 8 кг). Имеются варианты с тандемной, фугасной и термобарической БЧ. Наиболее совершенным считается созданный в 2009 году вариант AGM-114R Hellfire II с универсальной БЧ, предназначенный для уничтожения блиндажей, транспортных средств, в том числе бронированных, поражения людей, находящихся в зданиях и естественных природных укрытиях таких, как пещеры.

Сравнительно недавно в США на вооружение поступил новый тип боеприпаса – компактная ракета SSW (Small Smart Weapon – малое высокоточное оружие). Она разработана компанией Lockheed Martin с учётом опыта применения существующих авиационных средств поражения, созданных для классической войны, против террористов в Ираке и Афганистане.

Ракета SSW имеет массу около 14 кг, длина – 546 мм, диаметр – 108 мм. Максимальная дальность пуска – около 20 км. Ракета имеет модульную конструкцию с использованием готовых коммерческих решений, за счёт чего достигается невысокая стоимость этого боеприпаса. Она оснащена складывающимся крылом для увеличения дальности полёта и улучшения маневренности.

• SSW может комплектоваться различными типами боевых частей и систем наведения. В частности, на ракету могут быть установлены полуактивная лазерная, инфракрасная или радиолокационная головки самонаведения. В составе бортового оборудования имеется модуль GPS, что позволяет вносить коррективы в целеуказание уже в полёте.  Как и AGM-114 Hellfire II, ракета SSW запускается с захватом цели на носителе или уже в полете.

• Ракета SSW предназначена для поражения людей на местности, в легких полевых укрытиях или домах, уничтожения движущегося автотранспорта и легкобронированных машин, а также огневых точек, артиллерийских позиций.

• SSW запускается с пусковых установок M-299/M-310, предназначенных для ракет Hellfire. При этом на одну направляющую могут быть установлены три SSW. Также ракеты могут заряжаться в стандартные блоки для пуска неуправляемых ракет. В таком варианте в каждую трубу блока помещается две ракеты SSW.

Вероятное отклонение от цели ракеты SSW, по заявлению компании-разработчика, не превышает одного метра. Таким образом, она позиционируется как дешевый и эффективный ответ на вызовы глобальной войны с терроризмом. Надо отметить, что нынешняя охота за боевиками радикальных исламских движений, похоже, стала генеральной репетицией бесконтактных и беспилотных воздушно-космических операций будущего, а Пакистан и Афганистан – полигоном для отработки оперативных и тактических приемов ведения таких войн.

В ближайшие 10 лет МО США намеревается в 4 раза увеличить количество БЛА, способных выполнять функции поиска и уничтожения целей. Таким образом, к 2020 году парк беспилотников типа MQ-9 Reaper или аналогичных ему достигнет 800 единиц. Учитывая планы Пентагона по конвертации к 2035 г. всех имеющихся вертолетов в беспилотные машины (правда, с сохранением возможности управления ими человеком), а также активную работу по созданию полноценного беспилотного боевого самолета, конфигурация боевой авиации будущего вырисовывается вполне однозначная.

/Илья КЕДРОВ, «Национальная оборона»/

__________________________________________________________
Полезная информация:
Хотите окунуться в напряжённую атмосферу нервного напряжения и сковывающего всё тело страха? Если вам по вкусу холодящие кровь крики и отчаянные вопли несчастных жертв, которые непременно сопровождают все страшные фильмы ужасов, то мы рекомендуем посетить сайт Xfolders.ws.
Зачем покупать многочисленные диски с записями, если страшные фильмы можно скачать прямо с сайта. Для этого вам нужно просто зайти на сайт Xfolders.ws и выбрать понравившийся фильм. Скачивание страшных фильмов абсолютно бесплатно и без отправки СМС. Кстати, помимо фильмов ужасов на данном сайте представлены разнообразные программы, новинки музыки и игры для компьютеров.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ