• За восемь месяцев 2010 года БЛА американских ВВС нанесли по целям на территории Пакистана 54 ракетных удара, в то время как за весь 2009 год таких атак было предпринято 53. Объектами ударов декларируются укрытия боевиков «Аль-Каиды», группировки Джалалуддина Хаккани и движения «Техрик Талибан-и-Пакистан».
• Представители Пентагона заявляют, что анализ действий БЛА свидетельствует о высокой эффективности их применения. Однако независимые эксперты указывают на тот факт, что большая часть погибших при бомбардировках людей – в лучшем случае, рядовые боевики, а часто – и мирные жители.
• Надо отметить, что большая часть информации об интенсивности и эффективности боевой работы БЛА в Пакистане имеет неофициальный характер. Поэтому она весьма приблизительна. Так, в соответствии с исследованием фонда New America Foundation, с 2004 г. по начало 2010 г. было осуществлено 114 атак БЛА по целям на территории Пакистана. При этом убито от 834 до 1216 человек. Как указано в докладе фонда, две трети из них «похоже, были боевиками», а одна треть – мирными жителями.
• Заметим, что New America Foundation придерживается довольно консервативных позиций и заподозрить доклад этой организации в «очернении» ВС США довольно трудно. Тем не менее, в Пентагоне приводят другие цифры. По данным МО США под ударами беспилотников с 2008 г. по май 2010 г. погибли не более 30 гражданских лиц, в то время как потери боевиков превысили 500 человек. Правда, совершенно не ясно, кто и как подсчитывает для США количество потерь мирных пакистанцев.
• Однако в руководстве США потери среди мирных жителей Пакистана, какими бы они ни были, видимо, считают приемлемой ценой за снижение эффективности управления террористическими группировками. В частности, в соответствии с официальными заявлениями представителей Госдепартамента, постоянные атаки дронов заставили руководство «Аль-Каиды» и «Талибана» передислоцироваться с «территории племён» значительно южнее, вплоть до Карачи.
• Один из весьма любопытных доводов представителей американских спецслужб в пользу дальнейшего наращивания активности атак БЛА против руководства террористических организаций состоит в том, что из-за ликвидации секретных тюрем ЦРУ и возможного закрытия тюрьмы Гуантанамо, спецслужбы просто не имеют возможности где-то содержать плененных полевых командиров, поэтому рациональнее их уничтожать.
УДАРНЫЕ «ХИЩНИК» И «ЖНЕЦ»
• Основной беспилотной ударной силой ВВС США в настоящее время являются БЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. При этом Predator, наиболее известный и успешный на сегодняшней день беспилотник в мире, уже считается устаревшим, планируется постепенное снятие его с вооружения.
• Общее количество MQ-9, который представляет собой увеличенный вариант MQ-1, в перспективе будет доведено до 329 единиц. Первые комплексы RQ-1 Predator стали поступать на вооружение в 1995 году, тогда же началось их боевое использование на Балканах.
• Идея дооснастить RQ-1 для применения управляемых ракет и другого вооружения возникла после того, как был создан и испытан многоцелевой БЛА MQ-9 Reaper.
• MQ-1 Predator построен по обычной аэродинамической схеме. Он имеет обращенное вниз V-образное хвостовое оперение, заднее расположение силовой установки с толкающим винтом. Двигатель – поршневой, четырёхцилиндровый оппозитный Rotax 914F мощностью 115 л.с. Старт и посадка осуществляется по-самолётному.
• Длина аппарата – 8,22 м, размах крыльев – 14,8 м. Максимальный взлётный вес – 1020 кг. Максимальная скорость БЛА – 217 км/ч, крейсерская – 130-165 км/ч. Практический потолок – 7620 м, дальность полёта 3700 км, хотя учитывая конструкцию системы управления, она ограничивается исключительно продолжительностью полёта, которая в серийном варианте составляет 24 часа (в ходе экспериментальных полетов Predator держался в воздухе до 40 часов).
• В конструкции MQ-1 Predator применены стандартные для американской авиапромышленности механические, электрические и электронные узлы и агрегаты. Такая концепция создания БЛА позволила добиться снижения стоимости производства и довольно высокой надежности комплекса.
• Для связи с наземным пунктом управления и для трансляции разведывательной информации потребителям Predator использует радиосигнал, транслирующийся через спутники. Хотя управление может осуществляться и напрямую, но на дальность, не превышающую 270 км (первоначально, до 2000 г., это был единственно возможный вариант управления БЛА Predator).
• Управление БЛА по спутниковому сигналу осуществляется с помощью мобильных станции спутниковой связи AN/TSQ-190 Trojan SPIRIT-II. Станция представляет собой два стандартных контейнера с оборудованием, установленных на шасси HMMWV, и двух прицепов с антеннами.
• Наземный пункт управления представляет собой контейнер длинной 9,15 м и шириной – 2,5 м. В нём расположены рабочие места пилота и оператора оборудования и вооружения. Комплекс состоит из четырех беспилотников и одной станции управления. Численность обслуживающего комплекс персонала – 55 человек.
• Каждый комплекс MQ-1 может быть разобран на 6 частей для быстрой доставки в любую точку мира. Самая крупная составная часть – кабина наземного пункта управления.
• Среди отзывов военнослужащих о вверенном им вооружении, попадавших в разное время в американскую прессу, можно встретить упоминания о недостаточно продуманном расположении органов управления в наземном пункте. Например, кнопки запуска ракет и выключения двигателя аппарата находятся рядом друг с другом, что в критической ситуации может привести к фатальной ошибке.
• 70-80% времени операторы БЛА тратят на сканирование дорог для противодействия минированию. Остальное время занимает наблюдение за лагерями боевиков и оказание поддержки войскам на поле боя.
• Схема применения БЛА типа Predator примерно такая: аппарат выполняет полёт по заданному маршруту, непрерывно передавая «картинку» на командный пункт в Афганистане или Ираке. Офицеры на КП просматривают материал и в случае обнаружения цели дают команду экипажу, который может работать дистанционно, то есть с территории США, на применение оружия.
• В планах ВВС США – модернизация пунктов управления беспилотниками. Основная задача этой работы – упростить процесс управления летательным аппаратом. Это позволит, во-первых, одному пилоту управлять стразу несколькими дронами, а, во-вторых, сократить объём подготовки пилотов.
• Максимальный взлётный вес – 4760 кг. Максимальная скорость БЛА – 482 км/ч, крейсерская – 276-313 км/ч. Практический потолок – 15000 м, дальность полета – 5920 км. Запас топлива на борту позволяет MQ-9 держаться в воздухе от 14 (с максимальной загрузкой) до 28 часов, а с двумя подвесными топливными баками – до 42 часов.
• Аппарат оснащен мультиспектральной системой наведения AN/AAS-52. На борту также установлена радиолокационная станция с синтезированной апертурой AN/APY-8 Lynx II. Беспилотник имеет шесть точек подвески вооружения и дополнительного оборудования. Два пилона расположены во внутрифюзеляжном отсеке. На них может размещаться как вооружение, так и дополнительные топливные баки массой до 680 кг на каждом. Также БЛА имеет 4 подкрыльевых пилона. Первая, расположенная ближе к фюзеляжу, пара предназначена для размещения полезной нагрузки общей массой до 270 кг на каждом бомбодержателе, вторая пара – до 90 кг.
• В состав вооружения MQ-9 могут входить:
— управляемые бомбы GBU-12 Paveway II;
— корректируемые бомбы GBU-38 JDAM;
— ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-114 Hellfire II;
— ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder (в перспективе ВВС США намерены добавить к номенклатуре вооружения MQ-9 Reaper ракеты класса «воздух-воздух» AIM-92 Stinger).
• Ещё одним пополнением в семействе американских беспилотных летательных аппретов, ведущих свою родословную от MQ-1 Predator, стал MQ-1C Gray Eagle. Эту модель в ходе конкурса, объявленного в 2002 году, выбрала армия США в качестве основного многоцелевого средневысотного БЛА с повышенной дальностью полета. Пока армия заказала 11 комплексов Gray Eagle, каждый из которых имеет в своем составе 12 БЛА и пять пунктов управления, то есть, всего – 132 летательных аппарата. Общая стоимость программы составляет $1 млрд. Четыре первых БЛА Gray Eagle должны быть переброшены в Афганистан в конце 2010 г.
• Полезная нагрузка БЛА – 360 кг, на четырёх узлах подвески могут размещаться ракеты AGM-114 Hellfire II, управляемые бомбы GBU-44/B Viper Strike, ракеты класса «воздух-воздух» AIM-92 Stinger. По сравнению с «Хищником» «Серый орел» имеет носовой обтекатель большего размера. Там размещается система обнаружения движущихся наземных целей (SAR-GMTI), построенная с использованием РЛС с синтезированной апертурой, и мультиспектральная система наведения AN/AAS-52.
• На MQ-1C Gray Eagle установлен дизельный двигатель Thielert Centurion с рабочим объемом 1,7 л мощностью 135 л.с. Семейство Thielert Centurion построено на базе автомобильных моторов компании Mercedes-Benz. Все они имеют турбонаддув, электронную систему управления и могу работать как на дизельном топливе, так и на авиационном керосине. Применение дизельных двигателей в лёгкой авиации позволяет добиться лучшей топливной эффективности и тяговооруженности по сравнению с бензиновыми поршневыми моторами аналогичной мощности. Кроме того, применение двигателей, построенных на базе массовых автомобильных моторов, позволяет снизить эксплуатационные расходы.
• Армия США намеревается эксплуатировать свои MQ-1C Gray Eagle исключительно в удаленном режиме, то есть пилоты и операторы этих БЛА будут находиться на территории США. Такое решение должно повысить оперативность применения Gray Eagle, поскольку в таком случае при передислокации исчезает необходимость транспортировать на новое место наземный пункт управления, который является самым громоздким элементом комплекса.
• В ВВС «хищниками» и «жнецами» полностью оснащено 432-е экспедиционное авиакрыло. В состав этой части входят четыре разведывательных эскадрильи, эксплуатирующих MQ-1 Predator, и одна ударная эскадрилья, вооруженная аппаратами MQ-9 Reaper. В составе 49-го крыла имеются ударная, разведывательная и учебная эскадрильи, вооруженные MQ-1 и MQ-9. В составе командования Специальных операций ВВС в настоящее время имеется одна эскадрилья, вооруженная MQ-1, организационно входящая в 3-е крыло специальных операций.
• С момента начала боевого использования этих БЛА было потеряно 70 аппаратов. 55 из них – из-за отказа оборудования, ошибок пилотов-операторов или в сложных погодных условиях. 4 аппарата были сбиты противником в ходе боевых действий на Балканах и в Ираке. 11 упали в ситуации, когда обстановка требовала немедленной поддержки наземных войск, а горючее на борту дрона оказалось на исходе.
АДСКИЙ ОГОНЬ ВОЗМЕЗДИЯ
• Основным антитеррористическим «инструментом» MQ-9 является комплекс с ракетой AGM-114 Hellfire II. Противотанковая ракета AGM-114 разрабатывалась с середины 70-х годов для использования с различных носителей, но основным предназначением комплекса являлось вооружение боевых вертолётов. На вооружение армии и корпуса морской пехоты США Hellfire приняли в 1984 году.
• Несмотря на внешнее сходство с AGM-114A, она фактически была сконструирована заново – большинство систем заменено на более совершенные. В частности, ракета получила обновленную полуактивную лазерную головку самонаведения, лучше работающую в условиях электронно-оптических помех, задымления и при наличии паразитных бликов от водной поверхности.
• Пуск ракет может осуществляться прямой наводкой по настильной траектории с захватом цели перед пуском или по навесной траектории с захватом цели после пуска. Процесс наведения контролируется бортовой системой автоматизированной обработки данных с математическим обеспечением на основе языка программирования Ada. Hellfire II имеет в составе бортового оборудования автопилот, применение которого улучшает процесс наведения ракеты на малых дальностях, повышает точность наведения, позволяет увеличить скорость полета ракеты.
• Hellfire II оснащается малодымным твёрдотопливным двигателем, который разгоняет ракету до скорости 425 м/с. Максимальная дальность пуска последних модификаций ракет этого типа с малых высот (около 900 м) – 8 км, а при пуске с БЛА, находящемся на высоте около 7,5 тыс. м, AGM-114 Hellfire II способна поразить цель на расстоянии до 11 км. В состав комплекса Hellfire входят пусковые установки типа M272 и M-299/M-310. M299/M-310 имеет цифровой интерфейс MIL-STD-1760 и стандартные натовские 356-мм узлы подвески.
• Сравнительно недавно в США на вооружение поступил новый тип боеприпаса – компактная ракета SSW (Small Smart Weapon – малое высокоточное оружие). Она разработана компанией Lockheed Martin с учётом опыта применения существующих авиационных средств поражения, созданных для классической войны, против террористов в Ираке и Афганистане.
• Ракета SSW имеет массу около 14 кг, длина – 546 мм, диаметр – 108 мм. Максимальная дальность пуска – около 20 км. Ракета имеет модульную конструкцию с использованием готовых коммерческих решений, за счёт чего достигается невысокая стоимость этого боеприпаса. Она оснащена складывающимся крылом для увеличения дальности полёта и улучшения маневренности.
• SSW может комплектоваться различными типами боевых частей и систем наведения. В частности, на ракету могут быть установлены полуактивная лазерная, инфракрасная или радиолокационная головки самонаведения. В составе бортового оборудования имеется модуль GPS, что позволяет вносить коррективы в целеуказание уже в полёте. Как и AGM-114 Hellfire II, ракета SSW запускается с захватом цели на носителе или уже в полете.
• SSW запускается с пусковых установок M-299/M-310, предназначенных для ракет Hellfire. При этом на одну направляющую могут быть установлены три SSW. Также ракеты могут заряжаться в стандартные блоки для пуска неуправляемых ракет. В таком варианте в каждую трубу блока помещается две ракеты SSW.
• Вероятное отклонение от цели ракеты SSW, по заявлению компании-разработчика, не превышает одного метра. Таким образом, она позиционируется как дешевый и эффективный ответ на вызовы глобальной войны с терроризмом. Надо отметить, что нынешняя охота за боевиками радикальных исламских движений, похоже, стала генеральной репетицией бесконтактных и беспилотных воздушно-космических операций будущего, а Пакистан и Афганистан – полигоном для отработки оперативных и тактических приемов ведения таких войн.
• В ближайшие 10 лет МО США намеревается в 4 раза увеличить количество БЛА, способных выполнять функции поиска и уничтожения целей. Таким образом, к 2020 году парк беспилотников типа MQ-9 Reaper или аналогичных ему достигнет 800 единиц. Учитывая планы Пентагона по конвертации к 2035 г. всех имеющихся вертолетов в беспилотные машины (правда, с сохранением возможности управления ими человеком), а также активную работу по созданию полноценного беспилотного боевого самолета, конфигурация боевой авиации будущего вырисовывается вполне однозначная.
/Илья КЕДРОВ, «Национальная оборона»/
__________________________________________________________
Полезная информация:
• Хотите окунуться в напряжённую атмосферу нервного напряжения и сковывающего всё тело страха? Если вам по вкусу холодящие кровь крики и отчаянные вопли несчастных жертв, которые непременно сопровождают все страшные фильмы ужасов, то мы рекомендуем посетить сайт Xfolders.ws.
• Зачем покупать многочисленные диски с записями, если страшные фильмы можно скачать прямо с сайта. Для этого вам нужно просто зайти на сайт Xfolders.ws и выбрать понравившийся фильм. Скачивание страшных фильмов абсолютно бесплатно и без отправки СМС. Кстати, помимо фильмов ужасов на данном сайте представлены разнообразные программы, новинки музыки и игры для компьютеров.