• Самый крупный в мире боевой корабль с ядерной силовой установкой умер у причала с позорной кличкой «каютоносец». Мы продолжаем публикацию материалов о совершенно секретных проектах советской эпохи времён холодной войны, связанных с использованием ядерной энергии. Атомный бомбардировщик, способный неограниченное время находиться в воздухе, атомная подводная лодка, предназначенная для внезапной высадки из морских глубин батальона морской пехоты с танками и бронетранспортерами, атомная ракетоносная эскадра, равной которой в океане просто не было бы…
• Все это вовсе не персонажи фантастических фильмов. Над созданием этих невиданных смертоносных машин работали тысячи наших ученых и конструкторов. Что-то из их идей так и осталось на архивных полках. Но кое-что удалось воплотить в жизнь.
• Например, гигантский атомный корабль радиоэлектронной разведки ССВ-33 «Урал», который сегодня умирает на Тихоокеанском флоте. Аббревиатурой ССВ в ВМФ СССР называли все разведывательные корабли. Делали это в расчёте запутать врага. Потому что ССВ – это сокращенно «судно связи».
• Если и бывают корабли, которым на роду написано стать плавучим несчастьем собственного флота, то «Урал» — в первых рядах. Любители мистики могут углядеть зловещий знак в самом номере проекта этого плавучего острова с ядерным двигателем – 1941. Это ж додуматься надо было из множества цифровых комбинаций для «Урала» выбрать именно такую. В нашей стране никому не стоит объяснять, с какими трагедиями она связана в общественном сознании. Словом, мистика виновата, или не в ней дело, но проект 1941, на который в 80-е годы угрохали миллиарды полновесных советских рублей, кончился крахом.
• Чтобы понять, для чего понадобился злополучный «Урал», придется заглянуть в южную часть Тихого океана. Там, вблизи девяти десятков мелких островов атолла Кваджалейн, находится сверхсекретный полигон Соединенных Штатов. Межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен» и МХ, стартующие в испытательных целях из штата Калифорния, летят именно сюда. А с 1983 года Квавджалейн стал одним из американских научно-исследовательских центров осуществления Стратегической оборонной инициативы, задуманной президентом Рональдом Рейганом с целью обезоружить СССР.
• Отсюда в рамках подготовки к «звездным войнам» стали запускать ракеты-перехватчики, призванные поражать советские ядерные боеголовки. Телеметрическая информация этих испытаний могла бы многое рассказать Москве о кознях Рейгана. Однако как её добыть?
• Гражданские суда «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров», оснащённые специальными контрольно-измерительными комплексами для наблюдением за космическими объектами, для разведки происходящего на Кваджалейне не годились. Главное — они не имели активных радиолокаторов и предназначались лишь для приёма сигналов с отечественных спутников.
• Значит, необходимо было строить специальный атомный боевой корабль, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе Мирового океана. Так возник проект 1941 «Титан». Проектантом корабля стало Ленинградское ЦКБ «Айсберг» Минсудпрома, заводом-строителем — Балтийский завод имени С.Орджоникидзе.
КРАТКАЯ СПРАВКА
Тактико-технические характеристики CCB-33 «Урал»:
Водоизмещение 34640 тонн
Длина – 265 метров
Ширина 30 метров
Высота — 70 метров
Осадка — 7,5 метров
Скорость — 21,6 узлов
Атомный реактор – 2 штуки по 171 МВт типа ОК-900
Мощность — 66 500 л.с.
Экипаж – 950 человекВооружение:
Артиллерийские орудия — 2 х 76-мм АК-176
Зенитные установки — 4 х 30-мм AK-630 и 4 х ПЗРК «Игла»
Пулеметы — 4 х 12-мм спаренных пулемётных установки
Вертолеты — 1 х Ка-32Радиолокационное оборудование:
Локатор/Радар — 3 МР-212/201 «Вычегда-У»
РЛС обнаружения воздушных целей — МР-750 «Фрегат-МА».
• Для сбора огромного количества разведданных о пусках баллистических американских ракет необходима была электроника с невиданными по тем временам возможностями. Над её созданием для «Урала» трудились сразу 18 советских министерств со своими КБ и НИИ. Оснащением уникального корабля спецаппаратурой занималось специально созданное для этой цели Ленинградское производственно-техническое предприятие.
• То, что получилось в итоге, назвали корабельной системой наблюдения «Коралл». Её основу составляли семь мощнейших радиоэлектронных комплексов. Для обработки получаемой информации на «Урале» смонтировали уникальный, для своего времени, вычислительный комплекс, состоящий из нескольких ЭВМ «ЕС-1046» и «Эльбрус». С их помощью можно было расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1500 километров. Кроме того, в комплекс разведывательной аппаратуры корабля входил «фотоаппарат» с диаметром объектива около 1,5 метра. Специалисты утверждают, что экипаж «Урала» способен был по составу выхлопных газов двигателей баллистических ракет определять даже секреты их топлива.
• В случае войны в отдаленных районах океана уникальный корабль должен был суметь постоять за себя. Для этого он получил артиллерию, которая приблизительно соответствовала вооружению эсминца:
— по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме;
— четыре счетверённых пусковых установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла» (16 ракет 9М-313);
— четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630;
— четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М».
• Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя. В авиационном ангаре на корме размещался вертолет Ка-32. Ядерная силовая установка позволяла неограниченно долго идти со скоростью в 20 с лишним узлов.
• Управлять чудо-кораблем должен был экипаж в составе приблизительно 1000 человек, из которых не менее 400 – офицеры и мичманы. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб. Для отдыха моряков в длительном плавании на «Урале» предусмотрели курительный салон, бильярдную, спортивный и кинозалы, салон природы, игровые автоматы, две сауны и бассейн.
• Понятно, что для размещения всего этого технического великолепия необходим был корабельный корпус огромных размеров. Его и сделали таковым, взяв за основу конструкцию атомного ракетного крейсера проекта 1144 типа «Киров». В результате длина «Урала» оказалась примерно в два футбольных поля, а высота от киля до клотика – с 28-этажный дом.
• Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей (ОСНАЗ) Тихоокеанского флота. Кроме него, в бригаду также входили ССВ-80 «Прибалтка», ССВ-208 «Курилы», ССВ-391 «Камчатка», ССВ-464 «Забайкалье», ССВ-465 «Приморье», ССВ-468 «Гавриил Сарычев», ССВ-493 «Азия», ССВ-535 «Карелия».
• О надеждах, которые Министерство обороны СССР возлагало на новейший разведывательный корабль, говорит поистине уникальный факт: абсолютно гражданскому главному конструктору «Урала» Архарову по окончанию работ было сразу присвоено воинское звание «контр-адмирал». Ну, и звание Героя Социалистического Труда – это само собой.
• На Балтийском заводе «Урал» заложили летом 1981 года. На воду его спустили в 1983-м. В 1989 году корабль вошёл в боевой состав ВМФ СССР. И сразу же под командованием капитана 1 ранга Ильи Кешкова отправился в двухмесячный переход к месту постоянного базирования на Тихом океане. В походе корабль-разведчик скрытно сопровождала наша многоцелевая атомная подводная лодка. А ещё – множество самолётов и кораблей стран НАТО, которые терялись в догадках: зачем русским этот океанский гигант с космическим антеннами?
• На первых порах всё складывалось великолепно. Экипаж по дороге в тихоокеанскую базу опробовал возможности своей разведывательной аппаратуры. Без труда за тысячу вёрст был обнаружен старт американского космического челнока «Колумбия». Потом — вывод на орбиту с территории Соединенных Штатов двух спутников оптикоэлектронной и радиотехнической разведки, запущенных по программе «звездных войн». О таких мелочах, как попутная фиксация параметров радиолокационных станций, расположенных по пути иностранных военных баз, а также сопровождавших «Урал» натовских кораблей и самолетов, не стоит и упоминать.
• Однако это не была бы советская военная техника, если бы с ней всё проходило гладко. Особенно с неосвоенными образцами, опыта эксплуатации которых ни у кого не было. Сотни представителей промышленности, вместе с экипажем вышедшие в океанский поход, денно и нощно пытались отладить то и дело выходившую из строя аппаратуру:
— давала сбои система охлаждения ядерного реактора;
— некорректно работали компьютерный комплекс и некоторые комплексы сбора информации;
— возник крен в пять градусов на левый борт, который так и не удалось ликвидировать.
• Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу атомного гиганта «Урал» повлияла связь между названием проекта («Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»). Всё оказалось ещё хуже, когда «Урал» прибыл в свою базу в город Тихоокеанск, прозванный моряками Тихасом (он же – Фокино). Никто и предположить не мог, что первый поход чудовищно дорогостоящего уникального корабля окажется и последним.
• Причальной стенки для него не приготовили. Как не приготовили до этого ничего подобного для тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Поэтому ни топлива, ни пара, ни воды, ни электричества с берега на корабли подать было невозможно. Их дизель-генераторы и котлы молотили безостановочно, выбивая драгоценный моторесурс, расходовать который полагалось лишь в походах. Неудивительно, что те крейсера, по сути, «съели» сами себя и были списаны в утиль задолго до положенных сроков.
• Теперь таже участь ждала и «Урал». Он тоже большую часть времени стоял на швартовых бочках в заливе Стрелок. А летом 1990 года на атомном корабле-разведчике случился пожар, который вывел из строя кормовое машинное отделение. Выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспеченность корабля обеспечивала только носовая машина, но вскоре сгорела и она. После этого всю энергию кораблю давали лишь аварийные дизель-генераторы. Денег на ремонт не было. Командир корабля капитан 1 ранга Кешков в отчаянии написал даже официальное письмо тогдашнему президенту России Борису Ельцину. Как и следовало ожидать, ни денег на ремонт, ни ответа командир не дождался.
• В итоге всех злоключений в 1992 году ядерные реакторы «Урала» заглушили, а его самого поставили к отдаленному пирсу, превратив в невиданных размеров офицерское общежитие. За это тихоокеанцы язвительно прозвали ССВ-33 «Урал» каютоносцем. А аббревиатуру ССВ стали расшифровывать так: специальный спальный вагон.
• Что же, затею с атомным кораблем-разведчиком можно назвать адмиральской авантюрой? Да нет, конечно. Даже стоя на бочках в заливе Стрелец «Урал» уверенно контролировал всю северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии. Если бы подошёл поближе к территории Соединенных Штатов, нам не пришлось бы сегодня сожалеть о бездумной потере по собственной инициативе разведывательного центра в кубинском Лурдесе, откуда российские военные ушли по указанию преемника Ельцина Владимира Путина в 2002 году.
• Практически всё, что делали разведчики Главного разведывательного управления и ФАПСИ в Лурдесе, мог бы проделать и «Урал»: перехватывать любую информацию с американских спутников связи, наземных телекоммуникационных кабелей. Вплоть до телефонных переговоров американцев с собственных кухонь.
• Впрочем, теперь об этом жалеть поздно. В минувшем 2010 году атомный разведывательный корабль «Урал» отправили на утилизацию на дальневосточный завод «Звезда».
/Сергей Ищенко, svpressa.ru и ru.wikipedia.org/
Прекрасный и превосходный боевой карабль я нес службу на нем с 1992по 1994г эл.сильного тока в ДО самый современый корабль этого класса
служил с 92 по 94 в БЧ-1, корабль просто красава, сгубили президенты
Корабль»Урал»был обречен на гибель почти с момента его проектирования. Главными его гробовщиками были ВМФ(доблестные наши флотоводцы),всячески мешавших созданию на ТОФ, необходимой для эксплуотации корабля береговой инфраструктуры.А уж в разгар гласности и перестройки,когда страну толкали в перестрелку,шансов у корабля на выживание не осталось никаких.После очередного посещения зам.мин.обороны Кокошина,адмирал был так подавлен, что сумел произнести одну лишь фразу:»Там все предатели!»Скончался Михаил Алексеевич 8.05.2001г.на 71-году жизни.ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ !
вечная память
А Крылов может что нибудь из его функций?
да мне очень жаль о ссв33 моя служба проходила 85 87 после учебки охота общаться с сослуживцами
Утырки, такой корабль сгубили.
А я представитель промышленности.
Классно, что кто-то про ССВ-33 еще помнит. А для меня это около 10 лет жизни. Сначала — стенка на БАЛТЗАВОДЕ. Отладка ПО. Затем — Балтийское море . Боже мой и это все было.
85-88 служба 2 Грот мачта лаб.N4 Комплекс «Дубрава» Да есть что вспомнить. Как будто вчера.
бездари…все эти мля Ельцины и вся это партийная безграмотная шваль!
Служил на «Безбоязненном» соседний пирс, видел и бывал на этих великанах — гордость зашкаливала. Прочитал статью аж хреново стало. Долбаное руководство, командование и правительство. Якорь им в очко.
Взяли бы за яйца воров губернаторов и пидаров из правительства да за их счет восстановили.
На данном корабле было три комплекса ЭВМ:
1 ЭЛЬБРУС 2М — главный обработчик поступающей развед. информации и обработчик и формирователь нового полетного задания для крылатых ракет (перенацеливание в полете через спутник). На фото «РОМАШКА» — счетверенная антенна.
2 ВК 2Р 35 (вычислительный комплекс из 2-х ЭВМ ЕС-1035 (общая обработка и выдача на планшеты и информационные доски информации в реальном времени.
3 ЕС — 1033 — обслуживание и управление ЯЭУ — 2х200Мгв
Запуск ВК 2Р 35 осуществляла ПО СеверЭВМКомплекс г. Ленинград бригада из г.Архангельска.
Процессорщики: Ковалев Сергей и(лицо помню, фамилию и имя забыл)
НМЛщик Бызов Геннадий Иванович
Внешняя периферия (ввод/вывод ленточный, ввод карточный, АЦПУ, дурака ((вывод карточный)) не было — Олтарджевский Олег
Дискач Кичигин Андрей.
Комплекс располагался на 2-х палубах от центра и левее.
На верху машинный зал — 2-е ЭВМ ЕС-1035, стойки сопряжения и периферии, ниже гермозона с болгарскими дисководами ЕС-5061 (16шт), стойкой управления ЕС-5568 и стойкой управления НМЛ ЕС-5551 и 6-ю НМЛми производства Болгарии.
Окончательную сдачу комплекса проводила бригада ПО «СеверЭВМКомплекс» г. Ленинград (РЦО 141)
Комплекс гражданского производства. В Мирном я видел военную поставку аналогичной техники СССР, и Болгарии. Наработка на отказ техники ниже 1620 часов не было (воен.пред).
Корабль должен находиться в составе эскадры.
Корабль разведки, цэлеуказания, управления — универсал.
Во время запуска комплекса неоднократно забирался на фок (среднюю) мачту и смотрел на Ленинград и финский залив. Площадка (шайбы) выше Исакия на 12 метров.
Я дмитриев леонид служил на ссв 33 сначала в бч 2 командир бч 2 букрий л т жуков м н доровских затем после злоключений со стрельбами перевели в боц команду уволен в июне 1988года я из воронежа слава в м ф