• Инициатором этого выступает Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон. Судя по всему, большинство европейских лидеров такое решение поддерживают.
• Практически одновременно китайский вице-премьер Ли Кэцян заявил, что Китай готов помочь Европе справиться с долговым кризисом. В частности – выкупить облигации Испании, которая является следующей после Португалии «в очереди на катастрофу». И на спасение которой у ЕС может просто не хватить собственных денег, потому что экономика Испании больше, чем экономики Греции, Португалии и Ирландии (предыдущих жертв кризиса) вместе взятых, долговые обязательства которых, кстати, Китай тоже начал активно скупать. Тем самым он спасает от краха не несколько конкретных стран, а всю зону евро. То есть, на самом деле, весь проект Евросоюза.
• Потому что гибель евро будет гибелью всего европейского интеграционного процесса, что сделает Европу, по сути, сборищем маргиналов. Ведь даже самые сильные из европейских стран на сегодняшний день по отдельности в экономике мало что собой представляют в мировом масштабе, а в политическом и тем более военном плане просто никому не интересны. На роль одного из мировых полюсов может претендовать только ЕС в целом. Соответственно, для спасителя Евросоюза, коим оказывается Китай, не жалко и оружия. Притом, что Пекин как раз и ставит снятие эмбарго одним из условий выкупа европейских долгов.
«НИЧЕГО ЛИЧНОГО — ТОЛЬКО БИЗНЕС»
• Более того, если эмбарго снимается, то это спасает не только ЕС в целом, но и мощнейший европейский ВПК, который сегодня умирает из-за отсутствия внутренних заказов. Из-за экономического кризиса и общего ощущения в обществе, что армии европейцам больше не нужны (воевать не с кем и не за что), режутся «по-живому» даже такие «святыни», как «Еврофайтер» (он же «Тайфун»), суммарный объем закупок которого странами-производителями (Великобритания, Германия, Италия, Испания) сокращается с 610 (что тоже было не слишком много на четыре столь крупные страны) до 469 машин.
• Сокращается вдвое программа производства перспективного франко-немецкого боевого вертолета «Тигр». Практически прекратилось производство танков и БМП, бронетанковая промышленность Европы теперь выпускает лишь некоторое количество бронеавтомобилей для противопартизанских войн. Несколько лучше чувствует себя кораблестроительный сектор, но и он постепенно «сдувается».
• Пожалуй, неким символом происходящего в Европе стала недавняя история с двумя английскими морскими самолетами-разведчиками «Нимрод-МR4». В результате скоропостижного сокращения Британией военных расходов эти машины отправились на металлолом прямо из заводского цеха, так и не успев поступить на вооружение. Английские газеты уже назвали эти самолеты «самым дорогим металлоломом в мире». Такого варварского отношения к новейшей технике не было даже в России в самый тяжелый период 90-х.
• Причем если настоящее печально, то будущее совсем беспросветно. Никаких новых самолетов на замену «Тайфуну», «Рафалю» и шведскому «Гриппену», новых танков вместо «Леопарда-2», «Челленджера» и «Леклерка» нет даже на уровне обсуждения. То есть, отработав нынешние, и так уже урезанные программы, европейский ВПК может с чистой совестью умирать. В этих условиях гигантский китайский рынок станет для него истинным спасением.
• Более того, военное усиление Китая неизбежно встревожит Россию и заставит ее перевести часть войск и техники из европейской части на восток. Возможно, после этого страны Балтии и Польша несколько меньше станут кричать о «русской угрозе» (их крики очень утомляют Западную Европу, которая угрозы не ощущает, зато хочет из России газа и нефти). Еще более того, глядя на рост китайской мощи, Россия тоже может обратиться к европейскому ВПК, уже не только за «Мистралями» и итальянскими бронемашинами, а за гораздо более широким спектром вооружений. То же самое могут сделать Япония и Индия, для которых Китай также представляет основную угрозу.
• Разумеется, снятием эмбарго будут крайне недовольны США. Но, в конце концов, это будет их проблемой. Ведь Америка не собирается спасать евро, наоборот, она была бы очень рада, если бы европейская валюта рухнула совсем, утащив за собой в могилу и ЕС в целом. И загружать заказами европейский ВПК Вашингтон тоже не намерен, у него скоро будут свои схожие проблемы, поскольку в Штатах тоже начинается сокращение военных расходов. Так что «nothing personal, only business».
«ДРУЖИТЬ С ДАЛЬНИМ И ВОЕВАТЬ С БЛИЖНИМ»
• Что касается Китая, то для него ЕС – самый подходящий союзник из всех основных мировых полюсов (другими такими полюсами в представлении китайцев, кроме них самих, являются США, Япония, Россия и Индия).
• Во-вторых, ЕС – это самый большой в мире рынок сбыта для китайских товаров (индийский, конечно, больше, но платежеспособность европейцев и индусов несопоставима).
• В-третьих, это замечательный источник новейших технологий, в том числе военных. Остальные таких технологий либо не имеют, либо не готовы делиться ими с Китаем.
• Более того, в Пекине видят, что ЕС и США – экономические конкуренты. И совершенно сознательно поддерживают ЕС, чтобы не допускать усиления США. И в вопросе поставок оружия переориентация на Европу для Китая вполне естественна.
• Поэтому ресурсы придется брать любыми способами, в том числе силой. Соответственно, перед остальным миром стоит выбор: согласие на «мирную» (экономическую и демографическую) экспансию Китая или военная агрессия со стороны Китая. Об этом около двух лет назад было чётко и ясно написано в книге «Китай недоволен!», которая, к сожалению, получила гораздо меньший резонанс, чем того заслуживала. Вот только одна цитата из этой книги.
«Нам следует сначала обеспечивать интересы Китая. Надо добиваться того, чтобы Китай сел на место самого старшего и смог руководить всем нашим миром. Вот только тогда мы и наведем в мире наилучший порядок. Наша далекая цель в том, чтобы обеспечить народам мира более здоровый образ жизни, чем в настоящее время, но это целый процесс. В ходе этого процесса мы должны вступить на путь создания богатого государства с мощной армией. На протяжении нескольких десятилетий мы должны в мире вести борьбу за ресурсы, защищать ресурсы».
• Чтобы ни у кого не было иллюзий, следует подчеркнуть – в КНР не печатаются книги, содержание которых идет вразрез с линией партии. А авторы книги не только не являются диссидентами, но имеют широкие связи в партийном и военном руководстве КНР и активно пропагандируют свои взгляды через государственные СМИ, включая телевидение, в том числе военные телеканалы.
• Чтобы было еще понятнее, в статье в газете «Цзефанцзюнь бао» (центральном органе НОАК, аналоге нашей «Красной звезды») генерал Чжан Чжаоинь (действующий, не отставной) прямо написал, что:
«…Мы должны отбросить концепцию мирного строительства армии, со всей твердостью внедрить мысль о необходимости готовиться воевать. Это означает, что в КПК и в КНР среди военачальников есть мнение о том, что применительно к китайским Вооруженным силам должно изменить существовавший до сих пор курс, когда предполагалось, что армия строится, но в целях защиты мира, в условиях мира; сегодня предлагается все строительство армии, весь военно-промышленный комплекс и все воспитание населения КНР подчинить одному лозунгу или даже одной цели: «Готовиться воевать».
• Генерала отнюдь не уволили из рядов НОАК за такую статью. Потому что он отразил генеральную линию, которую Пекин больше не видит смысла скрывать. Наоборот, он надеется, что, узнав об этой генеральной линии, остальной мир станет сговорчивее.
«СТАРЫЙ ОГУРЕЦ» И СВЕРХНОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ
• При этом, однако, сговорчивыми заведомо окажутся не все, поэтому Китай совершенно серьезно будет готовиться воевать, причем с любым противником и не на своей земле, а на его. Причем с расчетом на победу. О чем в той же книге «Китай недоволен!» было написано также предельно ясно: «С военной точки зрения Россия – это старый огурец, который не покрыли зеленым лаком, а американцы – это старый огурец, который покрыли зеленым лаком; но по своей сути и то и другое – всего лишь старый огурец». Т.е. и США, и Россия для Китая – потенциальные противники, которых можно и нужно победить.
• Поэтому в Китае уже выдвинут лозунг «Объединить войну информационную и войну механизированную». То есть сетецентрическая война отнюдь не отменяет классическую массовую армию, как почему-то решили многие на Западе, да и в России тоже. Наоборот, именно классическая массовая армия, став сетецентрической, будет по-настоящему непобедимой. А если армия сокращается до микроскопических размеров, никакая сетецентричность ей не поможет.
• Технологический уровень НОАК растет очень быстро, на вооружение уже принимаются образцы, не имеющие аналогов в мире. Например, РСЗО WS-2(ССЫЛКА!!!) или боевые беспилотники, представленные осенью этого года на авиасалоне в Чжухае. Тем не менее, определенное технологическое отставание НОАК от наиболее передовых армий, хотя и очень существенно сократилось, но пока сохраняется. И китайское военно-политическое руководство стремится ликвидировать его как можно быстрее, чтобы съесть «старые огурцы» до наступления внутренней катастрофы.
• Потому что, во-первых, надо все же сначала обеспечить ими самих себя. А у нашего ВПК сейчас просто не хватает производственных мощностей, чтобы обеспечить и свои ВС, и иностранных заказчиков. Во-вторых, что гораздо важнее, в Москве, кажется, поняли, что, продавая оружие в Китай, мы вырастили, как минимум, конкурента на рынке вооружений, который беззастенчиво копирует наши образцы и продает копии как свои, как максимум – опаснейшего потенциального противника.
Еще одна причина, почему Китай больше ничего не будет у нас покупать, – оружие не приобретают у тех, против кого собираются воевать.
Очень симптоматично, что КНР никогда не закупала в России технику сухопутных войск. Потому что именно на суше Китай будет воевать против России.
• У нас покупалась техника, предназначенная для несостоявшейся войны против США и Тайваня. А также для копирования и изучения.
НЕВЕСЁЛЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
• Почему Китай будет воевать именно против нас? Только у нас (и еще в Казахстане) имеются гигантские территории, где почти нет местного населения, зато очень много природных ресурсов. Одна только байкальская вода для Китая, загубившего свои реки и озера, ценнее, чем вся нефть в мире. То есть, здесь тоже «НИЧЕГО ЛИЧНОГО — ТОЛЬКО БИЗНЕС».
• С Европой Китай воевать уж точно не собирается, ибо незачем. А она не собирается его сдерживать, для этого у нее нет ни сил, ни желания. Поэтому для продажи оружия препятствий быть не должно. Китай, видимо, будет приобретать в Европе наиболее современное оружие, в том числе и для изучения и дальнейшего копирования технологий.
• Почти наверняка последуют массовые закупки систем управления, средств связи и РЭБ, оптических приборов, радиолокационной и гидроакустической техники и другого оборудования, не являющегося оружием, но значительно повышающего эффективность его применения. То есть именно Европа должна сделать НОАК высокотехнологичной и сетецентричной.
• Военно-морская техника европейского производства очень качественная, при этом она самая выгодная для продавца с финансовой точки зрения. Правда, если Европа начнет продавать Китаю боевые корабли, это может вызвать слишком сильное возмущение США и Японии. С другой стороны, если Пекин заплатит очень хорошо, то и пусть себе возмущаются.
• Ну а Россия вряд ли хоть чем-нибудь возмутится. И самый интересный вопрос в связи с этим – начнёт ли Китай приобретать в Европе бронетехнику (особенно танки) и боевые самолеты, а также авиационное вооружение класса «воздух–земля» (УР и УАБ)? По производству танков (основное предназначение которых – глубокие наступательные операции) КНР уже сейчас находится на первом месте в мире, но европейские технологии ему отнюдь не помешают (тем более, что лучшим танком в мире сами китайцы считают «Леопард-2А6»).
• А в области ударной авиации Китай отстает и от России, и от Запада как ни в каком другом классе боевой техники. Без этой авиации глубокие наступательные операции вести сложно.
• Впрочем, теперь уже нет особого смысла гадать. Осталось дождаться, будет ли на самом деле отменено эмбарго (этому может помешать начавшийся шпионский скандал в связи с кражей китайцами технологий в компании «Рено»), и если да, то какие конкретно контракты после этого будут заключены. И уже тогда можно будет расстраиваться всерьёз.
/Александр Храмчихин, nvo.ng.ru/