• США сильно беспокоит тот факт, что Россия вынуждает Белоруссию и Казахстан отказаться от закупок Boeing в пользу самолётов европейского концерна Airbus, 7 % акций которого ранее приобрели российские государственные корпорации.
• В рамках тарифного режима, действующего в тройственном Таможенном союзе (ТС), Белоруссия и Казахстан ввозят авиационную технику беспошлинно, тогда как в России взимается 20-процентная пошлина на её импорт из западных стран. В целях гармонизации тарифной политики стран-членов Таможенного союза, правительство Российской Федерации, как сообщалось, в текущем году потребовало, чтобы Белоруссия и Казахстан, приобретая или беря в лизинг иностранную авиатехнику, применяли российский тариф.
• В случае введения, новая пошлина на импорт иностранной авиатехники повлечёт серьёзные последствия для поставок компании Boeing своих самолетов в Белоруссию и Казахстан. На Airbus же благодаря соглашению об освобождении от пошлин, заключенному в 2009 году, эти новые правила распространяться, судя по всему, не будут во всех трёх странах.
• 14 сентября 2009 года премьер-министр России Владимир Путин подписал правительственное распоряжение №738, вводящее новый порядок применения таможенных пошлин к некоторым видам импортируемой авиатехники гражданского назначения. Пошлины на гражданские пассажирские самолёты весом свыше 120000 кг этим постановлением были снижены с 20% до 0. Освобождение от уплаты вступало в действие 18 октября 2009 года сроком на 9 месяцев и имело целью обеспечить условия для быстрой доставки закупленных «Аэрофлотом» пяти аэробусов А330.
• Хотя, по уверениям правительственных чиновников, постановление не подразумевало никакой дискриминации в отношении Boeing, на деле оно искусственно развело по разным классам самолеты Boeing 767/787 и чуть более тяжелые Airbus А330/А50 — к выгоде последнего. В прошлом году представитель правительства сообщил, что «аналогичный подход будет применён к Boeing, когда дело дойдет до поставок «Аэрофлоту» самолётов 787 «Дримлайнер».
• Новый порядок закрепит на постоянной основе исключения, сделанные в распоряжении № 738 для самолетов А330 и А350, предназначенных для поставок в Россию, Казахстан и Белоруссию.
• С той же даты никакие новые исключения из действующих правил вводиться не будут. Он сообщил, что Белоруссия и Казахстан активно лоббировали Россию на предмет сохранения нулевого тарифа для авиатехники, но выразил сомнение, что их старания увенчаются успехом.
• По словам представителей компании Boeing, казахстанская авиакомпания Air Astana, планировавшая у Boeing новые закупки самолетов, обратилась в правительство России с жалобой на введение новых пошлин. В ответ российское правительство, как сообщалось, порекомендовало компании приобрести Airbus А330 и А350, не подпадающие под действие российских таможенных пошлин.
• Компания Boeing высказывает опасения, что распространение российского таможенного режима на Казахстан и Белоруссию отрицательно скажется на продажах самолетов 767 и 787 как в этих странах, так и в самой России, поскольку «Аэрофлот» может аннулировать свой заказ на поставку 22 «Дримлайнеров» (787).
• В случае введения новых таможенных пошлин на ввоз иностранной авиатехники это будет иметь серьезные последствия для экспорта самолетов Boeing в Россию, Белоруссию и Казахстан, поскольку компания окажется неконкурентоспособной на этой площадке с неравными условиями. По мере того, как самолётный парк большинства авиакомпаний в России и СНГ приближается к выработке своего ресурса, этот рынок представляет значительный интерес для компании Boeing.
• Вот наиболее существенный пример того, как Россия закрепляет на постоянной основе свои «временные» протекционистские правила и навязывает их Белоруссии и Казахстану. Аналогичным образом в согласованном своде таможенных тарифов Таможенного союза оказались закреплены более высокие российские пошлины на импорт комбайнов и автомобилей.
/По материалам izvestia.ru и rosbalt.ru/