• В последние дни ноября белорусские средства массовой информации активно цитируют американские дипломатические утечки с сайта Wikileaks, публикуемые журналом и сайтом «Русский репортер». В частности — мнение американцев по поводу протекционистских мер, на которых настаивала Россия при формировании Таможенного союза.
• США сильно беспокоит тот факт, что Россия вынуждает Белоруссию и Казахстан отказаться от закупок Boeing в пользу самолётов европейского концерна Airbus, 7 % акций которого ранее приобрели российские государственные корпорации.
• В рамках тарифного режима, действующего в тройственном Таможенном союзе (ТС), Белоруссия и Казахстан ввозят авиационную технику беспошлинно, тогда как в России взимается 20-процентная пошлина на её импорт из западных стран. В целях гармонизации тарифной политики стран-членов Таможенного союза, правительство Российской Федерации, как сообщалось, в текущем году потребовало, чтобы Белоруссия и Казахстан, приобретая или беря в лизинг иностранную авиатехнику, применяли российский тариф.
• Как следствие, авиакомпании стран-членов ТС должны будут уплачивать пошлину за всю новую авиатехнику, не подпадающую под исключения. Помимо этого правительство России потребовало, чтобы никакие новые исключения не применялись после 20 июля 2010 года, когда согласованный свод тарифов внутри Таможенного союза должен вступить в силу.
• В случае введения, новая пошлина на импорт иностранной авиатехники повлечёт серьёзные последствия для поставок компании Boeing своих самолетов в Белоруссию и Казахстан. На Airbus же благодаря соглашению об освобождении от пошлин, заключенному в 2009 году, эти новые правила распространяться, судя по всему, не будут во всех трёх странах.
• 14 сентября 2009 года премьер-министр России Владимир Путин подписал правительственное распоряжение №738, вводящее новый порядок применения таможенных пошлин к некоторым видам импортируемой авиатехники гражданского назначения. Пошлины на гражданские пассажирские самолёты весом свыше 120000 кг этим постановлением были снижены с 20% до 0. Освобождение от уплаты вступало в действие 18 октября 2009 года сроком на 9 месяцев и имело целью обеспечить условия для быстрой доставки закупленных «Аэрофлотом» пяти аэробусов А330.
• Хотя, по уверениям правительственных чиновников, постановление не подразумевало никакой дискриминации в отношении Boeing, на деле оно искусственно развело по разным классам самолеты Boeing 767/787 и чуть более тяжелые Airbus А330/А50 — к выгоде последнего. В прошлом году представитель правительства сообщил, что «аналогичный подход будет применён к Boeing, когда дело дойдет до поставок «Аэрофлоту» самолётов 787 «Дримлайнер».
• Новый порядок закрепит на постоянной основе исключения, сделанные в распоряжении № 738 для самолетов А330 и А350, предназначенных для поставок в Россию, Казахстан и Белоруссию.
• 16 февраля 2010 года председатель экспертного совета по таможенному регулированию при комитете по бюджету и налогам Госдумы РФ Нариман Кутлубаев, выступая в Москве на конференции «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ», подтвердил, что с 1 июля 2010 года действующий в ТС таможенный режим будет дополнен введением 20-процентной пошлины на все самолеты иностранного производства.
• С той же даты никакие новые исключения из действующих правил вводиться не будут. Он сообщил, что Белоруссия и Казахстан активно лоббировали Россию на предмет сохранения нулевого тарифа для авиатехники, но выразил сомнение, что их старания увенчаются успехом.
• По словам представителей компании Boeing, казахстанская авиакомпания Air Astana, планировавшая у Boeing новые закупки самолетов, обратилась в правительство России с жалобой на введение новых пошлин. В ответ российское правительство, как сообщалось, порекомендовало компании приобрести Airbus А330 и А350, не подпадающие под действие российских таможенных пошлин.
• Компания Boeing высказывает опасения, что распространение российского таможенного режима на Казахстан и Белоруссию отрицательно скажется на продажах самолетов 767 и 787 как в этих странах, так и в самой России, поскольку «Аэрофлот» может аннулировать свой заказ на поставку 22 «Дримлайнеров» (787).
• В случае введения новых таможенных пошлин на ввоз иностранной авиатехники это будет иметь серьезные последствия для экспорта самолетов Boeing в Россию, Белоруссию и Казахстан, поскольку компания окажется неконкурентоспособной на этой площадке с неравными условиями. По мере того, как самолётный парк большинства авиакомпаний в России и СНГ приближается к выработке своего ресурса, этот рынок представляет значительный интерес для компании Boeing.
• Вот наиболее существенный пример того, как Россия закрепляет на постоянной основе свои «временные» протекционистские правила и навязывает их Белоруссии и Казахстану. Аналогичным образом в согласованном своде таможенных тарифов Таможенного союза оказались закреплены более высокие российские пошлины на импорт комбайнов и автомобилей.
/По материалам izvestia.ru и rosbalt.ru/