• Закончившийся 2010 учебный год проходил в Сухопутных войсках в непростых условиях реформирования:
— вместо шести военных округов создавались четыре объединенных стратегических командования;
— для повышения эффективности управления войсками состоялся переход на трёхзвеньевую структуру – военный округ, оперативное командование, бригада;
— двенадцатимесячная служба по призыву потребовала более интенсивной ежедневной подготовки;
— сокращение офицерского состава повысило ответственность офицеров за результаты учебы.
• Об итогах минувшего учебного годичного цикла и перспективах нового учебного года в интервью «НВО» рассказал главнокомандующий Сухопутными войсками ВС РФ генерал-полковник Александр ПОСТНИКОВ.
КРАТКАЯ СПРАВКА
Александр Николаевич Постников родился 23 февраля 1957 года в городе Лабинске Краснодарского края. В 1978 году окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище имени М.В.Фрунзе, затем Военную академию имени М.В.Фрунзе (1988), Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (2000).
Офицерскую службу начинал командиром взвода боевых машин пехоты, служил командиром роты, отдельного батальона, заместителем командира и командиром гвардейского мотострелкового полка, начальником штаба дивизии, начальником окружного учебного центра. К 1998 году – начальник штаба Таманской дивизии.
В 2000-м назначен начальником штаба 22-й общевойсковой армии, а в 2002 году – командующим 20-й гвардейской армии. В 2004 году назначен первым заместителем командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.
12 июня 2006 года присвоено воинское звание генерал-полковник. В декабре 2006 года переведен на аналогичную должность в Сибирский военный округ. В 2007 году назначен командующим войсками СибВО. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, «За военные заслуги», многими медалями.
11 января 2010 года указом президента Российской Федерации назначен главнокомандующим Сухопутными войсками РФ. Кандидат политических наук (2006).
— Александр Николаевич, в Сухопутных войсках начался новый учебный год. Можно ли уже подвести итоги 2010 года? Какие главные учебные задачи решались? Как оценивается уровень подготовки соединений и частей?
• Главные учебные задачи были непосредственно связаны с проходящей реформой. В первую очередь это:
— повышение качества индивидуальной подготовки всех категорий военнослужащих;
— боевое слаживание соединений, частей и подразделений в новой организационной структуре;
— достижение уровня маршевой и боевой выучки воинских формирований, гарантирующего их способность вести боевые действия и выполнять задачи в соответствии с предназначением в различных условиях обстановки на любых театрах военных действий.
• Анализ итогов 2010 учебного года показывает, что прослеживается тенденция некоторого повышения интенсивности и качества боевой учебы по сравнению с предыдущим годом.
• Вот только некоторые цифры. Всего в Сухопутных войсках было проведено почти 7600 боевых стрельб отделений, более 2500 боевых стрельб взводов, около 830 ротных и более 280 батальонных тактических учений.
• Наиболее значимым мероприятием подготовки Сухопутных войск стало проведение в июне–июле оперативно-стратегического учения «Восток-2010», на которое привлекались около 42000 военнослужащих и более 7000 единиц вооружения и военной техники. В практических действиях, проходивших на девяти полигонах, от Сухопутных войск участвовали соединения и части из состава Сибирского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов, в том числе восемь мотострелковых и одна танковая бригада Сухопутных войск.
• Кроме того, органы управления, части и подразделения Сухопутных войск принимали участие в ряде совместных учений с армиями зарубежных государств, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – «Мирная миссия-2010», Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – «Взаимодействие-2010», а также с вооруженными силами Индии и Монголии.
• Результаты проведенных в прошедшем учебном году мероприятий боевой подготовки, а также итоговых проверок за 2010 учебный год показывают, что уровень боевой готовности и полевой выучки соединений и частей Сухопутных войск несколько повысился и в целом оценивается положительно.
— Каковы цель и важнейшие задачи боевой подготовки Сухопутных войск в новом, 2011 учебном году?
Главная цель боевой подготовки Сухопутных войск в 2011 году – достижение уровня боевой выучки соединений, воинских частей и подразделений, гарантирующего их способность вести боевые действия и выполнять боевые задачи в соответствии с предназначением в различных условиях обстановки. Отсюда и ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. в системе командирской подготовки — повышение индивидуальной подготовленности офицеров и сержантов к выполнению своих функциональных обязанностей в занимаемой должности и на одну ступень выше, выработка и совершенствование их методических умений и навыков;
2. в подготовке органов военного управления — совершенствование их слаженности и методов руководства подчиненными воинскими частями и подразделениями в различных условиях обстановки, организации и поддержания тесного взаимодействия с учетом применения разновидовых и разноведомственных группировок войск (сил);
3. в одиночной подготовке военнослужащих — выработка доведенных до автоматизма практических умений и навыков в действиях на поле боя, при вооружении, в военной и специальной технике в различных условиях обстановки;
4. в подготовке соединений, частей и подразделений — совершенствование их боевого слаживания и подготовки к ведению самостоятельных, высокоманевренных, автономных действий в различных видах боя в условиях применения противником самых современных средств вооруженной борьбы, изыскание и освоение новых, эффективных приемов и способов ведения боевых действий.
— Какие наиболее значимые мероприятия боевой подготовки планируется провести в 2011 учебном году?
• Новый учебный год будет не менее напряженным по интенсивности боевой подготовки, чем нынешний. При этом основные усилия предполагается сосредоточить на боевом слаживании подразделений от отделения до батальона включительно. Это объясняется тем, что достижение успеха в современном общевойсковом бою во многом зависит именно от способности батальонных тактических групп вести автономные высокоманевренные боевые действия на изолированных направлениях, в том числе в отрыве от главных сил.
• В рамках боевого слаживания подразделений со всеми отделениями и взводами предусматривается провести боевые стрельбы, а с ротами и батальонами – тактические учения с боевой стрельбой. В дальнейшем спланировано проведение более 40 тактических и тактико-специальных учений с соединениями и частями родов войск и специальных войск, а также около 80 командно-штабных учений на местности. Ближе к завершению учебного года под руководством начальника Генерального штаба ВС РФ пройдет оперативно-стратегическое учение «Центр-2011».
• Наряду с этим вновь, как и в 2010 году, спланирован ряд совместных учений с участием иностранных государств, в том числе в рамках ШОС, ОДКБ, совместное оперативное учение с Белоруссией, а также с Монголией и Индией.
• В скором времени может возобновиться практика проведения совместных учений с вооружёнными силами США. На 2011 год спланированы переговоры о подготовке и проведении такого учения в 2012 году. Предусмотрен ряд ознакомительных поездок российских офицеров и генералов в рамках обмена опытом по подготовке войск в учебные центры Европы и США.
– Появится ли что-то новое в организации боевой подготовки в новом учебном году?
• Главная особенность заключается в гибком изменении продолжительности этапов и периодов слаживания подразделений и соединений в зависимости от условий обстановки, их состояния, боевого предназначения и характера решаемых учебно-боевых задач, а также в том, что проводимые мероприятий по своему содержанию спланированы как межвидовые, то есть с участием воинских формирований ВВС, ВМФ, ВДВ, других министерств и ведомств РФ.
Если срок службы по призыву уменьшается вдвое, то интенсивность учёбы и боевой подготовки должна удвоиться.
• Данные особенности в полной мере отражены в новых программах боевой подготовки подразделений с десятимесячным циклом обучения, по которым Сухопутные войска будут заниматься в 2011 учебном году. При этом в организации боевой подготовки будут реализованы следующие ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ:
— продолжительность учебного дня увеличивается до восьми часов, а при проведении полевых выходов и полевых занятий – до десяти часов;
— существенно возрастает продолжительность одиночной подготовки военнослужащих и боевого слаживания подразделений от отделения до батальона включительно, в том числе с участием воинских формирований других видов ВС и силовых структур РФ;
— расширяется практика планирования и проведения комплексных занятий по предметам обучения и привлечения на полевые выходы батальонов приданных средств усиления родов войск и специальных войск;
— значительно увеличивается учебное время на физическую подготовку: с учётом двух-трёх часов плановых занятий ежедневно, утренней физической зарядки, мероприятий спортивно-массовой работы и самостоятельной тренировки военнослужащие будут заниматься физической подготовкой до пяти часов в день (более 25 часов в неделю). Согласитесь, что такой подход не может не принести позитивных результатов в физическом развитии военнослужащих.
• С вводом в действие новых программ создается единая, более упорядоченная система организации и проведения мероприятий боевой подготовки для всех подразделений и соединений Сухопутных войск, направленная на совершенствование совместной подготовки участвующих в общевойсковом бою сил и средств, организации и поддержания тесного взаимодействия между ними, повышение роли индивидуальной подготовки военнослужащих к выполнению боевых задач в современном общевойсковом бою, формирование у личного состава высоких морально-боевых качеств и физической выносливости.
• В организации подготовки младших специалистов в новом учебном году также произошли некоторые изменения. Их по-прежнему будут готовить в окружных учебных центрах, межвидовых региональных учебных центрах родов войск и специальных войск, школах сержантов и некоторых вузах, но по трёхмесячным программам обучения. Если помните, ранее они готовились по шестимесячной программе.
• При этом качество подготовки специалистов не должно снизиться, поскольку выигрыш времени достигается путем интенсификации боевой учебы, когда главное внимание уделяется отработке практических вопросов по основным предметам обучения – огневой, тактической, специальной подготовке – с использованием передовых методов обучения, основанных на применении современных тренажерных комплексов. Кроме того, благодаря внедрению аутсорсинга личный состав перестанут отрывать от занятий в кухонный наряд, на хозяйственные работы и тому подобное.
• Переход на трёхмесячные программы обучения позволит осуществлять три выпуска специалистов в течение учебного года, что, на наш взгляд, должно привести к повышению боеспособности соединений и частей, где подготовленные специалисты будут проходить службу в течение девяти месяцев, а не шести, как это было до сих пор. Подготовку специалистов первого набора планируется начать уже 20 декабря 2010 года.
– Какие результаты вы ожидаете получить через год?
Надеюсь, что кропотливый труд командующих, командиров и органов военного управления по реализации мер, направленных на повышение эффективности и качества боевой подготовки, принесет в 2011 учебном году позитивные результаты. Соответственно ожидаю, что соединения и части Сухопутных войск продемонстрируют в ходе итоговых проверок возросший уровень полевой выучки.
/По материалам nvo.ng.ru/