• В Вашингтоне подбирают подходящую уголовную «статью» для основателя Интернет-ресурса WikiLeaks Джулиана Ассанджа и Брэдли Мэннингса. Раскрытие и опубликование сайтом WikiLeaks тысяч американских дипломатических депеш дало повод Министерству юстиции США затеять уголовное преследование инициаторов огласки.
• Сейчас идёт подбор наиболее подходящего обвинения в адрес основателя сайта Джулиана Ассанджа и непосредственного виновника «утечек» служебных данных рядового американской армии Брэдли Мэннингса.
• Повод для выдвижения обвинений дало опубликование первой порции из оказавшихся на руках у WikiLeaks более чем 250 тысяч документов служебной переписки между Госдепартаментом и американскими дипломатическими представительствами за рубежом, а также при штаб-квартире ООН. Они включают как инструкции дипломатам, так и их отчёты о встречах с иностранными руководителями, а также оценки ситуации в других странах и их лидеров. В служебной переписке дипломаты не стеснялись в выражениях и даже давали обидные прозвища иностранным лидерам, как друзьям, так и врагам.
• Уже стало известно, как горы информации нашли дорогу в СМИ. Оказывается, после терактов 11 сентября в Вашингтоне были приняты меры к улучшению информационного обмена между правительственными ведомствами. В частности, телеграфный обмен Госдепартамента был открыт для Пентагона. В конечном счете, информацию «скачал» аналитик военного ведомства рядовой Брэдли Мэннингс, передавший всю эту информацию Интернет-ресурсу WikiLeaks.
• Ранее Брэдли Мэннингс передал сайту десятки тысяч документов Пентагона о войнах в Ираке и Афганистане. Однако он неосторожно похвастался о своих действиях в разговоре с приятелем-хакером, а тот сдал его властям («А ты, однако стукачок, мил-человек!», — прим. Варламика).
• Официально американская администрация, осуждая WikiLeaks, пытается принизить политическое значение публикации. По словам пресс-секретаря Белого дома Роберта Гиббса, содержащиеся в телеграммах материалы не обязательно отражают политический курс страны. «Сырыми материалами» назвал телеграммы представитель Госдепартамента.
• Но нехватки возмущенных откликов не наблюдается. Сенатор Джозеф Либерман говорит о «серьезном ущербе безопасности» страны и осуждает администрацию за «вялую реакцию». Другой сенатор Клэр Маккаскил призывает власти «действовать по всей строгости закона».
• Между тем министр юстиции США Эрик Холдер заявил, что его ведомство и Пентагон ведут по этому делу «активное уголовное расследование». Известно также, что ФБР собирает данные о всех, кто получил доступ к государственным документам или передал их WikiLeaks, а также о самой этой организации.
• По данным американской печати, в числе возможных оснований для уголовного преследования предполагается сослаться на нарушение закона о шпионаже от 1917 года. Вместе с тем ссылка на этот закон может натолкнуться на проблемы с толкованием первой поправки к Конституции США, касающейся свободы доступа населения страны к информации. Кроме того, пока не ясно, как оформить запрос к правительствам других стран о выдаче Ассанджа, местопребывание которого в настоящее время неизвестно.
• В тоже время, затевая судебное преследование Мэннингса, Ассанджа и других участников WikiLeaks, власти США не предъявляют каких-либо претензий к органам печати, опубликовавшим материалы. Это, видимо, связано не только с проблемой толкования первой поправки к Конституции, но и с тем, что органы печати в данном случае послужили фильтром по очистке текстов посольских депеш от действительно секретных сведений.
• Как стало известно, газета New York Times на этот раз получила материалы не напрямую от интернет-сайта WikiLeaks, организаторы которого, видимо, были недовольны отношением к ним со стороны газеты, а от одного из английских изданий. При этом в редакции провели обработку полученных материалов, выбросив, в частности, всё, что может нанести ущерб разведывательным операциям США. Затем тексты «провентилировали» в Госдепартаменте. Лишь после этого газета передала обработанный материал коллегам из других изданий.
• Несмотря на подобную чистку материалов Госдепартамента, в них оказалось немало сведений, которые серьезно компрометируют внешнюю политику и дипломатию. Показательна инструкция американским дипломатам: собирать личные данные о контактах среди иностранцев, а также номера кредитных карт и карт клиентов авиакомпаний, пароли доступа и тому подобное. И поручение Госдепартамента отслеживать деятельность генсека ООН Пан Ги Муна и руководителей ООН.
• За рубежом неодинаково отнеслись к откровениям WikiLeaks. Союзники в основном проявляют сдержанность. И даже не замечают обидных прозвищ, данных их лидерам американскими дипломатами (Николя Саркози – «голый король», Ангела Меркель – «тефлоновая».) Но есть и тревожные моменты. Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини говорит о попытке «подорвать доверительную дипломатию» и даже называет публикацию «информационным терроризмом».
• Есть и другие мнения. Так, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, которого в депешах американцы называют «Гитлером», считает, что вся эта утечка специально устроена американскими властями. В Эквадоре, наоборот, готовы предоставить убежище Ассанджу.
• В целом в международной реакции на «информационную бомбу» WikiLeaks присутствует элемент выжидания. Ведь пока на страницы газет выплеснулась лишь малая толика разоблачительных материалов.
/Артур Блинов, www.ng.ru/