Главная Армия России

Реформа армии и гособоронзаказ России – часть 2

0
244

• Продолжаем публикацию материалов, посвящённых анализу гособоронзаказу Минобороны (смотри «Реформа армии и гособоронзаказ России – часть 1»). За последние пять лет государственный оборонный заказ (ГОЗ) вырос в России почти в три раза, существенно превысив уровень военного экспорта, который ранее являлся основой выживания для российского ОПК.
• Министерство обороны РФ начало серийные закупки вооружений и военной техники (ВВТ), увеличило финансирование НИОКР, перешло к подписанию среднесрочных (трехлетних) контрактов. Между тем многие проблемы ГОЗ ещё не решены, при этом военное ведомство ужесточило свою позицию по отношению к национальной промышленности, начав импорт иностранных ВВТ.

КОСМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА

• В области закупок для Космических войск можно констатировать стабильное положение. Последние годы Космические войска проводят примерно равное количество пусков ракет-носителей. Номенклатура запускаемых спутников довольно обширна: в ней имеются спутники разведки, связи, ретрансляционные, предупреждения о ракетном нападении и навигации.

• В то же время значительные финансовые ресурсы выделяются на разработку ракеты-носителя нового типа «Ангара» (в том числе наземной инфраструктуры для неё), однако сроки готовности постоянно переносятся. Как представляется, резкого роста расходов на Космические войска в относительных цифрах ожидать не следует.

• Кроме спутников, в соответствии с концепцией военно-космической обороны до 2016 года планируется принять на вооружение новые РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Воронеж-ДМ», загоризонтные РЛС «Контейнер», «Небо», «Подлет» и «Резонанс», работы по которым также финансируются.
• В 2007–2008 годах руководство Космическими войсками подтвердило курс на отказ от использования РЛС СПРН, расположенных вне территории России, и по мере отказа от них на территории России планируется развернуть ещё две РЛС СПРН – «ближе к Уралу и на Дальнем Востоке». В общей сложности Минобороны планирует закупить пять или шесть РЛС СПРН «Воронеж-ДМ» с целью создания полного радиолокационного поля над территорией России к 2015 году.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

• В области закупок для ВВС в последние годы происходит, пожалуй, наиболее динамичное развитие. Именно на 2007–2010 годы пришлись окончание постройки первых опытных экземпляров российского истребителя пятого поколения Т-50 и начало его лётных испытаний. Очевидно, что финансирование этой программы продолжится и она, вероятно, будет оставаться самой затратной для ВВС, возможно, её стоимость даже увеличится вместе с началом производства предсерийных самолетов в 2012 году.

• Кроме того, ВВС активно наращивают закупки новой техники. Так, в 2008–2009 годах были заключены контракты на поставку 130 самолетов. Из них следует отметить крупнейший в постсоветское время контракт на поставку 48 истребителей Су-35С, четырех Су-30М2 и 12 Су-27СМ3 на общую сумму 80 миллиардов рублей.
• Вторым по объёму стал контракт на закупку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34 стоимостью 33,6 миллиарда рублей.

• В период действия ГПВ-2015 впервые после почти 15-летнего перерыва новая авиационная техника стала передаваться в ВВС. В 2007–2009 годах в войска было поставлено порядка 40 новых самолетов, однако большая часть из них (31) пришлась на истребители МиГ-29СМТ/УБТ, выкупленные МО после отказа от них Алжира. Эта сделка стоимостью 25 миллиардов рублей, судя по всему, не была предусмотрена ГПВ-2015 и фактически стала «сверхплановой» закупкой ВВС.

• Начались также закупки вертолетов: промышленность выпустила около 40 вертолётов для нужд российских Вооруженных Сил, включая около 20 новейших боевых Ми-28Н. В 2010-м к этому числу должны добавиться ещё 27 самолётов и более 50 вертолётов (включая восемь Ми-28Н и шесть Ка-52А).

• На рассматриваемый период пришлось и серийное производство новой ЗРС С-400 «Триумф». В 2007–2009 годах в войска было передано два дивизиона С-400 и ещё пять предполагается поставить в 2010 году. Кроме того, были завершены испытания ЗРПК «Панцирь-С1», а с 2009-го начались поставки серийных комплексов в войска.

Активно осуществлялись ремонт и модернизация авиационной техники. Основными программами стали модернизация истребителей Су-27 до уровня Су-27СМ, фронтового бомбардировщика Су-24М до уровня Су-24М2 и штурмовиков Су-25 до уровня Су-25СМ.
• Также велись работы по модернизации истребителей МиГ-31Б и ряда самолетов специального назначения и военно-транспортной авиации, но объемы этих работ были незначительны.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

• За последние годы ВМФ удалось завершить строительство ряда долгостроев, которые находились на стапелях ещё с советских времен, а также заложить корабли новых проектов. Так, в 2010 году наконец спустили на воду многоцелевую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 885 «Северодвинск», что является этапным моментом в ходе реализации программы, а в 2009-м заложили однотипную АПЛ «Казань».

• В 2010 году после почти шести лет испытаний была передана флоту головная дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) проекта 677 «Санкт-Петербург», в 2008-м Северный флот пополнился опытной подводной лодкой проекта 20120 «Саров».

• В рамках одного из недавно обозначенных приоритетов ГОЗ – усиление Черноморского флота: в августе 2010 года была заложена ДЭПЛ проекта 06363 «Новороссийск» и до конца года ожидается закладка ещё двух однотипных кораблей.

• При этом закупочная политика ВМФ получила большую известность благодаря обсуждению возможности закупки до четырех французских универсальных десантных кораблей (УДК) типа Mistral. В случае подписания контракта он может стать крупнейшим для ВМФ, не считая программы строительства РПКСН (стоимость четырех УДК оценивается в два миллиарда долларов), а также беспрецедентным случаем в отношении закупки столь дорогостоящей зарубежной техники.

В области надводного флота следует отметить положительную динамику. Был достроен фрегат проекта 11540 «Ярослав Мудрый» (начало строительства – в 1986 году) и введён в строй головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», а также спущен на воду первый серийный корвет того же проекта «Сообразительный».

• Продолжалось строительство головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», в 2009 году была произведена закладка однотипного фрегата «Адмирал флота Касатонов». До конца 2010 года будет осуществлена закладка трёх фрегатов на основе модифицированного проекта 11356 для нужд Черноморского флота.

• Кроме того, в 2007–2009 годах флот пополнился одним морским тральщиком проекта 02668 и пятью десантными катерами. В августе 2010-го произошла закладка малого ракетного корабля проекта 21631 «Град Свияжск», которой станет головным в серии из пяти подобных кораблей.
• Наряду с крупными боевыми единицами велось строительство вспомогательных кораблей и катеров, которых было построено не менее десяти.

ВМФ также активно проводил ремонты подводных лодок и надводных кораблей. Не считая стратегических ракетоносцев, в 2007–2009 годах был произведен ремонт четырёх АПЛ и одной ДЭПЛ, а также нескольких кораблей первого и второго рангов, включая тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Впрочем, в 2009-м средства на ремонт кораблей были сокращены, что не замедлило сказаться на темпах ремонта, в частности АПЛ проектов 949А и 971 Северного флота.

• Государственная программа вооружения предусматривает строительство 8 РПЛСН проекта 955. На снимке головная лодка «Юрий Долгорукий» на ходовых испытаниях. Она несёт 12 БРПЛ, остальные — по 16 БРПЛ «Булава». Таким образом, эти 8  РПЛСН суммарно будут нести 124 ракеты по 6 ядерных боевых блоков на каждой, всего 744 ядерных боезарядов.

• По новому Договору о СНВ Россия может иметь 1550 развернутых ядерных боезарядов, 700 развернутых МБР. Таким образом, на МСЯС может прийтись половина всего ядерного потенциала страны.
Реально, конечно, ситуация будет несколько иной.  Очевидно, что если все 8 лодок проекта 955 будут построены, а также в полномасштабную серию будет запущена МБР РС-24 «Ярс», придется разгружать платформы разведения БРПЛ «Булава» от «лишних» боеголовок.

• А вот какая судьба ожидает оставшиеся в строю АПЛ проекта 941 «Акула» (АПЛ «Дмитрий Донской» и другие), пока не совсем ясно. Всего было построено 6 лодок проекта 941. Три из них при финансовой помощи США были утилизированы, что, безусловно, пахнет государственной изменой, и показателем полной бесхребетности наших флотоводцев. Гибкие они, как тростник, колыхаемый ветром. По уму надо все три оставшихся РПЛСН класса «Акула» переоборудовать под носители крылатых ракет морского базирования. Предприятие «Севмаш» готово выполнить эти работы. Требуется политическое решение и соответствующее финансирование.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

• Сухопутные войска за рассматриваемый период не переживали серьезных потрясений в области закупочной политики и финансирования. Анализ динамики закупок военной техники показывает, что Сухопутные войска продолжают планомерное перевооружение на танки Т-90А (закуплено порядка 156 танков) и модернизированные Т-72БА (около 100 единиц), а также отработанные образцы военной техники, такие, как БТР-80, БМП-3 и БМД-3/4 (в общей сложности закуплено несколько сот образцов различных бронированных машин).

• В небольших количествах производилась закупка новых бронеавтомобилей «Тигр» и «Дозор». Примерно на одинаковом уровне остаются ежегодные закупки автомобильной техники и закупки (ремонт) артиллерийских орудий.
При этом с наибольшими затруднениями идёт закупка новых оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М»: за три года в войска поступило порядка двух дивизионов этих комплексов.

• Из специфики закупочной политики Сухопутных войск следует отметить отказ руководства Минобороны от финансирования ряда НИОКР (разработка танка нового поколения «объект 195», самоходной артиллерийской системы «Коалиция-СВ»), а также первые закупки образцов вооружений и комплектующих иностранного производства. В частности, израильских беспилотных летательных аппаратов, французских тепловизоров Thales Catherine и итальянских легких бронированных машин IVECO LMV.

/Андрей Фролов, vpk-news.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ