Главная Армия России

Реформа армии и гособоронзаказ России – часть 1

0
418

• За последние пять лет государственный оборонный заказ (ГОЗ) вырос в России почти в три раза, существенно превысив уровень военного экспорта, который ранее являлся основой выживания для российского ОПК.  Министерство обороны РФ начало серийные закупки вооружений и военной техники (ВВТ), увеличило финансирование НИОКР, перешло к подписанию среднесрочных (трехлетних) контрактов. Между тем многие проблемы ГОЗ ещё не решены, при этом военное ведомство ужесточило свою позицию по отношению к национальной промышленности, начав импорт иностранных ВВТ.

• В данной статье под государственным оборонным заказом мы понимаем общую сумму расходов федерального бюджета России на ремонт и модернизацию имеющихся вооружений и военной техники, на закупку новых ВВТ, а также на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) только в интересах российских Вооруженных Сил. Иными словами, госзаказ других силовых ведомств не принимается во внимание.

ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

• Быстрый рост государственного оборонного заказа (ГОЗ) России начался в 2005 году, когда он увеличился почти на треть по сравнению с предшествующим годом, составив 148 миллиардов рублей. Через год была утверждена Государственная программа вооружения на период 2007–2015 годов (ГПВ-2015). Благодаря нарастающему военному финансированию (см. рисунок 1) она стала первой подобной программой в России, которая действительно начала исполняться. Этот факт позволил промышленности приступить к выстраиванию более или менее долгосрочных производственных планов.

• В целом можно утверждать, что сегодня ГОЗ является определяющим фактором для российского ОПК и служит одним из действенных инструментов промышленной политики государства. С 2005 года объем ГОЗ превышает объем военного экспорта страны (см. рисунок 2), и это первая предпосылка к формированию в России устойчивой работы всех предприятий ОПК, а не только тех, что ориентированы на экспорт.

• Общеизвестно, что до середины 2000-х годов стабильное экономическое положение демонстрировали лишь те предприятия, чья продукция была востребована за рубежом, остальные едва держались на плаву.

• Точная номенклатура вооружений, закупаемых в рамках ГПВ-2015, неизвестна, однако в 2006 году руководство Министерства обороны России озвучило общие запланированные показатели:

«Программа включает оснащение 200 соединений и частей. Вооруженные Силы РФ получат около 3000 единиц нового вооружения различного предназначения и более 5000 модернизированного различного назначения.
Сухопутные и Воздушно-десантные войска будут перевооружены на новое, модернизированное вооружение, а это более 300 батальонов, несколько ракетных бригад.
В ВВС и ПВО поступят более 1000 боевых комплексов фронтовой и армейской авиации. В ВМФ будут осуществлены поставки нескольких десятков кораблей, подводных лодок, в том числе пяти стратегических ракетоносцев».

• В ценах 2005 года на ГПВ-2015 планировалось выделить 4,94 триллиона рублей, из которых для Министерства обороны предназначалось 4,51 триллиона рублей (или 91%). Из общей суммы 63% планировалось потратить на закупку новых ВВТ, на НИОКР закладывалось ещё 20 процентов бюджета программы.


• Судя по всему, ГПВ-2015 с точки зрения экспертов «Калькулятор госпошлины» и объёмов финансирования делится на два этапа: 2007–2010 годы и 2011–2015 годы, так как по многим видам ВВТ предполагается резко нарастить закупки именно после 2010 года. Кроме того, допускается, что в 2011-м программа будет подвергнута корректировке.
• Об этом говорят последние события по подготовке и утверждению Государственной программы вооружения на период 2011–2020 годов, которая, очевидно, построена на основе «второй части» ГПВ-2015, но является «дополненной и расширенной» с учетом новых реалий, таких, как «новый облик» Вооруженных Сил РФ и осмысление результатов войны с Грузией в августе 2008-го.

Важным нововведением ГПВ-2015 стал переход на трёхлетние контракты. Между тем фактическое исполнение этих контрактов столкнулось с рядом трудностей, вызванных в первую очередь ущербностью механизма ценообразования с пресловутым индексом-дефлятором, что делало такие контракты для промышленности заведомо убыточными.

• Таким образом, несмотря на общую правильность идеи перехода к среднесрочной контрактации закупок, на практике она сталкивается с рядом традиционных неразрешенных моментов. К традиционным проблемам также относятся высокие ставки кредитования и отсутствие влияния у головного подрядчика на ценообразование у производителей второго уровня кооперации.


• Наконец, новой тенденцией ГОЗ, получившей в СМИ неоднозначную оценку, стал рост закупок ВВТ у зарубежных производителей. К настоящему моменту велись единичные закупки в интересах Сухопутных войск, но потенциальное приобретение нескольких универсальных десантных кораблей типа Mistral может резко повысить долю иностранных вооружений в Российской армии.

• В августе 2009 года российское правительство обозначило новые приоритеты военного строительства, в число ключевых вошли:

— развитие стратегического ядерного потенциала;
— развитие средств ракетно-космической обороны;
— оснащение войск современными ударными комплексами, системами управления, разведки и связи;
— укрепление военной инфраструктуры.

• Отчасти перемены в приоритетах были вызваны российско-грузинской войной 2008 года, в результате чего в ГОЗ-2010 попало такое направление, как «обеспечение работ по усилению контингента наших Вооруженных Сил и строительство соответствующей военной инфраструктуры на важнейших стратегических направлениях, включая Южное, и модернизация Черноморского флота».

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

• Приоритет финансирования стратегических ядерных сил (СЯС) в России никогда не подвергался сомнению. Однако на протяжении 2000-х годов относительная доля СЯС в расходах на оборону снижалась, что, очевидно, связано не со снижением приоритета СЯС, а с ростом абсолютного бюджета Минобороны. Если в 1999–2000 годах на СЯС уходило порядка 95% объема ГОЗ, то в 2007-м на «ядерные» цели было потрачено только 23% средств.
• Вероятно, в последующие годы эта цифра оставалась на том же уровне, что косвенно подтверждается тем, что ГПВ-2015 предполагает выделение порядка 20% средств на закупку ВВТ для стратегических ядерных сил.

Основными закупочными программами для РВСН являются программы по закупке межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» (разработка которой была завершена в рамках ГПВ-2015). В 2007–2009 годах было закуплено 24 МБР «Тополь-М» (в том числе 15 мобильных) и три первые серийные мобильные МБР «Ярс».

• Кроме того, продолжалось финансирование работ по поддержанию в боевом составе ракетных комплексов предыдущего поколения: Р-36М/М2, УР-100НУТТХ и РТ-2ПМ. Очевидно, что к 2015–2017 годам объем средств на поддержание в строю старых систем будет снижаться, что в случае сохранения нынешнего уровня закупок новых МБР может означать снижение доли расходов на Ракетные войска стратегического назначения.

• В то же время, вероятно, увеличится доля морской ядерной составляющей. Сейчас основными активно финансируемыми программами являются строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 и разработка главного оружия для них – баллистической ракеты «Булава-30».

• Несмотря на то, что стапельный период строительства головного РПКСН проекта 955 «Юрий Долгорукий» был успешно завершен в 2008 году и с 2009-го лодка проходит испытания, программа остаётся в подвешенном состоянии из-за неудачных пусков «Булавы». Между тем ведется строительство серийных РПКСН проекта 955А «Александр Невский» и «Владимир Мономах», начато фактическое строительство четвертого РПКСН этого проекта «Святитель Николай».

• Параллельно со строительством РПКСН четвёртого поколения ведётся активная работа по модернизации РПКСН предыдущих проектов 667БДРМ и 667БДР, которые составляют основу морских стратегических ядерных сил. В 2007–2009 годах был закончен ремонт двух РПКСН проектов 667БДРМ и 667БДР, а также произведена закупка для них порядка 20 баллистических ракет Р-29РМУ-2 «Синева», причём их производство ведётся на основе долгосрочного контракта. Так, по состоянию на начало 2008 года ОАО «Красноярский машиностроительный завод» имело заказ на производство ракет «Синева» до 2014 года.

• Авиационная компонента СЯС также получала финансирование, и основной программой здесь стала закупка и модернизация стратегических бомбардировщиков Ту-160. В 2007–2010 годах ВВС закупили один новый бомбардировщик, достроенный из задела, и модернизировали три строевых Ту-160. Одновременно проводился ремонт стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Также, в данный период закончились испытания новой крылатой ракеты, и её закупки предположительно будут осуществляться уже в 2010 году.

• Таким образом, с учётом масштаба проводимых работ можно констатировать, что в СЯС наибольшим приоритетом пользуется морская компонента и основные средства ГОЗ выделяются на неё. В случае успешного окончания испытаний «Булавы» расходы на морские стратегические вооружения могут даже возрасти, так как придётся закупать боекомплект для строящихся РПКСН – по 16–20 ракет на каждый крейсер, а кроме того, очевидно, ускорятся темпы достройки РПКСН.

Продолжение материалов смотрите здесь.

/Андрей Фролов, vpk-news.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ