• Главное отличие «Пантеры» от остальных беспилотных разведчиков это его способность осуществлять вертикальный взлёт и посадку, то есть он с успехом совмещает в себе качества, как обычного самолёта, так и вертолёта.
• Из-за небольшого веса «Пантеру» оснастили только электрическими двигателями, которых хватает на 6 часов полёта. Пусть на первый взгляд это не так уж и много, но, как показала практика использования беспилотников в Секторе Газа, этого вполне достаточно для выполнения разведывательных целей. Также важным плюсом «Пантеры» является его способность вести разведку круглосуточно и при любых, даже самых неблагоприятных погодных условиях.
• Интересно, что Россия уже несколько раз приобретала у Израиля беспилотники, так в апреле 2009 были приобретены 12 самолетов-разведчиков Bird-Eye 400 и Searcher Mk II, а уже в 2010 году была совершена покупка еще 51-го аппарата. Но если раньше Россия закупала уже готовые беспилотники, то сейчас принято решение об их сборке в Казани, правда на основе израильских комплектующих.
• С одной стороны, безусловно, приятно, что в Российской армии появятся современные образцы разведывательной техники, а с другой стороны довольно грустно от мысли, что некогда ведущая космическая держава нынче не способна самостоятельно производить современную технику и приходиться обращаться за помощью к зарубежным странам.
• Разработан израильской фирмой IAI. Впервые представлен в ходе ежегодной межвойсковой конференции в Латруне в Израиле, которая проходила 5-7 октября 2010 года. Главным отличием беспилотника Пантера от всех остальных БПЛА является использование технологии поворотного винта, позволяющего осуществлять вертикальный взлёт и посадку, а также зависать в воздухе. По словам изготовителя беспилотника разработана также миниверсия «Пантеры», весящая 12 килограммов и управляемая при помощи переносной станции.
• «Пантера» предназначена для разведки целей, корректировки огня, обнаружения мест падения других БПЛА и самолётов. В состав полезной нагрузки БПЛА «Пантера» в штатном варианте входит система Mini POP производства ТАА, позволяющая вести наблюдение круглосуточно в любых погодных условиях. По желанию заказчика, на БПЛА можно установить камеру с системой ночного видения, лазерный целеуказатель, измеритель расстояния или систему наведения.
• Наземная станция управления беспилотником, размещённая в одном автомобиле, может управлять сразу тремя «Пантерами».
Основные характеристики:
Радиус действия — 60 км
Продолжительность полета — 6 часов
Потолок — 3000 м
Максимальный взлетный вес БПЛА − 65 кг
Максимальный вес полезной нагрузки — 20 кг
• Пантера взлетает и приземляется автоматически, оператору лишь необходимо нажать соответствующую кнопку. Автоматическая система управления полётом контролирует переход между этапом вертикального взлёта до горизонтального полёта и наоборот.
• Heron — дальний разведывательный БПЛА, разработанный израильской фирмой IAI. Работы над БПЛА были начаты в начале 90-х годов совместно с американской фирмой TRW Inc. Первый полёт Heron выполнил 18 октября 1994 года. БПЛА приспособлен выполнять различные миссии на большой и средней высоте и на протяжении долгого времени (на больших расстояниях).
• Для выполнения поставленных задач БПЛА оборудован комплексом MOSP TV/FLIR с системой передачи для GCS в реальном времени или разведывательным контейнером EL/M-2055 SAR/MTI. Так же может комплектоваться РЛС Elta EL/M-2022U Maritime Patrol Radar.
Основные характеристики:
Размах крыла — 16,6 м
Длина – 8,5 м
Высота – 2,3 м
Масса полезной нагрузки – 250 кг
Масса топлива – 430 кг
Масса максимальная взлётная – 1100 кг
Тип двигателя — ПД Rotax 914
Мощность — 100 л.с.
Максимальная скорость — 240 км/ч
Крейсерская скорость — 231 км/ч
Радиус действия:
при передаче данных в реальном времени – 231 км
при автономном полете — до 926 км
Продолжительность полета — 40-50 часов
Практический потолок — 9145 м
• Bird-Eye 400 «Птичий глаз» — типичный представитель класса лёгких аппаратов массой около 5 кг, предназначенных для ведения разведки и наблюдения в нижнем эшелоне и в радиусе 10-40 км от наземного поста управления. Основная задача таких беспилотников заключается в обеспечении подразделений данными разведки о ситуации «за ближайшим холмом (домом)» в реальном масштабе времени.
• Небольшой аппарат длиной всего 0,8 м и крылом размахом 2,2 м имеет максимальную взлетную массу 5,6 кг и несет полезную нагрузку 1,2 кг. Миниатюрный электродвигатель обеспечивает Bird Eye 400 продолжительность полёта около одного часа, максимальный радиус действия 10 км и высоту полёта около 3400 м.
• Несмотря на малую величину полезной нагрузки, БПЛА несёт весьма эффективную систему наблюдения и разведки Micro POP (она построена по принципу открытой архитектуры и позволяет в течение нескольких минут заменять один блок-сенсор на другой — либо дневная ТВ-камера, либо ИК-камера), а также оснащён аппаратурой связи и обмена данными — на расстоянии прямой видимости. При этом в состав такого «двухранцевого» комплекса, требующего боевого расчёта из двух человек, входят три БПЛА, набор целевой оптико-электронной аппаратуры, переносной пульт управления, комплекс связи, источники питания и набор для ремонта.
• Старт Bird Eye производится с помощью резиновой (пружинной) катапульты, а посадка осуществляется на парашюте. Перед посадкой Bird Eye 400 должен совершить «кульбит» на 180 градусов чтобы не повредить аппаратуру.
• Searcher MkII «Искатель» разработан компанией IAI в 1990-х годах. Этот БПЛА предназначен для ведения разведки на тактическую глубину, а также для выдачи целеуказаний на различные комплексы ударного оружия (например, может действовать как артиллерийский корректировщик).
Основные характеристики:
Размах крыла – 8,55 м
Длина – 5,85 м
Высота – 1,16 м
Масса полезной нагрузки — 100 кг
Масса топлива — 110 кг
Масса максимальная взлётная — 426 кг
Тип двигателя — Limbach L 550
Мощность двигателя — 47 л.с.
Максимальная скорость — 200 км/ч
Крейсерская скорость — 196 км/ч
Дальность действия — 250 км
Продолжительность полёта — 15-18 часов
Практический потолок — 6100 м
• БПЛА Searcher Mk II перевозятся в разобранном виде, запускаются с грузовика-ПУ при помощи пневматики или же взлетают самостоятельно с ВПП малой длины. Посадка — либо самостоятельно, либо при помощи сети-улавливателя. Боевой расчёт комплекса — три-четыре человека:
— один управляет взлётом и посадкой аппарата (переносной пульт управления позволяет выполнять это на дальности до 40 км);
— второй оператор осуществляет управление беспилотником в полёте (хотя большую часть маршрута БПЛА может действовать автономно);
— третий член расчёта обслуживает разведывательную и иную аппаратуру;
— четвёртый — опционально — выполняет обязанности командира расчета.
/По материалам topwar.ru, ru.wikipedia.org и airwar.ru/