• Как заявил министр обороны России Анатолий Сердюков после встречи с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, в Москве в скором времени могут появиться курсы подготовки военных священников. Где и чему учить будущих лекарей солдатских и офицерских душ, пока не решено. Да и вообще, судя по всему, возвращение храмов в наши бригады, батальоны и на корабли идет очень трудно.
• Вообще-то в новой России этот процесс начался ещё полтора десятка лет назад. Прежняя система партполитработы рухнула вместе с Советским Союзом и Главным политическим управлением Советской армии и Военно-Морского флота.
• Как и на чём воспитывать военнослужащих и надо ли это делать теперь вообще – дискуссионных копий на эту тему в ту пору сломали множество. Тем временем нарастающее неверие ни в кого и ни во что прямо-таки выбивало дух из армии и флота.
• Казалось, решение лежало на поверхности: в царской армии с делом солдатского и матросского воспитания с успехом стравлялись полковые и корабельные батюшки. Поэтому ничего удивительного в том, что в марте 1994 года тогдашний министр обороны России Павел Грачев и патриарх Алексий Второй подписали Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. По желанию военнослужащих и их же руками на территориях воинских частей принялись возводить храмы.
• В мае 2009 года идею возрождения института полковых священников выдвинул президент России Дмитрий Медведев на встрече с главами традиционных религиозных организаций страны. После этого процесс принял, кажется, необратимый характер. К сегодняшнему дню в Вооруженных силах уже планово работают около 2 тысяч священнослужителей. Почти исключительно – представители Русской православной церкви, ибо по данным военного ведомства, до 80 процентов наших солдат и офицеров при социологических опросах относят себя к этой конфессии.
• Но, так сказать, работают вахтовым методом. Основными местами их работы остаются обычные приходы. Что, впрочем, не помешало некоторым православным батюшкам делить с солдатами и офицерами все тяготы и опасности обеих чеченских войнах. Четверо священнослужителей там и погибли.
• Однако всё это пока слишком далеко от того, как строилось взаимодействие армии и церкви в царские времена. Поэтому 1 февраля нынешнего года министр обороны Анатолий Сердюков утвердил «Положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных силах». Замысел разработчиков документа по горячим следам прокомментировал заместитель министра обороны России Николай Панков. По его словам, первых настоящих полковых священников получат российские воинские части, дислоцированные за границей – в Армении (Гюмри), Киргизии (Кант), Украине (Севастополь), Абхазии и Южной Осетии.
• Представителям разных религий, заявил Николай Панков, гарантируют пропорциональный доступ в воинские части. То есть, если, скажем, в мотострелковой бригаде большинство солдат и офицеров окажется мусульманами, значит, и назначать туда полковым священником будут муллу.
• Между прочим, не столь уж фантастический вариант. Ибо социологическое исследование, проведенное в том же феврале в Приволжско-Уральском военном округе, вошедшем ныне в состав оперативно-стратегического командования «Центр», выявило, что половина военнослужащих там – мусульмане. Лишь около 40 процентов назвались православными, а еще 10 процентов – протестантами. Если вдуматься – ничего удивительного. Планы Министерства обороны направлять призывников на службу поближе к дому начали воплощать в жизнь уже тогда. А поскольку войска округа расположены на территориях Татарии и Башкирии – кого же ещё там можно было обнаружить?
• Дальше в этом деле опять начался организационный разброд. Поскольку предполагается, что в случае войны полковые священники окажутся в боевых порядках войск, решили было с 2011 года их готовить на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Разработали даже трёхмесячную программу, включающую и прыжки с парашютом. Об этом заявил заместитель председателя синоидального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами проирей Михаил Васильев.
• «Мы должны иметь профессиональные навыки, — заявил он. – В дореволюционной России была военная семинария. В США существует центр подготовки капелланов для всех стран НАТО. Поэтому в программу подготовки наших священников включена военная топография, навыки оказания первой медицинской помощи. Даже правильно открывать дверь бронетранспортера чтобы не отдавить себе пальцы – это тоже нужно уметь».
• Однако как теперь выяснилось – поторопился протоирей Михаил. Министр обороны Сердюков после встречи с патриархом Кириллом признался, что о планах учёбы священников в Рязани впервые слышит. Стало быть, вся подготовительная работа там – коту под хвост. Видимо, поэтому в сентябре неназванный высокопоставленный представитель Московского патриархата упрекнул военных в волоките и бездействии. По его словам, «со стороны военного ведомства наблюдается полный саботаж вопросов, связанных с определением религиозных представителей в армию и на флот».
• Только после этого от разговоров в Министерстве обороны, кажется, перешли к делу. На днях в рамках Главного управления воспитательной работы Министерства обороны образовано Управление по работе с верующими военнослужащими. Возглавил его полковник запаса Борис Лукичев. Ему и предстоит организовывать всю работу по возрождению полкового священничества в Вооруженных силах. Первые из них в работе в казармах должны приступить уже с 1 декабря. Ни времени, ни средств для какой-либо специальной подготовки нет. Наверное, поэтому патриарх порекомендовал отбирать кандидатов из числа монашествующих или священников, отслуживших в армии на профессиональной основе.
• Однако по-прежнему тут много неясного. Например, каков будет статус полкового или корабельного священника? Если их включат в штат воинской части, должно ли Министерство обороны обеспечивать их квартирой? А если – да, то в порядке ли общей очереди? Как быть с вещевым и денежным довольствием, положенным каждому военнослужащему?
• Пока, вроде, военные определились лишь с жалованием новых помощников командиров. Предполагается, что оно не превысит 20 тысяч рублей в месяц. То есть, на уровне офицеров соответствующих штатных категорий. По слухам, это известие не очень обрадовало возможных кандидатов, у многих из которых многодетные семьи.
• Внести ясность в оказавшийся столь запутанным процесс корреспондент «Свободной прессы» попробовал в беседе с протоиреем Сергием Приваловым, заведующим канцелярией синоидального отдела Московской патриархии по работе c Вооруженными силами и правоохранительными организациями.
«СП»: — Итак, появление священнослужителей в российских казармах – вопрос решенный. Сколько их будет в Вооруженных силах?
Пока трудно сказать. Надо дождаться директивы Генерального штаба, которая и определит, где именно на первых порах введут штатные должности помощников командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими. В околоцерковных кругах ходят разговоры, что Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба, вроде бы, решено: на первых порах в войска направить двести священнослужителей. На первом этапе штатные священники появится только в самых крупных гарнизонах. А дальше – посмотрим.
«СП»: — Эти двести будут исключительно православными?
Пока, скорее всего, — да.
«СП»: — Другие конфессии с числом своих представителей тоже как-то определились?
Нашему отделу это неизвестно.
/Сергей Ищенко, «Свободная пресса»/