• Давно замечено: о хорошем писать куда сложнее, чем о плохом. Надо удивляться не тому, что половина испытательных пусков «Булавы» окончилась провалом, а тому, что семь раз из четырнадцати «Булава» была запущена успешно.
• 29 октября в 5.10 утра по московскому времени тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» под командованием капитана первого ранга Олега Цыбина произвел из акватории Белого моря успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Боевые блоки ракеты, выпущенной «Дмитрием Донским» из подводного положения, в установленное время поразили цель на полигоне «Кура» на Камчатке.
• К этому можно добавить, что накануне были проведены учебные пуски сразу трёх межконтинентальных ракет – моноблочной стратегической баллистической ракеты РС-12 М «Тополь», стратегической баллистической ракеты РСМ-50, несущей несколько боевых блоков и запущенной с АПЛ «Кальмар», и хорошо известной «Синевы» – жидкостной баллистической ракеты подводных лодок третьего поколения.
• Все пуски, за которыми из Центрального командного пункта войск Воздушно-космической обороны наблюдал президент России Дмитрий Медведев, прошли успешно – ракеты с исключительной точностью поразили свои цели.
• Но между вчерашними пусками и сегодняшним полётом «Булавы» есть существенная разница. Разработка «Тополей» началась еще в середине 70-х годов прошлого века, а лётные испытания были закончены в 1987 г. Ракету РСМ-50 стали разрабатывать еще раньше, а принята на вооружение она была в 1977 г. И даже относительно новая «Синева» (29РМУ2) является усовершенствованием ракеты Р-29РМ, принятой на вооружение в 1986 году.
• В отличие от этих ракет, «Булава» является принципиально новой разработкой. У неё нет предшественников в советском ВПК, она не является модификацией ракеты, спроектированной и изготовленной в Советском Союзе. По сути дела, это первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в постсоветской России.
• Потому-то и было так обидно, когда испытания «Булавы» раз за разом заканчивались неудачно. Из четырнадцати испытательных запусков успешными или частично успешными оказались только семь. То ракета отклонялась от курса и падала в море, то отказывал двигатель третьей ступени и «Булава» самоликвидировалась в воздухе. Один из неудачных пусков в декабре 2009 года обернулся красочными атмосферными эффектами, которые в Норвегии приняли за НЛО.
• Проект уже были готовы признать безнадежным. После очередного «облома» в июле 2009 года (нештатно сработала первая ступень «Булавы») в отставку подал её генеральный конструктор и директор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. Его сменил гендиректор Московского машиностроительного завода «Вымпел» Сергей Никулин, чье назначение вызвало удивление многих экспертов – «Вымпел» считается заводом третьего уровня в отраслевой кооперации, и его влияние на проект было минимально. Однако, судя по всему, рокировка была политической: Никулин оставил Соломонова на посту генерального конструктора, и работа была продолжена.
• Тут надо отметить, что Юрия Соломонова обвиняли в провале «Булавы» очень многие. «В действительности, конечно, Соломонов виноват. И он отвечает за свои собственные ошибки в первую очередь», – объявил «военный эксперт» Павел Фельгенгауэр (по образованию – биолог). Другие эксперты без обиняков предлагали «сажать» генерального конструктора. Сам же Соломонов, уйдя с поста директора МИТ, выпустил книгу «Ядерная вертикаль», где впрямую обвинил военную и промышленную бюрократию в неудачах, преследующих «Булаву».
• Бесконечные совещания, по итогам которых даже не выпускались протоколы, непрофессионализм людей, принимающих решения, нежелание объективно оценивать проблемы, стоящие перед российской «оборонкой», – все это красочно и подробно описано в книге Ю.Соломонова. И опровергнуть это трудно: действительно, российский ВПК по сравнению с советским – это измученный многочисленными болезнями инвалид.
• Чего стоят хотя бы рейдерские захваты предприятий, имеющих стратегическое значение для обороны страны! Только чудом был предотвращён такой захват завода «Электросила» в С-Петербурге, а ведь этот завод производил двигатели для подводного флота. В 2007 г. была проведена рейдерская атака на Пермский пороховой завод, выпускающий топливо для ракетных комплексов, в том числе и для «Булавы». Правда, проведена она была не руками бандитов или силовых структур, как это часто бывает, а руками госкорпорации – «Роспрома».
• Пермский пороховой завод возглавлял высококлассный специалист Геннадий Кузьмицкий, работавший в отрасли более сорока лет. Летом 2007 года «Роспром» волевым решением уволил Кузьмицкого и прислал на его место некоего господина Мелентьева, бывшего ранее директором обанкроченного предприятия. Прошло несколько месяцев, и г-ну Мелентьеву было предъявлено обвинение в мошенничестве – по версии следствия, он, действуя в сговоре с «неустановленными лицами», похитил 17 миллионов рублей, перечислив их с расчётного счёта Пермского порохового завода на расчетный счёт некоего московского ООО «СтройРегион», якобы в счёт оплаты кредиторской задолженности перед Котласским электромеханическим заводом.
• Сам Мелентьев объяснял это тем, что «Роспром» специально поставил его директорствовать на Пермском заводе, чтобы «погашать огромные долги». Правда, тот факт, что деньги, ушедшие со счетов завода, растворились где-то в туманных оффшорных далях, объяснить он не мог никак.
И таких случаев в российской оборонке десятки.
• В подавляющем большинстве случаев объектами таких рейдерских захватов становятся успешно работающие предприятия. Многие из них являются объектами стратегического значения. Многие входят в схему производственной кооперации, обеспечивающую успех проектов, подобных «Булаве».
• В этой ситуации надо удивляться не тому, что половина испытательных пусков «Булавы» окончилась провалом, а тому, что семь раз из четырнадцати «Булава» была запущена успешно.
• Некоторые так называемые «военные эксперты», такие как Александр Храмчихин, исправно пугающий нас «китайской угрозой», или обвинявший Россию в нападении на Грузию Павел Фельгенгауэр, без колебаний объявили проект «Булава» бесперспективным и провальным. Особенно умиляет аргументация Храмчихина:
«Сама концепция унификации сухопутной и морской ракеты была порочной, даже американцы такого никогда не делали при всем их стремлении к экономии. Таких прецедентов не было ни у кого и никогда. Морские и сухопутные ракеты живут в совершенно разных условиях, особенно разнятся у них условия старта. Из морской ракеты сухопутную, наверное, сделать можно, а вот обратно – вряд ли кому-нибудь удастся».
• То есть этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. И если уж сами американцы не смогли, куда нам с нашим свиным рылом в калашный ряд!
• Безусловно, Александр Храмчихин знает о баллистических ракетах гораздо больше, чем академик РАН, доктор технических наук, заслуженный изобретатель СССР Юрий Соломонов, прошедший все карьерные ступени МИТа – от простого инженера до генерального конструктора и директора института.
• Так же, как наверняка всё знает об армии никогда в ней не служивший «военный эксперт» Павел Фельгенгауэр.
Но вот четырнадцатая «Булава» полетела, и полетела успешно, как и предыдущая, и точно поразила цель.
• И стало понятно, что все разговоры «военных экспертов» о том, что мы не можем, не способны и никогда не будем способны догнать наших геополитических противников в оборонных технологиях, всего лишь пустая болтовня пикейных жилетов.
Проблема не в том, что мы не можем.
• Основная проблема «Булавы» была не в каких-то изначальных пороках её конструкции. Главные проблемы начинались на уровне сборки. После нескольких неудачных запусков «Булавы» были проведены проверки на всех уровнях производственного процесса. Результаты проверок оказались плачевными: ракету собирали, как бог на душу положит, с грубейшими нарушениями технологии, говорили даже о фальшивых деталях. Один из экспертов (на этот раз без кавычек), участвовавший в такой проверке, в частной беседе признавался, что качество сборки «Булавы» было сравнимо с качеством сборки машин на АвтоВАЗе.
Почему последние запуски «Булавы» оказались успешными?
• Да просто потому, что когда ситуация окончательно стала скандальной, были наконец приняты необходимые меры:
–- усилен контроль за технологическим процессом на всех его стадиях;
— стали жёстко отбирать специалистов, что сразу повысило культуру производства;
— ужесточили госприёмку (которая до того проводилась формально или не проводилась вовсе).
И это сразу дало свои плоды.
• Понятно, что сейчас, в условиях усиливающегося недовольства в Вооруженных силах деятельностью министра обороны, руководству Минобороны кровь из носу необходимо доказать первым лицам государства свою эффективность. Поэтому и бросили на «Булаву» все имеющиеся резервы – и, как оказалось, не зря.
Значит, можем, когда захотим?
• Можем, разумеется. Никуда не делся русский инженерный гений. Только вот условия, в которые он поставлен, ни к черту не годятся. Взять того же Юрия Соломонова, генерального конструктора «Булавы». Он сорок лет назад окончил МАИ. И хотя, правда, что «Булава» – это российская разработка, но образование у её конструктора еще то, советское. В данном случае советское действительно значит «отличное».
• Придёт время, и конструкторов и ученых, получивших образование в СССР, не станет. На их место придут специалисты, окончившие российские ВУЗы. Если мы хотим, чтобы Россия продолжала оставаться конкурентоспособной – и не только в военном отношении – державой, эти специалисты должны быть подготовлены не хуже своих предшественников.
• А вот это уже большая и сложная проблема. Довести до ума один-единственный проект оборонной промышленности, пусть даже такой амбициозный, как «Булава», гораздо проще, чем выстроить эффективную систему образования – особенно учитывая разрушительные «реформы», которым она подвергается в последние десять лет.
• Впрочем, я хотел написать о хорошем. Об образовании как-нибудь в другой раз.
• Итак, «Булава» полетела, и полетела удачно. В декабре состоится еще один испытательный пуск, и в случае его успеха в мае 2011 года начнётся второй этап испытаний – уже с АПЛ «Юрий Долгорукий». После этого, если все испытания пройдут с коэффициентом надежности 98,5–99,5%, будет принято окончательное решение о судьбе ракеты и принятии её на вооружение.
• Надо сказать, что под «Булаву» на российских верфях уже заложено несколько АПЛ четвертого поколения (проект 955 «Борей»). Если испытания «Булавы» будут признаны успешными, а ракета поступит на вооружение, то оснащённые ею «Бореи» станут основой морских стратегических ядерных сил России.
• Помимо всего прочего (новые рабочие места для квалифицированных специалистов, новые госзаказы для ВПК) это означает, что Россия вернёт себе статус одной из крупнейших морских держав мира.
И это, по-моему, замечательно.
/Кирилл Бенедиктов, Можем, если захотим, «Взгляд»/