Главная Армия России

Комплекс ЕСУ ТЗ: желаемое и действительное

8
7775

• Армия ХХI века не может существовать без автоматизированной системы управления войсками – АСУВ. Автоматизированное управление войсками – это сокращённое в разы время обработки информации плюс мгновенное отображение её на карте. Основным критерием, определяющим эффективность использования автоматизированной системы управления войсками любого типа и уровня военной иерархии, было и остается сокращение цикла боевого управления.
• Новая единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) должна объединить между собой всех участников боя: людей, машины, орудия, а управление ими будет напоминать компьютерную игру.

• Получать картинку с беспилотников или самолётов-разведчиков, связываться с штабом, отдавать приказы бойцам – всё это командиры батальонов и рот будут делать по цифровым каналам с огромной пропускной способностью, способной передавать видео и любые другие виды данных. А у солдата на экране приёмника- наладонника будет мигать стрелка, указывающая направление его движения и координаты цели, которую надо поразить.

В теории все красиво. Но на  практике все упирается в устойчивость каналов связи и надежность оборудования. Предлагаемая сеть состоит из множества устройств,  принимающих и отправляющих радиосигналы в самых разных диапазонах, от медленных УКВ-радиостанций до 4G и WiMAX. Понятно, что против современного, технически оснащенного противника такая система управления работать не будет. Ведь если поставить помеху  практически на весь существующий частотный диапазон, система будет элементарно заблокирована.

• И это уже не теория. Подобные испытания проводились в этом году на полигоне Таманской дивизии. Результат – прекратила работу не только система «Созвездие», но и вся электронная аппаратура в радиусе воздействия комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Каковы же результаты командно-штабного исследовательского учения, проведенного в Алабино с 5-й мотострелковой бригадой, оснащённой комплексом ЕСУ ТЗ «Созвездие М2», с точки зрения этих критериев?
• В военных, околовоенных и совсем невоенных СМИ об этом учении немало рассказывали и показывали. Только вот разобраться в сути процессов боевого управления, всего лишь наблюдая на экране телевизора «картинку» запуска ДПЛА «Элерон-3», работу офицеров на ноутбуках или читая общие рассуждения генералов о необходимости автоматизации, достаточно сложно.

• Журналистов приглашают, как правило, на наиболее зрелищную – финальную часть учения, так называемую «динамику». А ведь львиная доля времени учения – это всегда процесс подготовки к бою. Но тут снимать особо нечего.
• Эта часть учения выглядит достаточно обыденно, можно даже сказать, скучно. Ни грохочущих танков, ни рокочущих в небе вертолетов, ни стреляющих орудий на этом этапе вы не увидите. Но именно в ходе подготовки к бою напряжение всего управленческого состава достигает высшей точки – ведь сражение происходит сначала в умах планирующих его проведение командиров.

ПРАВИЛО ОДНОЙ ТРЕТИ

• Для солдата пик нагрузок приходится на момент атаки. Для командира – на момент принятия решения. В ходе грамотно спланированного, хорошо просчитанного и всесторонне обеспеченного боя командир спокоен и сосредоточен. Он отдает подчиненным заранее подготовленные распоряжения, подает предусмотренные и понятные им сигналы и лишь иногда вносит незначительные корректировки в свой план.

• Добиваясь от подчиненных действий по плану, командир тем самым навязывает свою волю противнику. Заставляет нарушать его план боя, импровизировать, а значит, оставлять войска без заранее предусмотренных поддержки и обеспечения. И самое главное – тратить драгоценное время на принятие скороспелых, непродуманных и всесторонне не обеспеченных, а значит, роковых для него решений!

Есть в армии неписаное правило «одной трети». В ходе подготовки боя командир любого уровня распределяет имеющееся на подготовку к бою время следующим образом:
одну треть времени он оставляет себе – на принятие решения и продумывание всех вопросов, связанных с организацией боя;
две трети времени командир отдает подчиненным – на принятие ими решений и практическую подготовку войск к предстоящему сражению.

• Выиграв бой (этап операции), командир получает следующую боевую задачу. И снова делит имеющееся время в соотношении 1:2. Такие циклы и называются циклами боевого управления.

• Поясню на примере (см. таблица 1). Бригада получила боевую задачу и время на подготовку к бою в количестве 12 часов. Сколько часов уйдет на организацию боя (желтый цвет), а сколько – на практическую (непосредственную) подготовку солдата к выполнению боевой задачи (зеленый цвет), если при подготовке боя будет избран последовательный метод работы? Из имеющихся 12 часов командир бригады заберет 4 часа на организацию боя. Из оставшихся 8 часов примерно по 2,5 возьмут командиры батальонов. Из 5,5 оставшихся часов командиры рот возьмут еще полтора часа. Из оставшихся четырех примерно полтора-два часа достанется командирам взводов и командирам отделений.

• Следует учесть, что время на передачу боевых задач подчиненным входит в общее время на принятие решения командиром (показано синим цветом). Оно составляет до 8% от времени, отводимого на организацию боя в каждом звене управления.

• Солдату в этой «лесенке» на подготовку к бою останется всего два с половиной часа. На всё! Маловато будет, однако! Как уже понятно, именно для того, чтобы увеличить время на подготовку к бою низовым звеньям военной иерархии (или для того, чтобы бригада смогла быть готовой к бою раньше), и предназначена автоматизация.

• В ходе боя, когда каждый военнослужащий имеет четко поставленную задачу, а командир всего лишь иногда уточняет ее, процессы управления выглядят как короткие повторяющиеся циклы по принятию решения, его доведению до подчиненных и реализации в виде действий войск (см. таблица 2). При этом «организационная» доля такого цикла уже становится относительно меньшей – ввиду того, что такие решения носят, как правило, «частный» характер в рамках заранее принятого «большого решения».

• Более того, практическая подготовка к выполнению этих «микрозадач» обычно не проводится – все, что можно было подготовить, уже было подготовлено до начала боя. Поэтому доля времени, отводимого на постановку задачи подчиненным в «маленьких» циклах боевого управления, может достигать 50 и более процентов.
• В прессе неоднократно звучало, что применение ЕСУ ТЗ обеспечивает сокращение цикла боевого управления в 2–2,5 раза по сравнению с «ручным способом». Только вопрос: какого цикла? Большого (с учётом периода подготовки к бою)? Или маленьких (в ходе боя)? И за счет чего?

В ПРЕДЕЛАХ ПРЯМОЙ ВИДИМОСТИ

Любая АСУВ состоит из четырех важнейших и взаимосвязанных компонентов:

1. программные средства (программные платформы и системы программных комплексов);
2. аппаратные средства (системы);
3. средства (системы) связи;
4. обученный персонал.

Начнем с людей, с офицеров. Которые обучались работе с системой под руководством специалистов концерна «Созвездие» в специально оборудованных для этого классах и на технике, с тех пор как существует 5-я омсбр. Напомню, что опытный комплект ЕСУ ТЗ поступил в Алабино еще несколько лет назад, ещё в предшественницу 5-й омсбр – 2-ю мотострелковую дивизию. И с тех пор постоянно совершенствовался, в том числе и с учетом пожеланий военнослужащих, его эксплуатировавших. Короче – люди обучены.

Аппаратные средства. Основу комплекса первоначально составлял ПЭВМ «Багет» полностью российского производства (включая чипы). Показалось мало. В итоге вопреки первоначальным грандиозным планам «сделать систему полностью на российской элементной базе» перешли на использование ПЭВМ ЕС1866 нашего же изготовления, но с применением импортных микросхем. Хорошие компьютеры, кстати.

Система связи. В результате применения цифровых средств связи семейства «Акведук» УКВ-диапазона удается передавать в этом диапазоне кое-какие данные цифрового формата. Со скоростью 1,2–1,6 килобит в секунду. Это не опечатка! Вины концерна в этом, впрочем, нет – против законов физики, как известно, не попрешь.

• Кстати, такие скорости передачи данных можно считать прорывом. Если учесть, что имевшиеся на вооружении аналоговые радиостанции вообще не обладали способностью передавать цифровую информацию. Но основная «фишка» применяемой системы связи заключается в использовании радиостанций сверхвысокочастотного диапазона (СВЧ). Вот у них-то пропускная способность – очень большая! Правда, на весьма ограниченной дальности. В пределах прямой видимости. Но именно за счёт этого «ноу-хау» процесс передачи информации (синие прямоугольники в таблицах) удалось сократить в несколько раз!
• В итоге – бодрые доклады о сокращении цикла боевого управления в два и более раза. Оно так и выходит. Реально. Но только в «маленьких» циклах. А что в большом?

Применяемые программные средства (в основном – программы для ведения и отображения динамически изменяющейся тактической обстановки на электронной карте) в ходе подготовки боя смогли «обеспечить» превышение нормативного времени, установленного для отображения на карте решения командира бригады, примерно в два с половиной раза.

• И такое – на каждом уровне управления. И отнюдь не по вине операторов-военнослужащих. А вследствие использования программистами концерна идеологии и принципов, неприемлемых для создания программного обеспечения, предназначенного для решения военных задач. И в первую очередь – задач отображения, хранения и передачи данных графической обстановки. Как наиболее сложных и ответственных.

• Короче – та идеология и принципы создания программного обеспечения комплекса, которые были изначально заложены еще на стадии постановки задач на его разработку и проектирование, мешают реализации всех возможностей, которые могут и должны быть в нем реализованы с учетом потенциала использованного «железа» и квалификации специалистов концерна.

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

• Интенсивно развиваясь в изначально заложенном неверном направлении, специалисты «Созвездия» загнали себя в такой угол, из которого есть только один выход – назад к истокам. И теперь ошибки, допущенные еще на начальной стадии проекта, нельзя компенсировать даже вмешательством огромного количества самых изобретательных «подпорок», «заплаток» и «костылей»!
• «Созвездие» довести до ума, безусловно, можно и нужно. Но для этого как минимум необходимо:

1. изменить алгоритм информационного обмена (времен АСУВ «Маневр»), используемый в настоящее время в комплексе, до уровня, применяемого в системе современного импортного «железа»;

2. реально интегрировать подсистемы (до сих пор фактически разрозненные);

3. изменить принцип отображения и передачи графической информации, отказавшись от топографической(!) по своей сути программы ГИС «Интеграция», используемой в системе в качестве инструмента для создания обстановки. Применять «Интеграцию» необходимо только для визуализации топографической основы;

4. состыковать «Созвездие» с АСУВ оперативного уровня «Акация-М».

• Все это решаемо. Причём в течение одного года. Потребуется, конечно, слом некоторых стереотипов, ущемление кое-чьих финансовых интересов, а также «переписка» некоторого программного обеспечения и незначительная переделка «железа». С остальными мелкими недостатками можно смириться и доводить их уже в ходе опытной войсковой эксплуатации.

• В дальнейшем при принятии на вооружение АСУВ любого уровня необходимо многократно убедиться, что рассматриваемый комплекс (объект, подсистема) АСУВ действительно способствуют реальному, а не желаемому или декларируемому сокращению цикла боевого управления.

• Но убедиться в этом можно только проведением одинаковых (по одному плану и на одном и том же полигоне) исследовательских тактических (а не командно-штабных!) учений поочередно с одинаковыми по штату, укомплектованности, обеспеченности и степени обученности бригадами. Одна из которых будет использовать АСУВ, а другая – нет. Со строжайшим запретом разработчикам АСУВ даже подходить к району проведения учения ближе, чем на максимальную дальность работы радиосредств бригады!

• При этом исследовательскую (контрольную) группу укомплектовывать не «дикорастущими», но пока еще реально «зелёными» подполковниками из Генштаба (получающими по 115-му и 400 приказам, а значит, зависимыми от руководства целиком и полностью), а офицерами расформированных штабов соединений и объединений, находящимися за штатом и высказавшими желание уволиться из ВС. То есть людьми незаинтересованными! Таких у нас, к сожалению, больше чем достаточно. Лишь тогда будут получены реально объективные результаты!

Но! Лично у меня нет никаких сомнений, что дальнейшая судьба этого комплекса следующая.

• Заниматься решением принципиальных вопросов никто не будет ни в «Созвездии», ни в Министерстве обороны, ни в Генштабе. В лучшем случае – косметические изменения программного обеспечения, затем – очередной этап войсковых испытаний, и комплекс таки примут на вооружение. Несмотря на очевидные и пока неискоренимые (без решения принципиальных вопросов) недостатки.
• Через полгода-год поставят комплекс в серию. И будут оснащать им войска. По 8 млрд. рублей за один  комплект(!) общевойсковой бригады.

• И в войсках ЕСУ ТЗ, реально не работая, будет моргать красивыми экранами на различных показных учениях, радуя глаз генералов и политических руководителей, не желающих вникать в суть проблематики.

• А несчастные подневольные командиры и офицеры штабов всех уровней будут на этих учениях изображать статистов и молчать, а в повседневной жизни продолжать «юзать» нелицензированную «Винду», а также разрабатывать и печатать секретные карты планов этих самых учений на несертифицированных машинах с использованием других программ. Разработанных отнюдь не в рамках ОКР «Созвездие». А такие программы есть. Те, которые соответствуют реальным потребностям войск, а не желаниям и «карманным» интересам больших начальников.

• Но когда-то придет большой и сильный враг, и мы на крови наших солдат и офицеров убедимся в неэффективности «Созвездия», эта система «по-тихому» будет снята с вооружения. И, как уже повелось, никто за это не понесет никакой ответственности. Не хочу «каркать», но всё это мы уже проходили. В не в таком уж далёком прошлом…

/Дмитрий Кандауров, специалист в области автоматических систем управления, nvo.ng.ru/

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Ха-ха

    Полное отсутствие фактов, и абсолютное не понимание организации. Попытка объединения Акации и Созвездия — полоумная идея. Кого пиарим?! Кстати, не одной реальной фотографии 🙂

    • Pam-pam

      Кое в чём попал… предпоследняя фотка в тему. И скорость для УКВ правильная.

      • Владимир Медведев

        Ну да. Радиостанция то наверняка покупная =))) ну и совместимость АПД для передачи по проводам наверно обязательна !!! А теперь подсчитайте сколько времени будет передаваться карта местности,скажу по «секрету» карты так точно передаваться не будут. Только в ФСБ меня не сдайте =)))

  2. АгаЩаз

    Судя по тексту, информация взята из окончательных протоколов, которые уже не содержат конкретных деталей и формулировки в них скруглены для закрытия работ. Автору бы пообщаться с непосредственными работниками из того же Созвездия или других организаций. Узнал бы много интересного. Возможность для этого есть: автостоянка перед воротами на парадную площадку открыта для всех и там можно встретить кого угодно.

    От себя скажу, что военные тупят, хотя среди них есть действительно профессионалы. Жаль, что мало их. Созвездие порой и не знает, что военные хотят увидеть до последнего момента. А система в целом достаточно инертна, но работоспособна. Много излишеств. Созвездие ее не успевают перенастроить под резкую задачу военных. А не настроенная система работает как-то не так, как ожидается…

    Как было написано, законы физики не обманешь. Нужен жесткий регламент в работе прикладной части, чтобы не забивать узкие каналы. У военных не так много информации, которую надо передавать. Зато большой бардак и непонимание того, как надо пользоваться системой, что в достаточной степени не их вина. Они же не обязаны знать то, что делают программы внутри ЭВМ и радиостанций.

    Еще мысль: все хотят увидеть эксплуатацию готового продукта. Это характерно для потребителя. Но секрет в том, что продукт требует отладки и доработки.

  3. Pam-pam

    Ну +100500… тем более все сейчас через одну проходную ходят)))))))

  4. Pam-pam

    Хотя если с БПЛА видео передавать в реальном времени… могут появится проблемки

  5. НЕкто

    Сами офицеры будут тогда программировать. А еще солдат которые после вузов посадят. Главное чтобы были КОМПЫ , модемы и станции.