• Оказывается, в России уже давно существуют уникальные технологии, с помощью которых может быть существенно понижена «видимость» любых движущихся объектов — от самолёта до автомобиля.
• Всё дело в генераторах плазмы, которая, обволакивая маскируемый объект, делает его малозаметным для излучения радиолокаторов. Даже самый старый и дешёвый истребитель, оборудованный генератором плазмы, по своим характеристикам оставит позади широко разрекламированные и безумно дорогие американские самолеты F-117 и B-2.
• «Мы приняли решение делать «невидимки» по технологиям, основанным на принципиально иных физических принципах», — рассказал директор Исследовательского центра им. Келдыша Анатолий Коротеев. По его словам, если создать вблизи летательного аппарата экран из плазмы, то самолет становится невидимым для радаров.
• Вот простой пример: если бросить в стену теннисный мячик, он отскочит и вернётся обратно. Так же и сигнал РЛС отражается от самолёта и возвращается на приёмную антенну. Самолет обнаружен. Если у стенки угловатые грани и наклонены они в разные стороны, то мячик отскочит куда угодно, но назад не вернется. Сигнал потерян. На этом принципе основаны американские «стелс». Если же обложить стенку мягкими матами и кинуть в них мяч, то он просто шлепнется об нее, потеряет энергию и упадет рядом со стенкой. Так же и плазменное образование поглощает энергию радиоволн. Самолет становится малозаметным для радаров.
• По этому принципу было решено создать компактный генератор плазмы, который можно разместить на летательном аппарате. Конструкция получилась небольшой и лёгкой. Плазменная установка создавала мощные пучки электронов. Воздух ионизировался и образовывалась плазма с необходимыми характеристиками.
«Необходимо было добиться совместимости плазменного генератора со всеми системами современного летательного аппарата, — говорит сотрудник Центра Келдыша Андрей Головин. — Плазменное облако препятствовало качественной связи с землей. Кроме того, помехи мешали и работе многих электронных систем и авионики. Впрочем, эти проблемы были решены, установка успешно прошла государственные испытания».
• Наилучшие результаты эта технология даёт при использовании именно на летательных аппаратах, в особенности на больших высотах. Она как минимум не уступает по своей эффективности американским способам снижения радиозаметности, применяемым на пресловутом F-117. Существенное же преимущество генераторов плазмы состоит в том, что их можно устанавливать на любое движущееся устройство, которое необходимо спрятать от РЛС, в том числе и старых образцов. При этом не страдают лётно-технические характеристики самолетов. Они способны активно маневрировать при воздушных боях и выполнять фигуры высшего пилотажа, в чем F-117 чрезвычайно слаб. В отдельных случаях возможно её применение и на наземной технике, даже на серийных автомобилях.
• Генераторы неравновесной плазмы с успехом прошли государственные испытания более пятнадцати лет назад. Однако в переходные времена внедрение установки в авиации существенно затормозилось.
«Возможно, какая-то вина в этом есть и со стороны руководства института, — продолжает Анатолий Коротеев. — Уж не очень активно мы продвигали её в жизнь. Сложное было время. Финансирование сокращалось, военная тематика тормозилась. Да и сейчас эксперименты в области радионевидимости в Центре им.Келдыша ведутся недостаточно активно. Не хватает всё того же финансирования. Однако аналогов генераторам неравновесной плазмы за рубежом нет. Пока. Ведь с конца девяностых годов подобные работы начались и в США».
/По материалам topwar.ru/
Хочу пременить технологию стелс на личном авто . Летом начну разработку покрытия поглощения сигналов радар индикатора.возможен рекошет волн лазера и радио сигнала
нет не чего совершенного и плазма тоже она дает большую засветку на радаре Jдиапазона как танк за дымовой завесой