«Стелс-технология», воплощённая в бомбардировщик В-2

Американский самолет F-117, сделанный по технологии «стелс»• Оказывается, в России уже давно существуют уникальные технологии, с помощью которых может быть существенно понижена «видимость» любых движущихся объектов — от самолёта до автомобиля.
• Всё дело в генераторах плазмы, которая, обволакивая маскируемый объект, делает его малозаметным для излучения радиолокаторов. Даже самый старый и дешёвый истребитель, оборудованный генератором плазмы, по своим характеристикам оставит позади широко разрекламированные и безумно дорогие американские самолеты F-117 и B-2.

• «Мы приняли решение делать «невидимки» по технологиям, основанным на принципиально иных физических принципах», — рассказал директор Исследовательского центра им. Келдыша Анатолий Коротеев. По его словам, если создать вблизи летательного аппарата экран из плазмы, то самолет становится невидимым для радаров.

• Вот простой пример: если бросить в стену теннисный мячик, он отскочит и вернётся обратно. Так же и сигнал РЛС отражается от самолёта и возвращается на приёмную антенну. Самолет обнаружен. Если у стенки угловатые грани и наклонены они в разные стороны, то мячик отскочит куда угодно, но назад не вернется. Сигнал потерян. На этом принципе основаны американские «стелс». Если же обложить стенку мягкими матами и кинуть в них мяч, то он просто шлепнется об нее, потеряет энергию и упадет рядом со стенкой. Так же и плазменное образование поглощает энергию радиоволн. Самолет становится малозаметным для радаров.

«Стелс-технология», воплощённая в бомбардировщик В-2• По этому принципу было решено создать компактный генератор плазмы, который можно разместить на летательном аппарате. Конструкция получилась небольшой и лёгкой. Плазменная установка создавала мощные пучки электронов. Воздух ионизировался и образовывалась плазма с необходимыми характеристиками.

«Необходимо было добиться совместимости плазменного генератора со всеми системами современного летательного аппарата, — говорит сотрудник Центра Келдыша Андрей Головин. — Плазменное облако препятствовало качественной связи с землей. Кроме того, помехи мешали и работе многих электронных систем и авионики. Впрочем, эти проблемы были решены, установка успешно прошла государственные испытания».

• Наилучшие результаты эта технология даёт при использовании именно на летательных аппаратах, в особенности на больших высотах. Она как минимум не уступает по своей эффективности американским способам снижения радиозаметности, применяемым на пресловутом F-117. Существенное же преимущество генераторов плазмы состоит в том, что их можно устанавливать на любое движущееся устройство, которое необходимо спрятать от РЛС, в том числе и старых образцов. При этом не страдают лётно-технические характеристики самолетов. Они способны активно маневрировать при воздушных боях и выполнять фигуры высшего пилотажа, в чем F-117 чрезвычайно слаб. В отдельных случаях возможно её применение и на наземной технике, даже на серийных автомобилях.

Читайте также  Применение боевых роботов

Генераторы неравновесной плазмы с успехом прошли государственные испытания более пятнадцати лет назад. Однако в переходные времена внедрение установки в авиации существенно затормозилось.

«Возможно, какая-то вина в этом есть и со стороны руководства института, — продолжает Анатолий Коротеев. — Уж не очень активно мы продвигали её в жизнь. Сложное было время. Финансирование сокращалось, военная тематика тормозилась. Да и сейчас эксперименты в области радионевидимости в Центре им.Келдыша ведутся недостаточно активно. Не хватает всё того же финансирования. Однако аналогов генераторам неравновесной плазмы за рубежом нет. Пока. Ведь с конца девяностых годов подобные работы начались и в США».

/По материалам topwar.ru/

13 КОММЕНТАРИИ

  1. «Все хорошо прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо». Странно, что было в это 2010, а сейчас 2012 и ни одного комента. Да и ПАК ФА в основном технология стелс в геометрии и в использовании материалов планера и обшивки.
    По идеи у нас должен существовать такой летательный аппарат, которому наплевать на форму и размер, с таким мощным вооружением с такой же технологией маскировки, что ни одна система обнаружения и обороны ничего не сможет противопоставить. ГДЕ ВСЁ ЭТО???

  2. просто сказка. если бы то в натуре существовало уже давно было б установлено на всех самолетах и вертолетах

  3. видимо у нас тут белополосочники СПС появились ? В правилах СПС уже всё порешали кому-и-что надо-не надо …Технология плазмы не нова и известна,а вот что за козырь в закромах Родины есть—вот там сюрпрайз для всех злопыхателей России !

  4. Об этой технологии писали давно, но были существенные проблемы. Во-первых, плазма образуется только на большой высоте, во-вторых, это НЛО ночью очень заметно. В-третьих, собственные радары и радиосвязь работать не будут. Ну, и так, по мелочи еще. Неужто все проблемы решены?

  5. А какой смысл в режиме включенной плазменной защиты болтать по радио и врубать поисковый радар? Ведь фишка в том, что-бы незаметно подлететь к потенциальному объекту, включить рлс можно в последний момент, снизив мощность плазмы лишь на пару секунд,когда противник ничего уже не успевает сделать.

  6. И еще, плазма не обязательно должна светить как шаровая молния, есть много видов плазмы с минимальной голубой светимостью (например как в люстре Чижевского) слабокоронированный разряд незаметен глазу в темноте уже через несколько метров, поэтому собственно в ВОВ, на Дороге Жизни полуторкам закрашивали фары голубой краской. Издали-даже фары оказывались малозаметны и не бросались немцам в глаза так явно.

  7. вообще интересная разработка,особенно для бомберов,попав в район работы,отключив плазму,отработать цели за 40-60сек и валить.Для Т50,тоже не лишнем будет.

  8. на Т-50 эта плазма и будет ставится, причем малозаметность это мягко сказано. Почти полная незаметность самолета во всех диапазонах радиоволн. F-22 же виден в utf

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя