Министр обороны и топ-менеджер Анатолий Сердюков делит с властями Севастополя земли Черноморского флота
• Если в былые времена чиновники России и Украины зарабатывали на утилизации кораблей Черноморского флота, то теперь, когда кораблей практически не осталось, они принялись за землю. Такой вывод делает «Свободная пресса», анализируя итоги поездки главы Минобороны России в Крым.
• Под Ялтой, в Императорском дворце Ливадии, где на прошлой неделе проходило заседание Совета министров обороны стран СНГ, не было достигнуто реальных договоренностей. Единственным задокументированным итогом ливадийской встречи был протокол, в соответствии с которым Черноморский флот теперь обязан делиться остатками своих флотских секретов с Министерством обороны Украины. «Россия будет информировать о численности личного состава и техники Черноморского флота РФ, который базируется в Крыму»? — пообещал Анатолий Сердюков в Ялте.
• В документе речь идёт не только о личном составе и численности. Всё это давно не является секретом. Главное, украинская сторона будет получать полную и действительно секретную информацию о перемещении боевых кораблей и морской пехоты Черноморского флота.
• Если бы такие сведения президент Ющенко имел во время осетино-грузинского конфликта, то поход черноморского флагмана, ракетного крейсера «Москва» к берегам Кавказа мог быть гарантированно заблокирован. Приказа из Киева достаточно, чтобы украинские мины перекрыли Севастопольскую бухту.
• По словам Сердюкова, за специальные данные по Черноморскому флоту украинцы пообещали не чинить препятствий обновлению техники ЧФ. До сих пор они принципиально не позволяли отправлять сюда новые корабли и морскую авиацию. Ещё во времена Кучмы попытка переправить черноморцам несколько самолетов Су закончилась большим скандалом.
• «По флоту у нас есть соглашение, которое предусматривает четкое количество кораблей и их класс. Если Россия хочет увеличить количество и состав, — это будет предмет очередной договоренности», – недвусмысленно намекает Кожара. То есть Украина допустит новые российские корабли в Севастополь только в обмен на новые уступки Москвы.
• Из Ливадии А.Сердюков тайно отправился на аэродром Черноморского флота, расположенный на мысе Херсонес в Севастополе. Визит проходил без представителей прессы. Военная свита российского министра напрочь отказалась сообщать о целях поездки.
• Гораздо откровеннее оказался мэр Севастополя Валерий Саратов. Он заявил, что украинская сторона предлагает России подумать о совместном использовании излишков земли, арендуемых для нужд Черноморского флота в Крыму. «Излишки» составляют ни много ни мало 3 тысячи гектаров солнечного побережья плюс гавани Севастополя.
• В ельцинские времена здесь отлично заработали «на распиле» флота. Сегодня на металлолом уходят жалкие остатки былого могущества отечественного ВМФ. И новому начальству действительно пора думать о новых источниках «халявного» дохода.
• По Харьковским соглашениям Россия может оставаться в «городе русской славы» до 2042 года. Земля для флота проплачена в прежних масштабах, но уже как бы не нужна. Ведь численность российского Черноморского флота в десять раз меньше, чем при Союзе.
• Тем временем сама Москва продолжает буквально добивать остатки Черноморского флота:
— под видом реформ сокращаются боевые кадры, особенно сильный удар нанесен службам обеспечения;
— многомиллионные долги по зарплате имеют флотское проектно-конструкторское бюро и судоремонтные заводы ЧФ;
— второй год не может получить заработанные деньги строительное управление Министерства Обороны России, дислоцированное в Севастополе. Рабочие объявили бессрочную голодовку. На такую же голодовку пошли сотрудники «Отдельного конструкторско-технологического бюро ЧФ».
«Российский 24-й и 54-й заводы сейчас не работают и не нужны! — с плохо скрываемым удовлетворением констатирует флотский развал мэр Севастополя Валерий Саратов. — А это территория в элитном месте при входе в Севастопольскую бухту. Напротив прекрасная бухта Матюшенко. Там лежат ржавые бочки – и это тоже российская территория. Почему не пользоваться ею взаимовыгодно?
Например, круизные лайнеры ставить на швартовочных бочках Черноморского флота напротив Артбухты. Совместно использовать причалы, арендуемые российской стороной, аэродром Херсонес и так далее… Самое главное, что такие вопросы мы можем решить полюбовно!».
• Если гипотетически представить, что Черноморский флот действительно возродился и наконец-то уровнял силы хотя бы с соседней Турцией — вся арендованная территория, все нынешние бухты и причалы несомненно понадобятся. Однако в таком случае гарантированно накроется «полюбовный» севастопольский бизнес.
• «Значит, надо продолжать «мочить флот в сортире». Не давая ему достичь даже минимума реальной стратегической мощи, что весьма успешно продолжает делать руководство Минобороны России», — пишет «Свободная пресса».
• «По государственному оборонному заказу на судоремонт и техобслуживание в нынешнем году мы получили только 50% от объёмов 2009-го», – сообщил начальник Технического управления Черноморского флота капитан 1-го ранга Сергей Орлов.
«Зловещие нелепости сегодняшнего положения дел у моряков-черноморцев легко объясняются перспективой сверхдохода от манипуляций с крымской землей. А министр Сердюков вовсе не собирается давать отчёт, о чём договорился на своем тайном рандеву на Херсонесе, — говорится в публикации. — На Черноморском флоте продолжаются тотальные сокращения офицерского и мичманского состава. Выгоняют гражданский персонал судоремонтных предприятий. 10 000 жителей Севастополя, служащих Черноморского флота — предупреждены о сокращении. Идёт настоящая зачистка территории».
/Алекс Варламик, по материалам «РосБалт»/