Первые российские серийные экранопланы появятся после 2015 года• Как сообщает РИА Новости, серийное производство российских экранопланов начнётся после 2015 года. Об этом заявил генеральный директор ЦКБ имени Алексеева Сергей Платонов. По его словам, концепция создания в России «экранопланов нового поколения» будет представлена правительству страны в октябре 2010 года.
• Поводом для оптимизма руководителя ЦКБ им.Алексеева послужил подписанный ещё в июне сего года в ходе XIV Международного Санкт-Петербургского экономического форума протокол о сотрудничестве двух субъектов РФ в сфере производства экранопланов.

• Документ за подписью губернаторов Нижегородской области Валерия Шанцева и Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко декларирует содействие развитию экранопланостроения, поскольку «этот вид транспорта имеет колоссальные перспективы на внутрироссийском и международном рынках».
Ранее министр обороны России Анатолий Сердюков тоже заявил, что в перспективе планируется строить экранопланы большой грузоподъемности.

• Разделение труда в проекте обозначилось следующее: знаменитое нижегородское ЦКБ по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) будет заниматься аэро- и гидродинамикой, а также изготовлением опытных образцов. Другой партнер – питерское ОАО «Научно-производственное предприятие «Радар ММС», будет отвечать за разработку всей системы экранопланов, но не исключена возможность строительства таких судов на петербургских верфях.

• По словам С.Платонова, на первом этапе возобновления производства экранопланов в России будет идти разработка таких машин водоизмещением 50, 100 и 600 тонн. «Это ближайшая перспектива, через четыре-пять лет мы сможем выйти на головные образцы. До 2020 года мы планируем перейти к строительству экранопланов водоизмещением в 2-3 тысячи тонн», — сказал гендиректор ЦКБ С.Платонов. Финансирование работ уже началось и ведётся за счёт средств госпрограммы вооружений, программы развития гражданской морской техники и развития оборонно-промышленного комплекса.

Читайте также  Российская армия вооружится любовью к Родине

Перспективные корабли будут двойного назначения и в случае военного конфликта будут использоваться Министерством обороны России. Напоследок С.Платонов отметил, что проектирование экранопланов уже ведётся. На одном из создаваемых аппаратов можно будет разместить 32 ракеты типа «Клаб».

• В СССР производство экранопланов началось в 1957 году и прекратилось в начале 1990-х годов. За это время было построено около 30 таких аппаратов, которые в международной классификации определены как «морские суда». Экраноплан использует эффект аэродинамического экрана при движении над водной или земной поверхностью. От других кораблей, например катеров на воздушной подушке или судов на подводных крыльях, экранопланы отличаются более высокой скоростью — до 250 узлов.

• Наиболее известными советскими экранопланами были транспортно-десантный «Орленок» (построено пять единиц), ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» (построена одна единица, выведена из состава Черноморского флота в 1990-х годах) и экспериментальный «Каспийский монстр» (затонул в 1980 году в результате аварии). В вооруженных силах СССР экранопланы планировалось использовать в десантных операциях, для доставки грузов, а также в противолодочных и противокорабельных целях.

/Д.А.Москалев — topwar.ru/

КРАТКАЯ СПРАВКА

Экраноплан-ракетоносец «Лунь»Экраноплан «Лунь» — противокорабельный экраноплан-ракетоносец массой 350т, разработанный в конструкторском бюро Алексеева. Разработка экраноплана велась с начала 70-х на основе конструктивной схемы экраноплана «Каспийский монстр». В 1985 году экраноплан совершил первый полёт на Каспийском море.
• «Лунь» вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «Москит». Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению.

• Силовая установка состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87 тягой 13 000 кгс каждый. После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в опытную эксплуатацию. По состоянию на 2008 год базировался в Каспийске.

Читайте также  КамАЗ отказался собирать броневики IVECO

Основные характеристики:

Размах крыла -– 44 м;
Длина – 73,8 м;
Высота – 19,2 м;
Площадь крыла – 550 м2;
Масса пустого самолета – 243 т;
Максимальная взлётная масса – 380 т;
Максимальная скорость – 500 км/ч;
Практическая дальность – 2000 км;
Высота полёта на экране — 1…5 м;
Мореходность – 5…6 баллов;
Экипаж – 10 человек;
Вооружение: 6 ПУ противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит».
—————————————————————————————

Десантно-транспортный экраноплан «Орлёнок»Боевой десантно-транспортный экраноплан «Орленок» для быстрой перевозки войск и техники, загружаемой при откидывании вбок носовой части, начали создавать в конце 60-х годов.
• Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полета «на экране»: большой угол атаки крыла малого удлинения 3,25 со стреловидностью 15°. Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки, отделяющей экраноплан от воды.

• Вооружение: 14,5-мм двухствольный пулемёт на турели. Экипаж — 9 человек.
• Для войсковых испытаний и опытной эксплуатации построили три «Орленка», которые  с 1979 года зачислили в состав ВМФ. В настоящее время два «Орлёнка» служат на Каспийском море. На базе «Орлёнка» проработаны варианты пассажирских экранопланов и научно-исследовательский морской арктический геологоразведочный (МАГЭ).

Основные характеристики:

Длина – 58,1 м;
Высота – 16,3 м;
Размах крыла – 31,5 м;
Площадь крыла – 304,6 м2;
Масса пустого снаряжённого — 120 т;
Масса максимальная взлётная – 140 т;
Максимальная скорость — 400 км/ч;
Крейсерская скорость — 350 км/ч;
Практическая дальность — 1500 км;
Высота полета на экране – 2…10 м;
Практический потолок — 3000 м;
Полезная нагрузка — до 20000 кг.

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Статья зашибись))) В 60е годы начали строить экранопланы, приняли на вооружение))) А теперь оказывается, что «первые появятся после 2015 года)

      • Константин, в статье всё правильно написано — «первые российские экранопланы…», а то, о чём Вы пишете («в 60-е годы начали строить…») — это были и есть советские разработки. К сожалению, в России, как в самостоятельном государстве, пока не сделано ни одного нового экраноплана.

  2. Горжусь такими людьми как Бартини и Алексеев. Это две школы, первый проектировал красные самолеты чтобы они летали на воздушной подушке и вертикально взлетали, а Алексеев как судостроитель строил корабли которые летали на воздушной подушке и как самолет. Лучше получилось у Бартини, подушка 8-12 м, скорость 740-640 км/час.

  3. В России появилось много клонов — «производителей» специалистов по распилу. Специалисты давно поняли что есть только один экраноплан а остальное — низенько- низенько при полном штиле, безветрии и с толстым памперсом в трусах.

  4. что имеете не храните , если храните то не знаете зачем , потерявши не плачете , а ведь многих моряков на северных морях спасти могло только то что могло иметь такие скорости .ведь санитарный вариант тоже был- спасибо алексееву… продолжайте в том же духе

  5. Жаль, что ни кем несказано о Росийских экранопланах. К-01( АКВАГЛАЙ 5)) и о других разработках уже в современной России. Ведь именно Россия создала правило Росийского Морского Регистра в 1998 году 2002 году получила код безопасности в IMO в Лондоне. В 2010 году два Губернатора говорили 2015 теперь все переносится 2025. Кто- то за свои слова при жизни будет отвечать или как?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя