• Комитет по международным делам Сената США рекомендовал верхней палате Конгресса США одобрить новый Договор о СНВ. Члены комитета приняли резолюцию, в которой говорится, что Сенат согласен на ратификацию Договора о СНВ.
• Резолюция представляет собой документ объемом в 20 страниц с солидным перечнем недостатков и поправок к Договору о СНВ. Заслуживает внимания то обстоятельство, что американские сенаторы настаивают на рассмотрении договорных документов одновременно с планами модернизации СНВ.
• Кстати, проект резолюции разработал давний партнер российского оборонно-промышленного комплекса сенатор-республиканец Ричард Лугар – один из авторов Программы Нанна–Лугара по ликвидации наших СНВ. В Госдуме России заявляют, если поправки будут негативно влиять на обеспечение интересов национальной безопасности государства, то ранее принятые решения по одобрению Договора о СНВ будут пересмотрены.
• Напомним, что в решениях Госдумы РФ отмечается: «Проект Договора о СНВ отвечает интересам национальной безопасности России, все его положения основаны на принципах строгого паритета прав и обязанностей России и США при соблюдении равной и неделимой безопасности. Вступление в силу этого соглашения будет способствовать повышению обороноспособности и безопасности РФ, а также послужит упрочению отношений с США и международных позиций России».
• При этом спикер Госдумы Борис Грызлов постоянно подчеркивает: «Госдума намерена неукоснительно выполнить договоренность президентов России и США о единовременной ратификации соглашения». Не приходится сомневаться, что такое решение будет принято, а Совет Федерации оперативно его проштампует.
КАК АМЕРИКАНЦЫ БУДУТ СОКРАЩАТЬ СНВ
• Результаты анализа позволяют сделать следующие выводы о подходах военно-политического руководства США к выполнению своих договорных обязательств, связанных с сокращением СНВ.
• Боевой состав и состояние СНС США. Поскольку «старый» Договор о СНВ утратил силу 5 декабря 2009 года, а новый даже не ратифицирован, предлагается вариант боевого состава американских СНС на дату окончания предыдущего Договора (см. табл. 1).
Таблица 1 | |||
Тип носителя | Количество боезарядов, КР, АвБ на одном носителе | Количество | |
носителей | боезарядов | ||
МБР “Минитмэн-3М, S” | 3 | 450 | 1050 |
ПЛАРБ/БРПЛ | 8 | 14/336 | 2688 |
СБ | 128 | 1360 | |
В-52 | 8 КР | 60 | 480 |
В-1В | 12 АвБ | 52 | 624 |
В-2А | 16 АвБ | 16 | 256 |
Итого в СНС | 914 | 5108 |
• Согласно п.3 главы II Протокола к Договору, предусмотрено: «Не позднее чем через 45 дней после вступления в силу Договора, Стороны осуществляют первоначальный обмен данными согласно категориям данных, содержащимся в настоящей Главе».
• Очевидно, этот обмен произойдет по линии внешнеполитических ведомств или НЦУЯО РФ и США. При этом первоначальные данные по СНС США будут существенно отличаться от реальных, поскольку начнут действовать запутанные правила условного засчёта боезарядов на СБ (один бомбардировщик – один боезаряд), порядок применения которых допускает неоднозначное толкование, причем в пользу США.
• Кроме того, в качестве носителей ядерных средств поражения опять заявлены СБ В-1В, часть которых имеет неядерный статус, а МБР «МХ» и «Минитмэн-2» вновь предъявляются как ракеты существующего типа.
• Вполне резонным является вопрос: почему же стороны не обменялись количественными и качественными данными по СНВ заблаговременно, например, за полгода до начала первых российско-американских переговоров? Ведь данные по СНВ сторон не являются закрытой информацией, поскольку обмен ими осуществлялся в течение 15 лет по линии национальных центров уменьшения ядерной опасности (НЦУЯО) в ходе выполнении предыдущего Договора.
• Что касается состояния американских СНС, то оно характеризуется следующим:
— в силах МБР завершается выполнение программ по модернизации ракетных комплексов «Минитмэн-3М,S».
— проводится замена всех твердотопливных ступеней и жидкостной ступени разведения ракет, на платформы ГЧ устанавливаются боевые блоки Мк 21 от ракеты «МХ». В результате полностью будут обновлены ракеты и оборудование пунктов управления пуском и пусковых установок.
— ведутся работы по модернизации ПЛАРБ типа «Огайо».
— предполагается расширить круг задач, решаемых БРПЛ «Трайдент-2», оснастив их высокоточными боеголовками, в том числе неядерными. До 2012 года планируется закупить около 108 ракет этого типа.
— проводится комплекс мероприятий по модернизации СБ В-52Н и В-2А, предназначенных для действий в ядерном варианте. Группировка бомбардировщиков В-1В будет окончательно переведена в неядерный статус.
• В целом американские СНС имеют следующие сильные стороны:
— это наличие одного типа МБР и БРПЛ, что существенно сокращает затраты на содержание кооперации, эксплуатацию ракетных комплексов, проведение доработок и поддержание научно-испытательной базы;
— постоянная готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в любых условиях обстановки;
— высокие тактико-технические характеристики американских ПЛАРБ типа «Огайо» и БРПЛ «Трайдент-2»;
— способность к оперативному наращиванию боевых возможностей за счёт «возвратного» ядерного потенциала;
— наличие значительного научно-технического задела для разработки новых ракет и боевого оснащения;
— наличие тактического ядерного оружия США на территории ряда стран – участников блока НАТО;
— опыт участия большинства лётных экипажей СБ в локальных конфликтах;
— организационное объединение стратегических наступательных и оборонительных сил США под единым руководством ОСК ВС США с развертыванием глобальной системы разведки, оперативного управления, связи и планирования их применения и строительства;
— достаточное и ритмичное финансирование мероприятий оперативной и боевой подготовки органов управления и войск.
СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ СНВ США
• Военно-политическое руководство США, реализуя положения ядерной стратегии, выполнение договорных обязательств увязывает с продолжением трансформации ядерной триады времен «холодной» войны в новую стратегическую триаду.
• Сохраняются на вооружении все системы нынешней ядерной «триады», а именно: ПЛАРБ «Огайо» с БРПЛ «Трайдент-2», МБР «Минитмэн-3М, S», а также СБ В-52Н и В-2А. К перспективной стратегической триаде предъявляются следующие требования:
— обеспечение стратегической стабильности через гарантированную способность нанесения ответных ударов;
— повышение значимости стратегического сдерживания обычными средствами в рамках концепции «быстрый глобальный удар»;
— поддержание объектов и сохранение специалистов ядерного оружейного комплекса».
• Можно утверждать, что после вступления Договора о СНВ в силу, вряд ли американцы сразу начнут снимать с боевого дежурства и ликвидировать модернизированные ракеты «Минитмэн-3М,S», ПЛАРБ, БРПЛ и стратегические бомбардировщики. По опыту выполнения «старого» Договора, основным способом сокращения американских СНВ до предельных уровней носителей, пусковых установок и боезарядов станет разгрузка платформ ГЧ МБР и БРПЛ со снятием части боеголовок и их складированием.
• В связи с этим просматривается явный просчёт российских переговорщиков, которые согласились на исключение из договорных документов положений о платформах ГЧ, порядке их разгрузки, контролируемой ликвидации с заменой на новые. Даже термин «платформа ГЧ» в главе первой («Термины и определения») Протокола к Договору отсутствует, при этом по тексту упоминается какая-то монтажная платформа. Тем самым при возникновении форс-мажорных обстоятельств сохраняется техническая возможность оперативного дооснащения платформ ГЧ необходимым количеством боевых блоков.
• Безусловно, американцы реализуют и другие прагматичные способы сокращения СНВ, добиваясь максимального сохранения обновленных компонент ядерной триады. Один из возможных вариантов перспективного боевого состава СНС США через 7 лет после вступления Договора о СНВ в силу представлен в таблице 2.
Таблица 2. | |||
Тип носителя | Количество боезарядов, КР, АвБ на одном носителе | Количество | |
носителей | боезарядов | ||
МБР | 1 | 420 | 420 |
ПЛАРБ/БРПЛ | 4 | 10/240 | 960 |
СБ | 40 | 160 | |
В-52Н | 4 КР | 20 | 80 |
В-2А | 4 АвБ | 20 | 80 |
Итого в СНС | 700 | 1540 |
• Основные направления строительства СНС США определены в ядерной стратегии. В документе отмечается, что благодаря реализации программ модернизации группировка МБР «Минитмэн-3М,S» будет сохранена в боевом составе СНС до 2030 года. С 2012 года планируется начать научно-исследовательские работы по новой ракете. Все ПЛАРБ до 2020 года предусматривается сохранить в боевом составе ВМС. Вывод из боевого состава флота первой лодки по истечении сроков эксплуатации предполагается в 2027 году.
• Ведутся научно-исследовательские работы над проектом ПЛАРБ нового типа. Существующий парк СБ будет поддерживаться до 2040 года. При этом до 2015 года на модернизацию только самолетов В-2А будет выделено более 1 млрд. долларов. Запланированные на 2018 год научно-исследовательские работы по созданию СБ нового поколения перенесены на неопределенное время.
СОКРАЩЕНИЯ СНВ В СЯС ВС РОССИИ
• Для российской стороны крайне важны и необходимы ратификация и вступление Договора о СНВ в силу в кратчайшие сроки. Обусловлено это наличием значительного количества СНВ с истекшими (истекающими) установленными и продленными сроками эксплуатации. Необходимо срочно снимать их с боевого дежурства или принимать решение на проведение работ по очередному продлению эксплуатационного ресурса с соответствующим финансированием кооперации изготовителей ракетной техники.
• При этом сокращение и ликвидация СНВ будут осуществляться по истечении сроков их эксплуатации за счёт существующих статей финансирования на эксплуатацию вооружений. Уменьшение боезарядов на платформах ГЧ стареющих МБР никогда не применялось и не планируется.
• Вызывает озабоченность недопустимо низкие темпы перевооружения войск на ПГРК «Тополь-М» и «Ярс». БРПЛ РСМ-56 на вооружение не принята, хотя и заявлена как ракета существующего типа. РПКСН «Юрий Долгорукий» находится без ракет и становится объектом американских инспекций. Группировка АСЯС деградирует из-за единичных поставок новых СБ.
• По оценкам специалистов российского ОПК, Воткинский машиностроительный завод с требуемыми темпами и объемами производства ракет РС-24, РСМ-56 и ракет «Искандер» не справится, поскольку давно нуждается в модернизации технологического оборудования и расширении производственных площадей. Кстати, вполне реальным является появление на этом заводе американских инспекторов для контроля ликвидации твёрдотопливных ракет.
• За последнее время обострились проблемы состояния системы боевого управления войсками и ядерным оружием, что негативно начинает сказываться на устойчивости её функционирования.
• Возникает вопрос: есть ли понимание, что сокращение количества боезарядов до 1550 единиц должно сопровождаться проведением масштабных оперативных, организационно-технических и обеспечивающих мероприятий по ее модернизации и развитию, поскольку ценность, значимость и «вес» каждой ракеты, пусковой установки и единицы боезаряда неизмеримо возрастают?
• Представляется сомнительным поддержание в надлежащем состоянии до 100 неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и СБ как разрешенного возвратного потенциала, поскольку потребуется формирование различных обслуживающих подразделений, выделение значительных материальных и финансовых ресурсов.
КРАТКИЕ ИТОГИ
• Таким образом, военно-политическое руководство США при реализации Договора о СНВ предусматривает дальнейшую трансформацию ядерной триады времен холодной войны в новую стратегическую триаду. Выход на предельные уровни СНВ планируется осуществлять за счет ликвидации СНВ ранних сроков изготовления и уменьшения количества боезарядов на платформах ГЧ ракет с созданием возвратного ядерного потенциала.
• В связи с сокращением боезарядов до уровня 1550 единиц часть боевых задач по поражению стратегических и критически важных объектов вероятного противника и объектов по производству, хранению и распространению ядерного и других видов ОМП на территории «проблемных» государств предполагается возложить на ПЛАРК типа «Огайо», вооруженные КРМБ «Томахок» в неядерном оснащении и другие высокоточные средства.
Уместно привести выводы 2 ЦНИИ МО:
«Все позиционные районы РВСН и пункты базирования отечественных РПКСН попадают в зону досягаемости американских ПЛАРК и многоцелевых АПЛ с КРМБ этого типа при условии боевого патрулирования лодок в акваториях Карского, Баренцева, Охотского и Японского морей.
В условиях массированного удара КРМБ отечественная СПРН будет абсолютно бесполезной для организации ответно-встречных действий СЯС ВС России, поскольку она способна обеспечить выдачу информации предупреждения исключительно об ударе баллистических ракет» (Вестник АВН, № 2, 2007. стр.15–16).
• Безусловно, эти выводы справедливы также в отношении авиабаз стратегической авиации ВВС. Необходимо признать, что соединения и части ВС РФ не имеют опыта прикрытия стратегических и критически важных объектов от высокоточных ударов крылатых ракет и способов борьбы с ними. В этой связи весьма актуальны положения Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года:
«Угрозой военной безопасности России является политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной».
• Кроме того, в США идет интенсивное наращивание орбитальной группировки космических аппаратов, предназначенных для поиска, обнаружения, идентификации мобильных целей, при этом возникают проблемы обеспечения скрытности, живучести и автономности функционирования сокращаемой группировки ПГРК. Безусловно, необходимы разработка и освоение принципиально новых форм и способов рассредоточения, совершения маневров по смене полевых позиций и передислокаций подвижных пунктов управления и ракетных полков (дивизионов) ПГРК.
• Должны нарабатываться более совершенные способы оперативной (тактической) маскировки боевых порядков ПГРК на марше и при расположении на местности. Представляется актуальным вернуться к рассмотрению концепции подвижных грунтовых ракетных комплексов с малогабаритной ракетой. Предлагается повторно рассмотреть необходимость и целесообразность разработки перспективной жидкостной МБР.
• Выполнение договорных обязательств российской стороной, как уже отмечалось, будет проводиться за счёт снятия с боевого дежурства и ликвидации СНВ с истекшим сроком эксплуатации. При этом темпы ликвидационных работ будут выше темпов перевооружения войск на новые виды СНВ.
• Тем не менее, в комитетах Госдумы РФ с оптимизмом заявляют: «Уровень боезарядов в 1550 единиц и другие параметры Договора о СНВ позволяют нам обеспечить в полном объеме стратегическое сдерживание в мирное время и поражение объектов вероятных противников в военное время с гарантированной вероятностью». Можно согласиться, если американцы к этому времени откажутся от развертывания глобальной системы ПРО, а количество объектов и вероятных противников не будет увеличиваться.
• В заключение предлагается российскому парламенту при проведении ратификационных процедур рассматривать одновременно Договор о СНВ и План строительства СЯС ВС России на период до 2020 года. Именно так работают американские сенаторы.
/Генерал-майор М.П.Вильданов — профессор АВН, кандидат военных наук, заслуженный военный специалист РФ. nvo.ng.ru/
Прикольный сайт. По больше таких надо!