Главная Иностранные армии

Французские корабли-невидимки

1
1564

• В начале октября стало известно, что французский ВПК предложит на тендер, объявленный ВМС Бразилии, комплексный пакет в составе многоцелевых сторожевых кораблей, фрегатов и танкера. Вступая в жесткую конкуренцию с коллегами из Великобритании и Италии, французские корабелы намерены выставить «на ристалище» свои новейшие наработки в области военного кораблестроения, включая надводные корабли, созданные с широким использованием технологий «стелс».

• Предположительно бразильские адмиралы планируют приобрести по пять сторожевых кораблей и фрегатов, а также один флотский танкер. В качестве многоцелевого фрегата Париж намерен предложить несколько доработанную версию фрегата УРО типа FREMM, которые в настоящее время строятся – в различной комплектации – для национальных ВМС Франции и Испании, а под «сторожевики» подпадают корветы УРО типа «Гоувинд».

• Следует отметить, что франко-бразильское сотрудничество в области военно-морских вооружений в последнее время развивается все более активно. Так, например, 16 сентября сего года на территории предприятия французской судостроительной компании DCNS в городе Лорьян был открыт проектно-конструкторский центр для подготовки инженеров ВПК и офицеров ВМС Бразилии, занятых в программе создания первой бразильской атомной субмарины.

• В течение последующих 18 месяцев 30 бразильских специалистов будут перенимать от французских корабелов опыт, полученный последними в процессе проектирования семейства неатомных подводных лодок «Скорпена». Ранее бразильский флот уже получил от французов четыре такие подводные лодки.
• Глава управления международного сотрудничества ВМС Франции адмирал Жорж Босселю в связи с этим заявил, что «данный центр призван оказать Бразилии помощь в области проектирования неядерной части конструкции первой национальной атомной подводной лодки, которая должна вступить в боевой состав флота в 2025 году».

«ОБЪЕДИНЕННЫЙ» ФРЕГАТ

• Предлагаемый Бразилии фрегат УРО типа FREMM является достаточно интересным образцом зарубежной военно-морской техники (ВМТ), прежде всего в том плане, что это очередной результат внутриевропейской кооперации в области разработки и серийного выпуска ВВСТ. Многонациональный характер корабля явствует уже из самого его наименования – FREMM (аббревиатура от «Fregates Europeennes MultiMissions», или в переводе с французского «европейские многоцелевые фрегаты»).

• Официальный старт программе был дан в октябре 2002 года, когда соглашение о намерениях по вопросу совместной разработки и постройки крупной серии кораблей класса «фрегат» подписали министры обороны Франции и Италии.
• Двумя месяцами позже был образован и франко-итальянский консорциум – на базе французской компании «Армарис» (совместный проект компаний DCN и «Талес», имевших в нем равные доли, на сегодня компания уже прекратила свою деятельность и вместе с военно-морским подразделением «Талес» влилась в состав компании DCNS) и итальянской «Орризонте Системи Навали» (СП «Финкантьери», имеющей 51% акций, и «Финмекканика», владеющей 49%), который чуть позже получил стартовый контракт на 27 фрегатов типа FREMM: 10 для Италии и 17 для Франции.

• Правда, окончательный, уже производственный контракт на первую партию в 14 кораблей (Франция – 8, Италия – 6) был подписан главами военных ведомств двух стран только 25 октября 2004 года: постройка кораблей для французских ВМС была поручена судоверфи DCN в Лорьяне, а итальянские фрегаты будет строить предприятие «Финкантьери». Впоследствии количество заказанных кораблей, впрочем, было сокращено до 11 для Франции и 10 для Италии.

КЛЮЧЕВОЕ ТРЕБОВАНИЕ – УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

• В проекте FREMM французские и итальянские кораблестроители стремились реализовать все свои наработки в данной области, в результате чего им удалось создать действительно многофункциональный корабль, в конструкции которого реализован принцип модульности. Последний, правда, ограничен границами судоверфи – «заточить» FREMM под определенную задачу, противолодочный вариант или «корабль общего назначения» можно только на заводе-строителе.

В первом случае фрегат УРО будет иметь больший запас торпед (обе страны выбрали новейшую разработку компании «Евроторп» – торпеду MU90) и буксируемую ГАС. А во втором случае – отличаться комплексом вооружения с крылатыми ракетами и беспилотниками, более мощной артустановкой (127-миллиметровая АУ вместо 76-миллиметровой), а также наличием возможности транспортировки, высадки и приема на борт группы сил спецопераций численностью до 25 человек, для чего на борту будут размещены две быстроходные моторные лодки типа «Зодиак».

• Кроме того, после досрочного закрытия программы ФР УРО (ПВО) типа «Горизонт» французский флот выступил с инициативой разработки дополнительной модификации FREMM, получившей обозначение FREDA (от «Frеgates de dеfense aеriennes», в переводе с французского – «фрегат ПВО») и ориентированной на обеспечение ПВО/ПРО корабельных соединений и конвоев судов, для чего корабли получат усиленное зенитное ракетное вооружение.
• Однако такая специализация все же вторична – корабли типа FREMM изначально рассматривались и разработчиками, и производителями как «многоцелевые фрегаты УРО», способные в случае необходимости решать весь круг задач, обычно возлагаемых на корабли данного класса.
• Для этого, в частности, оба варианта FREMM будут вооружены комплексами артиллерийского и ракетного (противокорабельного и зенитного) оружия, а также многофункциональными средствами радиотехнического вооружения. Именно это позволило фрегату в отличие от специализированного ФР УРО (ПВО) типа «Горизонт» успешно пережить период сокращения заказов со стороны основных участников программы и даже завоевать новых заказчиков.

Базовая платформа кораблей, предназначенных для ВМС разных стран, составляет примерно 90–95% всех корабельных вооружений и систем, остальное же – специфические «национальные отличия», которые, впрочем, не принципиальны. Просто национальные ВПК соответствующих стран-заказчиков «пробили» дорогу на борт фрегатов своим собственным разработкам: например, французские корабли вооружаются французскими же ПКР «Экзосет», а итальянские – комплексом «Отомат» аналогичного назначения, но разработанным итальянским ВПК.

• В качестве вертолёта корабельного базирования выбран NH-90, но на итальянском фрегате он будет лишь один, а французы посчитали, что необходимо зарезервировать место и для второго. Имеет отличия и «мозг» кораблей – если французские фрегаты УРО получили боевую информационно-управляющую систему (БИУС) центрального подчинения типа SETIS (Ship Enhanced Tactical Information System, то есть «усовершенствованная корабельная тактическая информационная система»), созданную на базе БИУС ФР УРО/ПВО типа «Горизонт», то итальянцы установили на своих кораблях БИУС федерального подчинения, созданную на основе системы, установленной на новом итальянском авианосце «Кавур».

КАК СДЕЛАТЬ КОРАБЛЬ НЕЗАМЕТНЫМ

• Отличительной особенностью всех модификаций ФР УРО типа FREMM является широкое применение технологии «стелс», благодаря чему удалось существенно снизить заметность кораблей в радиолокационном, акустическом, инфракрасном и электромагнитном диапазонах:

— обводы корпуса и надстроек сделаны плавными, конструкторы избежали любых двугранных или трехгранных элементов с 90-градусным изломом;

— внутрь убрано максимальное количество систем вооружения, радиотехнических средств и плавсредств;

— большая часть отверстий в корпусе и бортах закрыты легкими водонепроницаемыми заслонками;

— агрегаты ГЭУ смонтированы на виброизолирующих платформах;

— на корабле установлены гребные винты новой конструкции и новейшая система размагничивания.

• Кроме того, корабли отличаются высоким уровнем автоматизации процессов управления и применения различных корабельных систем и вооружения, которые – равно как и элементы «стелс» – были ранее успешно опробованы на французских фрегатах семейства «Лафайет», ставших в последние два десятилетия одними из наиболее востребованных надводных кораблей данного класса в мире. Среди самых известных покупателей последней модификации «Лафайета» – Сингапур и Саудовская Аравия.

• Последняя подписала контракт на три фрегата УРО типа «Эль-Рияд», первый из них вошёл в боевой состав национальных ВМС в середине 2002 года. Данные корабли, имеющие полное водоизмещение 4650 тонн, длину 135 метров, ширину 17,2 метра и осадку 4,1 метра, спроектированы с учётом специфических требований страны-заказчика.

• Они способны не только эффективно бороться с надводными кораблями и субмаринами противника, но и обеспечивать ПВО и ПРО отдельных кораблей и судов, а также защищать отряды боевых кораблей и конвоев от атак различных средств воздушного нападения.
В состав вооружения фрегата «Эль-Рияд» включены:

— 76-миллиметровая артустановка «Супер Рэпид»;

— восемь ПУ противокарабельных ракет (ПКР) «Экзосет» MM40 Block 2;

— ЗРС «Астер 15» с подпалубной контейнерной УВП типа «Сильвер А43» (первый случай экспорта данного ЗРК, система управления огнем которого, по оценкам разработчиков, способна отслеживать одновременно до 300 воздушных целей, а ЗУР могут применяться в «противоракетном режиме» – на дальность до 15 километров или в стандартном «режиме ПВО» – на дальность до 30 километров) ;

— четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами ECAN F17P (активно/пассивная ССН, дальность хода – 20 километров, максимальная скорость – 40 узлов, масса БЧ – 250 килограммов) ;

— многофункциональный радиолокационный комплекс «Арабель» с трёхкоординатной РЛС диапазона I/J с фазированной антенной решеткой и интегрированной СУО, а также двухкоординатная РЛС ОВЦ большой дальности DRBV 26D «Юпитер» II диапазона D, активная низкочастотная опускаемая ГАС CAPTAS 20 UMS 4223 и усовершенствованные комплексы РЭБ, связи и обмена данными.

• В кормовой части кораблей оборудованы ВПП и ангар для стационарного базирования корабельного вертолета 10-тонного класса. Причем благодаря установленной дополнительно к стандартным успокоителям качки новой автоматизированной системе уменьшения влияния продольной и килевой качки типа STAF эксплуатация вертолета возможна при волнении моря до 6 баллов включительно. Основу же «мозгов» саудовских фрегатов УРО составляет БИУС типа SENIT 7, представляющая собой сильно усовершенствованный вариант БИУС типа «Тавитак 2000».

• Следует особо подчеркнуть, что проектирование фрегатов УРО типа «Эль-Рияд» велось уже с использованием CAD-технологий – французы даже называют их «первыми по-настоящему цифровыми кораблями». Компания PTC, предоставившая DCN свое ПО версии CADDS 5, установила 150 рабочих станций на ее производственных площадках, а еще 70 – на предприятиях компаний-субподрядчиков. Применение новейших методов компьютерного проектирования позволило, по оценкам разработчиков, на 17% снизить время разработки корабля, если сравнивать с проектированием базовых кораблей семейства «Лафайет».

«СТЕЛС» ДЛЯ НЕБОГАТЫХ

• Однако не всем потенциальным заказчикам по карману фрегаты УРО типов «Лафайет» или тем более FREMM, для них компания DCNS разработала более «дешёвые» и лёгкие корабли – многоцелевые корветы УРО семейства «Говинд» водоизмещением от 1500 до 2500 тонн и длиной от 90 до 105 метров, позиционируемые компанией как сторожевые корабли литоральной зоны. Сегодня такие образцы ВМТ оказались наиболее востребованы в странах, оказавшихся перед лицом многочисленных угроз с морских направлений: как традиционных, так и асимметричных (пиратство, терроризм).

В состав вооружения кораблей – в зависимости от варианта – входят:

— противокорабельный («Экзосет», «Гарпун» или RBS-15 Mk3, восемь ПУ) ракетный комплекс;

— зенитный («Мика» RF или «Астер 15»; УВП на 16 ракет) ракетный комплекс;

— 76-миллиметровые и 20-миллиметровые артустановки;

— несколько беспилотников или вертолет 10-тонного класса;

— необитаемые надводные и подводные аппараты различного назначения.

• Специально для корветов была разработана БИУС «Поларис» – усовершенствованный вариант БИУС семейства SENIT. Отличительными особенностями кораблей «Говинд» являются:

— использование водометных движителей (возможна установка и традиционных гребных винтов);
— отсутствие традиционных дымоходов в надстройке (отвод продуктов сгорания ГЭУ осуществлен на уровне ватерлинии);
— размещение всех радиолокационных и оптико-электронных средств на одной мачте;
— ходовой мостик с круговым обзором, а также способность обеспечения действий сил спецопераций без существенного дооборудования.

• В настоящее время разработчик предлагает четыре базовых варианта:
— корвет «контроля за водным пространством» водоизмещением около 1000 тонн,
— корвет «демонстрации флага» (2000 тонн),
— «ударный» корвет (2000 тонн),
— многоцелевой корвет (2500 тонн).

• Первую модификацию разработчик в инициативном порядке решил реализовать «в железе» – 9 мая 2010 года был заложен «Гермес», имеющий водоизмещение 1100 тонн и предназначенный для решения задач в территориальных водах и эксклюзивной экономической зоне. По мнению руководства DCNS, на современном рынке боевых кораблей невозможно «успешно продать корвет или сторожевой корабль, если нет положительного опыта его эксплуатации в составе ВМС мирового уровня». ВМС Франции же согласились после постройки корвета взять его в опытную эксплуатацию.

«КОРАБЛЬ XXI ВЕКА» УЖЕ СОЗДАН

• Фактически FREMM и «Говинд» – это те самые «корабли XXI века», о которых постоянно твердят российские адмиралы. И командование ВМС многих стран прекрасно это понимает, проявляя активный интерес к ним. Да и сам разработчик прилагает титанические усилия по продвижению корветов данного семейства в различных регионах планеты, включая и страны традиционной «российской зоны интересов», такие как государства Прикаспийского региона.

• Более того – сегодня потенциальным заказчикам уже предлагается новое семейство из трёх фрегатов УРО, в которых реализованы все наиболее удачные наработки из проектов FREMM и «Говинд». И если российские кораблестроители и военно-политическое руководство не предпримут надлежащих мер с целью дальнейшего упрочения позиций отечественного кораблестроения на международном рынке военно-морской техники, то нас в ближайшее время ожидает весьма неприятный сюрприз в виде потерянных рынков сбыта и упавших доходов от экспорта.

/Владимир Щербаков topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. ю-п-3

    будущее за многоцелевыми -шипами- но надо быть хитрее!надо помнить генералисимуса Суворова и партизан Вьетнама !