Главная Армия России

Военная авиация дождалась российского транспортника

0
370

• На аэродроме Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.Чкалова совершил первый полёт головной серийный тяжёлый военно-транспортный самолет Ил-76МФ, построенный по заказу Министерства обороны России.
• Это радостное для наших заждавшихся хоть какого-нибудь пополнения Военно-Воздушных сил известие тут же породило множество вопросов. Главный из них таков: так что всё же будем ставить в строй военно-транспортной авиации? Этот самый Ил-76МФ или его прямого конкурента — российско-украинский Ан-70?

• Ведь о том, что параллельно многие миллионы долларов Россия готова выделять и детищу киевского ОКБ им. О.К.Антонова, ещё на МАКСе-2009 заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков. В ответ специалисты многозначительно закатывают глаза: иной раз большая политика важнее мнения самых компетентных экспертов.

• В 1980-х годах, когда советские конструкторы принялись за разработку обеих машин, двусмысленности не было. Ан-70 замышлялся основным средним военно-транспортным самолетом, а Ил-76МФ – таким же, но в классе тяжелых машин.

• Ильюшинцы свой путь прошли. Их самолет, созданный на базе самого массового в мире транспортника Ил-76, был готов ещё к 1995 году:

— за счёт удлинения грузовой кабины на 6,6 метра боевая нагрузка по сравнению с предшественником возросла с 50 до 60 тонн. То есть вместо двух боевых бронированных машин Ил-76МФ способен брать на борт три;

— дальность полёта увеличилась на 20%, а расход топлива снизился на 15%;

— новые двигатели ПС-90А-76 по шумности и выбросам вредных веществ соответствуют нормам ИКАО и делают радужными экспортные перспективы.

• Однако из-за многолетнего отсутствия средств российские ВВС ждут его до сих пор.

• Куда сложнее обстоит дело с создаваемым в Киеве с 1978 года Ан-70. Достоинств у него тоже немало. Прежде всего – возможность укороченного взлёта с грунтовых взлетно-посадочных полос, длиной всего 600 метров. Но в процессе конструкторских работ Ан-70 всё дальше отходил от тактико-технического задания Военно-воздушных сил. В итоге вместо положенного для средних транспортников потолка в 120 тонн взлётного веса вышло 145 тонн. Но это ниша тяжелых машин, и она уже занята всё тем же Ил-76МФ.

Так перед Минобороны России возникла дилемма: что закупать?

• В распоряжении «СП» оказалось экспертное заключение Главного штаба ВВС России. В нем говорится:

«Ещё на этапе рассмотрения эскизного проекта у комиссии ВВС были сомнения в возможности реализации заявленных ОКБ им. Антонова характеристик. Но гендиректор ОКБ заверил в возможности достижения показателей без утяжеления самолета. Тем не менее, при проектировании практически на 30% возросли масса пустого самолета и его взлётная масса.

Сравнительные оценки тяжелого Ан-70 показывают, что по эффективности решения задач он уступает такому же Ил-76МФ в 1,8 раза, а по удельной эффективности – в 2,6 раза. Реально следует ожидать, что характеристики базирования Ан-70 превысят заявленные значения на 15-20%».

• Неудивительно, что в 2007 году Россия заявила о выходе из программы по созданию Ан-70. Затраченных к тому времени на нее 1,1 млрд. долларов, из которых 60% пришлось на долю нашей страны, было, конечно, жалко. Но зачем и без того скудный военный бюджет размазывать по двум схожим проектам? К тому же Киев в те времена рвался в НАТО, а ставить будущее российской военной авиации в зависимость от воли западного альянса недальновидно.

• Украина, надежды которой на выживание собственного авиапрома в значительной мере связаны с будущими заказами на Ан-70, впрочем, ершисто заявила: «Вы ещё пожалеете!» И без вас, дескать, справимся. Найдем недостающие для испытаний 130 млн. долларов и станем торговать транспортником по всему миру. Покупатели вроде бы выстроились в очередь.

• Однако ничего не вышло. Ни индусы, ни китайцы, ни европейцы, которых посланцы Киева попытались заманить в ОКБ им. Антонова, кошельки открывать не спешили. А тут в кресле украинского президента Виктора Ющенко сменил Янукович. Затею с НАТО велено было забыть и повернуться лицом к Москве. За смену политического вектора можно попросить немалые деньги. Позабытый было Ан-70 снова замаячил в протоколах российско-украинских встреч на высшем уровне.

• В 2009 году на МАКСе министр обороны Сердюков впервые заявил, что Москва свою позицию может пересмотреть. Но поскольку недостатки Ан-70 никуда не делись, специалисты несмело попытались возражать. Так, в июле нынешнего года вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Василий Прутковский заявил, что разработчикам злополучного транспортника предъявлены новые технические требования. И лишь при их достижении будет решаться вопрос о закупке.

• Но, конечно, судьбу самолёта теперь решает не Прутковский, а Кремль. А там решено всемерно идти навстречу Украине. И закупку Ан-70 включили в новую редакцию российской Госпрограммы по вооружению. Возникла многократно осужденная Сердюковым ситуация. Денег на перевооружение армии и так не хватает. Размазывать их по двум схожим проектам – вопиющее расточительство. Но, видно, придется.

/Сергей Ищенко «Свободная пресса»/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ