• Это радостное для наших заждавшихся хоть какого-нибудь пополнения Военно-Воздушных сил известие тут же породило множество вопросов. Главный из них таков: так что всё же будем ставить в строй военно-транспортной авиации? Этот самый Ил-76МФ или его прямого конкурента — российско-украинский Ан-70?
• Ведь о том, что параллельно многие миллионы долларов Россия готова выделять и детищу киевского ОКБ им. О.К.Антонова, ещё на МАКСе-2009 заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков. В ответ специалисты многозначительно закатывают глаза: иной раз большая политика важнее мнения самых компетентных экспертов.
• Ильюшинцы свой путь прошли. Их самолет, созданный на базе самого массового в мире транспортника Ил-76, был готов ещё к 1995 году:
— за счёт удлинения грузовой кабины на 6,6 метра боевая нагрузка по сравнению с предшественником возросла с 50 до 60 тонн. То есть вместо двух боевых бронированных машин Ил-76МФ способен брать на борт три;
— дальность полёта увеличилась на 20%, а расход топлива снизился на 15%;
— новые двигатели ПС-90А-76 по шумности и выбросам вредных веществ соответствуют нормам ИКАО и делают радужными экспортные перспективы.
• Однако из-за многолетнего отсутствия средств российские ВВС ждут его до сих пор.
• Куда сложнее обстоит дело с создаваемым в Киеве с 1978 года Ан-70. Достоинств у него тоже немало. Прежде всего – возможность укороченного взлёта с грунтовых взлетно-посадочных полос, длиной всего 600 метров. Но в процессе конструкторских работ Ан-70 всё дальше отходил от тактико-технического задания Военно-воздушных сил. В итоге вместо положенного для средних транспортников потолка в 120 тонн взлётного веса вышло 145 тонн. Но это ниша тяжелых машин, и она уже занята всё тем же Ил-76МФ.
Так перед Минобороны России возникла дилемма: что закупать?
• В распоряжении «СП» оказалось экспертное заключение Главного штаба ВВС России. В нем говорится:
«Ещё на этапе рассмотрения эскизного проекта у комиссии ВВС были сомнения в возможности реализации заявленных ОКБ им. Антонова характеристик. Но гендиректор ОКБ заверил в возможности достижения показателей без утяжеления самолета. Тем не менее, при проектировании практически на 30% возросли масса пустого самолета и его взлётная масса.
Сравнительные оценки тяжелого Ан-70 показывают, что по эффективности решения задач он уступает такому же Ил-76МФ в 1,8 раза, а по удельной эффективности – в 2,6 раза. Реально следует ожидать, что характеристики базирования Ан-70 превысят заявленные значения на 15-20%».
• Неудивительно, что в 2007 году Россия заявила о выходе из программы по созданию Ан-70. Затраченных к тому времени на нее 1,1 млрд. долларов, из которых 60% пришлось на долю нашей страны, было, конечно, жалко. Но зачем и без того скудный военный бюджет размазывать по двум схожим проектам? К тому же Киев в те времена рвался в НАТО, а ставить будущее российской военной авиации в зависимость от воли западного альянса недальновидно.
• Однако ничего не вышло. Ни индусы, ни китайцы, ни европейцы, которых посланцы Киева попытались заманить в ОКБ им. Антонова, кошельки открывать не спешили. А тут в кресле украинского президента Виктора Ющенко сменил Янукович. Затею с НАТО велено было забыть и повернуться лицом к Москве. За смену политического вектора можно попросить немалые деньги. Позабытый было Ан-70 снова замаячил в протоколах российско-украинских встреч на высшем уровне.
• В 2009 году на МАКСе министр обороны Сердюков впервые заявил, что Москва свою позицию может пересмотреть. Но поскольку недостатки Ан-70 никуда не делись, специалисты несмело попытались возражать. Так, в июле нынешнего года вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Василий Прутковский заявил, что разработчикам злополучного транспортника предъявлены новые технические требования. И лишь при их достижении будет решаться вопрос о закупке.
• Но, конечно, судьбу самолёта теперь решает не Прутковский, а Кремль. А там решено всемерно идти навстречу Украине. И закупку Ан-70 включили в новую редакцию российской Госпрограммы по вооружению. Возникла многократно осужденная Сердюковым ситуация. Денег на перевооружение армии и так не хватает. Размазывать их по двум схожим проектам – вопиющее расточительство. Но, видно, придется.
/Сергей Ищенко «Свободная пресса»/