• Но как обещанное им же перевооружение Вооруженных сил на новую технику будет сочетаться с солдатами, служащими из-под палки? Своим мнением на этот счет поделились комментаторы «Аргументы и Факты».
• Боевые действия последних лет – и на территории Чечни, и в Южной Осетии — свидетельствуют о том, что «срочники», как правило, хорошие солдаты (А на мой взгляд, это весьма спорное утверждение. – А.Варламик). Возможно, решение нынешнего руководства Министерства обороны набирать в армию преимущественно их, продиктовано именно этим соображением.
• Не потому, что денег в стране мало, дело в другом. Призыв будет существовать до тех пор, пока не исчезнет потенциальная угроза вторжения извне на нашу территорию. А эта угроза никуда не денется в ближайшие 10 – 15 лет.
• Что касается контракта, то я сторонник смешанного принципа комплектования. Если хорошо посчитать деньги, число контрактников можно было бы увеличить даже сейчас. Я считаю, что если у нас сегодня 150 тысяч офицеров, то должно быть как минимум 300, а лучше 400 тысяч сержантов-контрактников. Остальные 450 тысяч военнослужащих из российской миллионной армии могут быть и «срочниками».
— Почему провалилась предыдущая программа привлечения в армию контрактников? Та самая, про которую министр обороны А. Сердюков сказал, что на нее «нет денег»?
• Контрактники тоже должны быть квалифицированными и высокооплачиваемыми. За 7-8 тысяч рублей, которые сегодня им платят, служить никто не будет. Это ниже средней зарплаты по стране: уборщица в метро, которая работает день через три, получает 12 тысяч рублей – столько же, сколько командир взвода.
• По данным командующего Воздушно-десантными войсками генерала Шаманова, увеличения числа контрактников в Вооруженных силах можно ожидать к 2012 г. Тогда же состоится и повышение их зарплат. Пока что этих будущих сержантов пробуют готовить в военных вузах вместо офицеров (с 1 сентября 2010 г. в высшие военные учебные заведения в России прекращен прием курсантов. Будущих офицеров не будут учить, как минимум, еще и в 2011-м – Ред.) Пока набрали… 500 человек! Так что перспективы туманны.
• При этом поймите: контракт как таковой – не панацея от «дедовщины». В Америке профессиональная армия, но и там нередки случаи драк между военнослужащими и даже убийств с применением огнестрельного оружия. Другое дело, что у них суды лучше работают…
— Если наши Вооруженные силы не собираются в ближайшее время вкладываться в людей, возможно, деньги наконец-то пойдут на закупку современных вооружений. Кстати, есть гарантия, что их не разворуют?
• Недавно министр обороны А.Сердюков признался, что был шокирован объёмами воровства в своем ведомстве. Собственно говоря, специалистов по финансам и налогообложению он привел в Министерство обороны вслед за собой именно по этой причине.
• Конкретно: в ближайшие годы на перевооружение Вооруженных сил предполагается потратить 19 триллионов рублей. И нужно сделать так, чтобы не случилось, как в предыдущие годы, когда были сорваны все Государственные программы вооружения (ГПВ). С момента прихода к власти В.Путина денег в армию идёт все больше, а толку нет.
• При примерно таких же военных расходах Индия проводит успешное перевооружение, закупает танки сотнями, самолеты десятками. У нас же счёт идёт на единичные экземпляры! А деньги где? Поэтому главная задача для команды Сердюкова – обеспечить прозрачность военного бюджета.
• Приоритетом № 1 при перевооружении армии будут Стратегические ядерные силы. Для них по ГПВ до 2020 года закупят баллистические ракеты морского базирования «Булава», наземные комплексы РС-24 «Ярс», ну и стратегические бомбардировщики Ту-160 будут строиться со скоростью 1-2 машины в год.
• Приоритет № 2 — создание новой автоматизированной системы управления (АСУ) Вооружённых сил. Она должна быть способна в реальном масштабе времени передавать распоряжения группировкам войск и управлять ими в условиях как обычной, так и ядерной войны.
• Приоритет № 3 – закупка ряда военных технологий за рубежом. Начнут, видимо, с универсального десантного корабля «Мистраль», если Франция победит в конкурсе. «Мистрали» будут строить и в России, и во Франции (2 здесь и 2 там). У российского ОПК до 2020 года закупят 600-700 самолетов, тысячу вертолетов. А вот о программе строительства отечественных авианосцев в ближайшие 10-15 лет лучше не вспоминать.
/Сергей Осипов «АиФ»/