Теперь же, с началом реализации намерений, стало ясно: на систему подготовки кадров для армии и флота, успешно работавшую годами, беда обрушилась из-за некомпетентных, можно сказать, извращенных представлений реформаторов о военной службе, о качествах, которыми должны обладать офицеры в XXI веке.
«К 2012 году мы должны создать систему военного образования, которая бы полностью соответствовала новому облику Вооруженных сил», – заявила начальник Управления военного образования – заместитель начальника Главного управления кадров МО РФ Тамара Фральцова.
• Увы, сама идея «придания Вооруженным силам нового облика», продвигаемая министром обороны Анатолием Сердюковым, воспринимается скептически и в войсках, и в обществе. Хотя вроде бы перспективна: все части приводятся в постоянную готовность, армия должна стать компактной, полностью оснащенной самым современным вооружением и укомплектованной специалистами, способными управлять сложнейшей техникой. Но не верят люди в успех этой затеи, поскольку видят, кто и как пытается ее осуществить.
• В марте 2010-го та же Т.Фральцова сообщила: «С этого года… к экзамену для поступления в вузы будут допускаться только юноши, имеющие разряды по тому или иному виду спорта».
• На первый взгляд, начинание доброе… А теперь представьте, что некий победитель математических олимпиад, тративший всё время на изучение любимого предмета, но не сподобившийся получить спортивный разряд, мечтает о карьере офицера-ракетчика или флотского штурмана. Ему же говорят, что путь в военный вуз закрыт. И это не исключительный поворот событий, который может произойти в судьбах многих молодых людей. Так среди абитуриентов будет непременно срабатывать отбраковка, основанная на примитивных представлениях об офицерах. В духе глуповатой припевки: «А я люблю военных – красивых, здоровенных».
• И разом перечеркивается десятилетиями проводившаяся кропотливая работа по привлечению в вузы МО интеллектуально развитой молодежи. И становится преданием «глубокой старины» тот факт, что во многих советских военных училищах конкурсы нередко были выше, чем в ведущих университетах страны. И что даже в трудные для армии 1990-е годы на офицеров всё же шли учиться сразу после школы выпускники-медалисты.
• Потому что в офицерских семьях помнили, в каких военных вузах есть крепкие научные школы, способные дать юноше действительно качественное образование. Да и традиции военных династий горе-реформаторы еще не сумели истребить полностью. Но точно истребят, если при приёме курсантов станет главным принцип: пусть узколоб, зато могуч.
• К счастью, в этом году такое правило не вступило в силу. Впрочем, к счастью ли? Ведь оно не стало действующим из-за новшеств еще более удручающих.
• Анатолий Сердюков объявил, что численность офицерского корпуса ВС РФ к 2012-му должна сократиться с 355 тыс. человек до 150 тысяч. Уточнил, что всё пройдет в плановом порядке, за счет «постепенного увольнения офицеров, выслуживших установленные сроки». Однако затем появились сообщения о том, что в нынешнем году вузы выпустят порядка 15 тысяч лейтенантов. А в армии, приводимой к новому облику, имеется в наличии всего-то 2…3 тысячи вакансий на первичных офицерских должностях. Мол, в системе подготовки военных кадров уже дал себя знать кризис перепроизводства. Какая уж тут постепенность в сокращениях?
• И пошло-поехало! Вместо нескольких десятков военных вузов спешно приступили к созданию всего десяти военных научно-учебных центров. Что-то объединили, что-то упразднили, что-то перепрофилировали для подготовки сержантов по программе среднего профессионального образования. И как апогей всех этих преобразований – объявление: на 2010–2011 годы прием курсантов и слушателей в военные вузы вообще отменен.
Ну а как быть с теми новоиспеченными лейтенантами, которых, как выяснилось, подготовили с большим переизбытком?
• Перед самым началом нового учебного года Тамара Фральцова объявила: «Более 15 тысяч выпускников военно-учебных заведений Минобороны РФ получили в этом году военные должности. Все те, кто захотел служить в Вооруженных силах…» За бойким рапортом, как оказалось, кроется вот что. Большинству военных специалистов с высшим образованием предложили должности сержантов и солдат-контрактников. А дальше – ждите, когда освободится вакансия на первичной офицерской должности. Никаких гарантий по срокам ожидания никто лейтенантам не давал.
В результате:
— большая часть выпускников Военного университета МО РФ в 2010 году получили «свободные дипломы» и сразу были уволены в запас;
— на Тихоокеанском флоте из 600 прибывших на службу лейтенантов офицерские должности получили чуть больше 100 человек;
— в Воронеже на «первички» определили только тех выпускников авиационного вуза, кто окончил его с медалью или дипломом с отличием.
• И так повсюду. А лейтенанты, получавшие «завидное предложение» побыть на положении сержантов, в основном отказывались, уходили на гражданку. Затраченные государством на подготовку высококлассного военного профессионала 3–6 млн. рублей оказывались пущенными на ветер.
• И вот на фоне столь удручающих событий заместитель начальника ГУКа Тамара Фральцова бодро утверждает, что ведомство продолжает поиск путей «для оптимальной подготовки будущих офицеров». Причем не устает предлагать новые меры «оптимизации» системы военного образования:
— скажем, для того чтобы молодой человек осознанно выбирал профессию военного, перейти к набору первокурсников после прохождения ими службы в ВС;
— или внедрить рейтинговую систему, чтобы среди 15 тысяч курсантов возникло соревнование и только первые 4–5 тысячи лучших выпускников получали гарантированное распределение на офицерские должности;
— продолжить практику отчисления курсантов за одну двойку, полученную во время сессии.
«Мы считаем это решение юридически правильным», – подчеркнула Фральцова.
• Юридически?! Да тут кругом правовые нарушения. Гражданам 1992–1994 года рождения фактически запретили выбирать военную профессию. Тех, кого хотят заставить отслужить сначала солдатом, прежде чем пойти учиться на офицера, жестко ограничили в праве сразу поступать в выбранный вуз. Курсантов, получивших единственную двойку в сессию, лишили права на исправление ошибки – пересдачу экзамена. А по отношению к выпускникам, проигравшим рейтинговое соревнование, нарушили условия заключенных с ними контрактов, которые гарантируют направление в войска на должность, соответствующую полученному образованию.
• В общем, в Минобороны любые средства считают подходящими для заявленного снижения общей численности армии до одного миллиона человек к 2011 году. Министерство обороны приносит в жертву свой офицерский корпус, и в первую очередь жертвуют молодыми офицерами.
/По материалам nvo.ng.ru /
Полный развал системы военного образования… Вооруженным Силам не оставляют ДАЖЕ ШАНСОВ на возрождение: разгром офицерского корпуса уже ощущается, но ещё более жёстко и жестоко это аукнется в ближайшие 5-6 лет… К сожалению, «реформаторы», как всегда, от ответственности уйдут…
А ваш сайт мне нравится. Молодцы, хорошую и актуальную информацию публикуете! А главное — все разделы тематически связаны и обновляются своевременно. Я просматриваю ваш сайт каждый день, а то и пару раз за день. И про историю нашего ТВВАИУ изложили очень подробно, интересно почитать. Спасибо Вам!
Всё, что сейчас происходит в отношении наших Вооруженных сил и системы военного образования называется не иначе, как ДИВЕРСИЯ. Идёт не реорганизация, а развал и уничтожение отлаженной системы подготовки высококвалифицированных военных кадров. Сокращается высококлассный научно-педагогический состав ВВУЗов — доктора и кандидаты наук, многие из которых внесли неоценимый вклад в развитие новых видов вооружений, в формирование и становление научных школ, в подготовку для нашей страны высококвалифицированных военных специалистов. И вот… в один момент никто из них стране уже не нужен, с ними поступили как с отработанным материалом.
————————
Любая военная реформа, это жертвы и, прежде всего судьбы офицеров и их семей. Другим образом реформировать армию нельзя. Офицер, это не менеджер и выбирая такую профессию человек должен понимать связанные с ней трудности. При всём при этом стоит помнить, что в нашей истории была реформа армии и пострашней.
Всем критикам нынешней реформы хочу напомнить реформу армии при Хрущеве, автором которой был Рокоссовский и Малиновский, которых трудно заподозрить в незнании военного строительства.
Та реформа прошла по армии катком, было сокращено 1,2 млн. офицеров и сержантов-сверхсрочников. Были в буквальном смысле разгромлены элитные авиационные соединения, отправлены в металлолом сотни первоклассных самолетов, разукомплектованы и поставлены ржаветь в бухтах линейные корабли и тяжелые крейсеры. В тот год были закрыты все военные авиационные училища, сокращено их количество для других родов войск, выпускавшиеся офицеры сразу же уходили в запас.
Да, было так же неприятно и даже противно, но грамотные люди понимали ситуацию: надо буквально сломать, чтобы создать армию, отвечающую требованиям времени. И результатом той реформы стала армия с ракетными войсками, атомным флотом и реактивной авиацией. Той армией, которую все критики так любят хвалебно вспоминать, но забывают, в каких муках она была рождена и сколько судеб было искалечено.
————————-
Ещё вы не упомянули очень удобное выражение — «лес рубят — щепки летят»… Только судьбы тысяч офицеров и их семей это не щепки! И не стоит приводить в оправдание нынешнего идиотизма хрущевскую глупость и трагедию конца 50-х годов: вы же умалчиваете о том, сколько стоило стране предыдущая «модернизация» и устранение ее последствий!
Возвращаясь к теме статьи: вам, видимо, неизвестно, что на создание научно-педагогических школ уходят десятки лет и большие средства, их возрождение во многих случаях невозможно даже при наличии необходимого финансирования…
А у нас сейчас в результате «модернизации» уничтожены кафедры почти ВСЕХ ведущих военных ВУЗов и все разговоры об их совершенствовании и оптимизации — ДЕМАГОГИЯ.
Хотя нет: остался Военный университет — учебное заведение, ну просто «необходимое» для Вооруженных Сил….
В ответ Геннадию Алексеевичу
———————
Знаете, орать и возмущаться может любой. Вот вам проблема с военным образованием. В стране сеть военных ВУЗов, насчитывающая 65 учреждений. Количество учебных мест превышает необходимую потребность в офицерах в два раза, в более половины из этих ВУЗов учатся менее 1000 человек. При этом количество основных фондов осталось прежнем, на содержание их уходит до половины бюджета на военное образование, то есть деньги расходуются на поддержание, грубо говоря, пустых помещений. Часть заведений дублируют подготовку специалистов по одинаковым ВУС, причем нередко с разными подходами. И это лишь малая часть проблем.
Очень интересно выслушать ваш подход к такой ситуации. Каким образом предлагаете решать данные проблемы?
В ответ Сергею П.
————————————-
Решать надо, но не с таким размахом идиотизма, и заниматься этим должны специалисты, а не фральцовы. Те, кто сейчас реформирует ВВУЗы, озабочены чем угодно, но только не качественным военным образованием.
Ваши слова «В стране сеть военных ВУЗов, насчитывающая 65 учреждений…» вроде бы правильные, но это в общем, а если посмотреть, как это делается на практике, получается в чистом виде развал.
За примером далеко ходить не надо. Воронежский авиационный ВУНЦ. Выбрать из всех авиационных училищ самое маленькое и наиболее отдалённое, по подготовке специалистов, от авиации (метеорологи, кадровики, строители, кладовщики, автомобилисты, психологи и т.д.) и развернуть на его базе авиационный ВУНЦ, включая подготовку лётчиков. Это с какой точки зрения (экономической, военной, педагогической) эффективно?
Или Вы думаете, что самые опытные преподаватели из Иркутска, Тамбова, Ставрополя или учёные с мировыми именами из Жуковки с радостью рванут в Воронеж?
То же самое с морскими ВУЗами. Разрушить училища со столетней историей и перекинуть на пустое место в Кронштадт. Единственное училище, где готовили ГСМщиков — Ульяновское, перебросили в училище, где готовят начпродов и вещевиков.
Как Вы считаете, какого качества будут у нас специалисты по авиационному, ракетному и корабельному топливу?
Вы правильно и красиво говорите, но бумага это одно, а овраги совсем другое.
В ответ Сергею П.
———————————
Во-первых, орать не привык. Обучен оценивать обстановку, обдумывать и принимать решения, доводить их до подчиненных… Могу дискутировать по известным мне вопросам…
Во-вторых, кто, каким образом и когда определил рациональную численность ВС, а, следовательно, и потребность в офицерском составе?! Если вам это известно — изложите. Однако обоснования потребности в численности личного состава по видам и родам войск нет. Думается, вам это известно.
В-третьих, даже при установленной численности ВС в 1 млн. человек и сократившейся потребности в офицерском составе, реорганизация и укрупнение военных ВУЗов должна осуществляться:
— с учетом наличия в них научных и педагогических школ;
— качества профессорско-преподавательского состава и сложившихся традиций;
— состояния учебно-материальной базы;
— возможности её перемещения на новое место, перспектив развития и т.п. — всего, что определяет уровень подготовки военных кадров!
А что мы видим?! Вам не известна эпопея Иркутского ВВАИУ и то, как сейчас ведется подготовка кадров по профилю этого ВУЗа в Воронеже?
У вас нет информации о том, что академия химзащиты после её перемещения в Кострому потеряла 95% ППС и академией фактически не является?
В ответ Сергею П.
———————————
Не надо передёргивать, армия стала такой не в результате хрущёвских реформ.
Авиация, строительство надводных кораблей, ствольная артиллерия были отброшены назад так далеко, что положение начало исправляться только в конце 70-х годов. А сравняться с америкосами по характеристикам боевых самолётов смогли только с созданием Су-27, МиГ-29, Су-25, Миг-31, Ту-160 и Ан-124. В какие годы они поступили на вооружение? Благодаря высокому уровню подготовки в военных ВУЗах эта техника быстро осваивалась.
А сейчас? Представьте воронежского выпускника, обслуживающего ПАК, да что там ПАК, хотя бы СУ-24. Вот через 2-3 года уйдут последние выпускники советского времени и тогда не то, что летать — подходить к самолёту будет страшно.
Я бы авторам предложил проблему осветить шире — в КОМЕ сегодня не только военное образование, в глубокой КОМЕ сегодня вся РОССИЯ. А если по существу, то ещё раз здесь повторюсь, что сегодня из системы военного образования бездумно увольняют лучшие научно-педагогические кадры, тем самым, нанося ущерб Вооружённым Силам и в целом обороноспособности нашей страны.
В погоне за наживой, распродавая территории и здания лучших ВВУЗов, сегодняшние горе-управленцы практически разрушают фундамент всей военной организации страны. Результатом этих псевдореформ явится «новый облик ВС», не способный решать задачи даже в региональном военном конфликте из-за низкого уровня обученности и невозможности освоения новых образцов военной техники в кратчайшие сроки. В конце концов, всё это обернётся большими людскими потерями и морем КРОВИ.
Полностью согласен с Николаем Семенюк.
Именно так: всё это аукнется большими людскими потерями и морем крови даже в локальных вооруженных конфликтах… После чего о геополитических интересах страны можно будет надолго забыть!