• В июле этого года Центр общественно-политических инициатив провел круглый стол, в рамках которого состоялось обсуждение результатов текущего этапа военной реформы в Вооруженных силах Российской Федерации. Актуальность выбранной темы не вызывала сомнений, так как за последние 20 лет процесс такого реформирования получил перманентный характер.
• Одна из причин этого состояла в том, что первоначально решалась единственная задача – сокращение численности ВС России (20 лет назад она составляла 2,9 млн. военнослужащих) без серьезного изменения их организационно-штатной структуры и технического перевооружения.
• В первой половине 1990-х годов это привело к резкому снижению боевых возможностей ВС, что ярко проявилось в ходе первой чеченской войны, где в период 1994–1996 годов погибли 6 тысяч российских военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Ситуация стала меняться после того, как в августе 1999 года премьер-министром страны стал Владимир Путин. Это был тяжелый период как для страны, так и для её вооруженных сил.
• По сути, проигранная чеченская война и морально тяжелые для России Хасавюртовские соглашения, постоянные террористические акты, сложное экономическое положение страны, постоянный рост внешнего долга и обусловленная этим прозападная внешняя политика на фоне определенного паралича центральной власти поставили Россию на грань катастрофы. Проявленные в то время В.Путиным твердость и решительность обеспечили ему небывалый авторитет среди всех слоев населения страны и позволили достаточно легко выиграть президентские выборы 2000 года.
• Вторая чеченская война, активная фаза которой пришлась на 1999–2000 годы, наглядно показала, что вооруженные силы России стали качественно возрождаться. Удалось добиться, пожалуй, самого главного: солдаты и офицеры поверили в свою способность воевать с сильным противником. Конечно, неудачи были и потом:
— война в Чечне, которую стали называть контртеррористической операцией;
— продолжались теракты;
— аварии и катастрофы преследовали Военно-морские и Военно-воздушные силы России;
— снижался уровень технической оснащенности вооруженных сил;
— количество неуставных отношений в армии и на флоте превышало все возможные пределы.
• В период 2001–2007 годов военное руководство страны в лице министра обороны Сергея Иванова неоднократно заявляло об окончании военной реформы. Войска наконец-то стали получать ограниченное количество новых вооружений, была предпринята (правда, неуспешная) попытка перевода вооруженных сил страны в основном на контрактный принцип комплектования.
• В качестве достигнутых успехов можно отметить следующее:
– ликвидацию кадрированных частей и соединений и формирование на контрактной основе частей постоянной готовности численностью около 200 тысяч военнослужащих;
– частичное выполнение федеральной целевой программы перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004–2007 годы, что в совокупности с изменением соответствующего законодательства позволило в 2008 году сократить срок службы по призыву до одного года;
– принятие на вооружение новой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования;
– существенное увеличение среднего налета летного состава ВВС РФ (с 2001 по 2006 год увеличен с 14 до 40 часов в год);
– ввод в строй радиолокационной станции системы предупреждения о ракетном нападении типа «Воронеж-ДМ» в Ленинградской области и строительство аналогичной под Армавиром;
– проведение ряда дальних походов кораблей ВМФ в Индийский и Атлантический океаны и увеличение наплаванности экипажей кораблей и подводных лодок.
• Однако коренного перелома в реформировании ВС РФ тогда не произошло. Основная причина этого состояла в том, что российское руководство не смогло принять принципиально важного решения о приведении в соответствие численности ВС с имеющимися экономическими возможностями и наблюдающимися (перспективными) внешними угрозами. Как следствие, штатная численность только ВС России без учета Внутренних войск Министерства внутренних дел превышала 1,1 млн. военнослужащих, что ставило РФ на пятое место в мире по этому показателю после Китая, США, Индии и КНДР.
• Наиболее острый период реформирования вооруженных сил России начался после того, как в феврале 2007 года министром обороны стал Анатолий Сердюков. Главной причиной такой деятельности стали итоги войны с Грузией в августе 2008 года, когда выявилось серьезное техническое отставание национальных вооруженных сил в сфере обычных вооружений.
• Война с Грузией (2008 года) была использована в качестве повода для возврата к старой (призывной) системе комплектования, несмотря на утвержденную в том же году премьер-министром В.Путиным концепцию федеральной целевой программы по комплектованию армии контрактниками сержантских и солдатских должностей на период 2009–2015 годов.
• Одновременно было решено резко сократить численность офицерского состава и перевести всех прапорщиков (мичманов) на должности сержантского (старшинского) состава. На конец 2008 года для этого наблюдались следующие условия:
— в вооруженных силах России фактически проходили службу 315 тысяч офицеров (по штату 355 тысяч), то есть 28% от общей численности 1,13 млн. военнослужащих;
— количество прапорщиков составляло 90 тысяч, а мичманов – 50 тысяч, то есть в целом около 12% числа военнослужащих;
— в совокупности офицеры и прапорщики тогда составляли 40% от общей численности.
• Вначале было решено сократить численность офицеров до 150 тысяч к 2012 году. Затем решили этот процесс ускорить, что привело к выводу за штат 40 тысяч офицеров, которых не смогли уволить ввиду отсутствия положенной им и их семьям жилплощади. Еще хуже в 2009 году сложилась ситуация с выпускниками военных учебных заведений, которых были вынуждены поставить на сержантские должности. Аналогичная ситуация получилась и с выпускниками 2010 года. В результате под угрозой оказалась вся система военного образования.
• Учитывая невозможность обеспечения сержантского (старшинского) состава из числа призывников при сроке их службы, равном один год, и свёртывая программу по их набору на основе контракта, военное руководство в срочном порядке стало перепрофилировать военные учебные заведения на одновременную подготовку офицеров и сержантов при сроке их учебы пять лет и три года соответственно.
• Перспективы военной реформы, проводимой сейчас А.Сердюковым, оценить крайне трудно ввиду все увеличивающегося потока негативных последствий. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенного Центром общественно-политических инициатив опроса 2518 человек, в том числе 1694 военнослужащих, в девяти городах Российской Федерации: в Волгограде, Калининграде, Кемерове, Москве, Мурманске, Новосибирске, Рязани, Санкт-Петербурге и Хабаровске:
— 61% опрошенных считают, что в результате проводимых реформ ухудшилась вся система управления войсками;
— 64% респондентов считают, что формирование нового облика вооруженных сил привело к серьезному понижению их статуса в российском обществе;
— 32% опрошенных не уверены в том, что при реализации военной реформы будут соблюдены их права при получении жилья, пенсий и различных пособий; 23% – при трудоустройстве, 8% – при медицинском обслуживании.
Некоторые проблемы нынешнего состояния ВС страны
1. Падение технической оснащенности вооруженных сил.
• Общепринято, что доля новейших образцов оружия и боевой техники должна быть не менее 60%. На конец 1980-х годов этот показатель составлял 40%. В дальнейшем доля новейших образцов оружия в войсках постоянно сокращалась, составив к 2005 году всего 10–12%.
• По оценкам военных экспертов и специалистов, величина такого показателя сейчас составляет 5%. Об этом свидетельствуют, например, итоги военного учения «Запад-2009», проводившегося совместно с вооруженными силами Белоруссии. В ходе этого учения использовалась военная техника 1970–1980-х годов, за исключением новых вертолетов Ми-28Н, а также фронтового бомбардировщика Су-34 и вертолета Ка-52 «Аллигатор». Аналогичная ситуация сложилась и при проведении недавних учений «Восток-2010».
• По оценкам экспертов, в 2004–2008 годах вооруженные силы страны закупили:
— 36 МБР «Тополь-М»;
— два дивизиона тактических ракет «Искандер»;
— два дивизиона зенитно-ракетных комплексов С-400;
— 150 танков Т-90;
— 700 боевых бронированных машин;
— 20 самоходных артиллерийских установок;
— стратегический бомбардировщик Ту-160;
— три фронтовых бомбардировщика Су-34;
— 30 вертолетов;
—дизельную подводную лодку;
— два корабля типа корвет;
— 13 малых кораблей и вспомогательных судов.
• Дополнительно к этому в 2009 году было закуплено:
— 49 новых и модернизированных самолетов;
— 31 вертолет;
— 304 единицы бронетехники;
— 20 артиллерийских орудий.
• Казалось бы, что ситуация с технической оснащенностью ВС страны начинает выправляться. Но в действительности такие темпы поставок военной техники позволяют провести полное перевооружение за 30–50 лет, что существенно превышает сроки её эксплуатации.
• Вышеуказанное делает достаточно трудным увеличение к 2015 году доли новейших образцов оружия и боевой техники до 30% даже для частей и соединений постоянной готовности, о чем было недавно заявлено со стороны высшего руководства страны.
2. Несоответствие организационно-штатной структуры вооруженных сил современным условиям ведения боевых действий.
• Вооруженные силы России все еще несут на себе отпечаток советского прошлого. В качестве подтверждения этого можно рассматривать сохранение системы военных округов. Тем не менее, идет процесс сокращения воинских организаций. И если четыре года назад их было 26 тысяч, то теперь осталось 6 тысяч, а в ближайшие годы сократится до 2,5 тысяч.
• Реальное укрупнение воинских организаций позволит сократить расходы на содержание военных городков, облегчит организацию гарнизонной и караульной службы и уменьшит расходы на материально-техническое обеспечение. Пока же происходит больше имитация этого процесса, когда вместо отдельных воинских организаций создаются многочисленные и плохо управляемые филиалы и другие структурные образования.
• По информации Минобороны, в 2009 году Сухопутные войска перешли на трехзвенную систему управления: оперативно-стратегическое командование – оперативное командование – бригада. Для этого было сформировано 86 бригад. Пока трудно понять, насколько действительно удалось отказаться от полковой организации Сухопутных войск. Подтверждением этого служит тот факт, что из 1000 проведенных за год организационно-штатных мероприятий только 30 сопровождались передислокацией соединений и воинских частей. Тем не менее, такой подход отвечает общемировой тенденции развития вооруженных сил.
• Одновременно вместо шести военных округов (Ленинградского, Московского, Северо-Кавказского, Приволжско-Уральского, Сибирского и Дальневосточного) создаются Западное, Южное, Центральное и Восточное оперативно-стратегические направления.
3. Неукомплектованность вооруженных сил личным составом.
• Сохраняющаяся численность вооруженных сил страны около 1 млн. военнослужащих на фоне резкого сокращения количества офицеров заметно обостряет проблему их комплектования рядовым составом (перевод прапорщиков в категорию сержантов отодвинул задачу подготовки последних на некоторую перспективу).
• В складывающихся условиях нецелесообразно полностью отказываться от набора по контракту рядового состава. Первыми это заметили в руководстве Воздушно-десантных войск, которые отстояли свое право на солдат-контрактников. Иное, по-видимому, невозможно и для корабельного состава ВМФ, где требуется подготовка специалистов по конкретным специальностям.
• Отдельного рассмотрения заслуживают части постоянной готовности, где количество солдат-призывников должно быть минимальным – не более 30% от общей численности. Причина этого состоит в том, что призывники требуют обучения как минимум в течение нескольких месяцев.
• Таким образом, процесс осуществления военной реформы в вооруженных силах России сейчас внушает самые серьезные опасения. По существу:
— разрушается система подготовки военных кадров;
— продолжается падение технической оснащенности вооруженных сил;
— нарушается система их комплектования и управления.
Все это ведёт к ослаблению обороноспособности страны и требует принятия срочных мер по устранению уже имеющихся негативных последствий. Перспективы развития вооруженных сил по-прежнему туманны.
/ В.В. Евсеев nvo.ng.ru /
Россия — нищая Россия и чмошная армада во главе с выродком!