• Как заявил глава корпорации «Сухой» Михаил Погосян, на авиасалоне «МАКС-2011» широкой публике будет впервые представлен новый истребитель пятого поколения.
«В следующем году на авиасалоне «МАКС» публика сможет посмотреть, как летает истребитель пятого поколения. В настоящее время полностью завершен комплекс предварительных наземных и летных работ, в которых были задействованы все три опытных образца самолета, на которых проводились стендовые, прочностные испытания, наземная отработка топливных систем и другие работы в обеспечении программы летных испытаний».
А заместитель министра обороны Владимир Поповкин объяснил:
«С этой машиной последовательность такая. Пока испытываем один аппарат. К концу нынешнего года должен появиться еще один самолет. В течение 2011–2012 годов планируем завершить все испытания планера Т-50. А в 2013-м заключим контракт на установочную партию из десяти самолетов для испытания всей номенклатуры вооружения самолета.
• Чтобы подтвердить его тактико-технические характеристики, нужно выполнить около 3000 полетов. Если бы работа шла только с двумя машинами, на это ушло бы лет десять.
Первый этап испытаний надеемся завершить к концу 2013 года. А с 2016-го начнем серийную закупку уже полностью испытанных машин вместе с авиационными средствами поражения и наземным технологическим оборудованием.
• На данный момент потребности ВВС в самолетах данного типа оцениваются в 50–100 машин. Сколько удастся приобрести, сейчас сказать сложно. Все будет зависеть от финансирования. Но в любом случае, такие заказы в новой программе прописаны».
• Первой из таких проблем является достижение летных и особенно маневренных характеристик самолета, не уступающих аналогичным показателям американского F-22А. Здесь ключевой является задача обеспечения необходимого уровня тяговооруженности самолета. Необходимо завершить разработку двигателя ТРДДФ с тягой не менее 16500…17000 кг и параметрами, соответствующими двигателю пятого поколения, чтобы реализовать следующие, характерные для истребителя пятого поколения, возможности:
— взлет с площадки длиной менее 300 м;
— вертикальный набор высоты с положительным ускорением до Н = 5000 м;
— выполнение установившихся маневров с перегрузками на пределе человеческих возможностей до Н = 4000 м;
— сверхзвуковой полет с М = 1,8 на бесфорсажном режиме работы силовой установки;
— достижение за две минуты после взлета скорости в 2,35 раза больше скорости звука на высоте 11 000 м;
— уничтожение через три минуты после взлета сверхзвуковой цели на высоте 20 000 м;
— успешное завершение маневренного воздушного боя с F-22 с вероятностью не менее 0,5.
• Сверхвысокие маневренные возможности самолета предполагают длительное воздействие на летчика высоких перегрузок в широком диапазоне скоростей и высот, что требует усовершенствования системы жизнеобеспечения, внедрения новых более эффективных противоперегрузочных мероприятий. Летчик-истребитель должен сохранять работоспособность на всех этапах боевого полета. Психофизические возможности человека должны соответствовать возможностям авиационной техники и не ограничивать их.
• Второй глобальной проблемой для боевой авиации пятого поколения является информационное обеспечение, а именно:
— возможность получения достоверной информации о противнике;
— передача, обмен и автоматизированная обработка информации в реальном масштабе времени;
— представление летчику в удобном виде в нужное время необходимой информации для принятия технически грамотных и эффективных тактических решений, подсказка этих решений в случае необходимости;
— максимальное снижение возможностей противника по получению достоверной информации разными способами, в том числе и за счет уменьшения заметности летательного аппарата.
• Эта проблема предполагает решение задач в трех направлениях:
1. Первое направление – это создание конструкции самолета и авиационных материалов, снижающих до минимума эффективную площадь рассеивания электромагнитной энергии, ИК-излучение и визуальную заметность.
2. Второе направление – это создание информационных технических систем. Многорежимной бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), способной на дальности до 200 км обнаруживать воздушные цели с эффективной площадью рассеивания до 1 м2. Оптической станции кругового обзора, способной получать ИК- и видео изображение воздушных объектов. Станций радиотехнической разведки, постановки активных и пассивных помех. Помехоустойчивых линий приема-передачи кодированной информации. Бортового вычислительного комплекса с высоким быстродействием и большим объемом памяти.
• Данные системы должны снабжать летчика исчерпывающей информацией, поступающей из различных источников, о воздушных и наземных целях, представляющих угрозу, либо являющихся объектом атаки. Обеспечивать скрытое взаимодействие различных летательных аппаратов, вплоть до применения оружия в режиме радиомолчания и по целеуказанию от других самолетов.
3. Третье направление – это разработка алгоритмического обеспечения или искусственного интеллекта, способного на основе анализа всей доступной информации осуществлять:
— идентификацию различных воздушных и наземных объектов, включая летательные аппараты, управляемые ракеты «воздух–воздух» и «земля–воздух», средства ПВО;
— оценку потенциальных угроз и их ранжирование по времени возникновения;
— выработку тактических рекомендаций летчику и команд управления соответствующим системам для минимизации возникших угроз, вплоть до автоматического управления самолетом и бортовым комплексом обороны при реализации помехового, маневренного и огневого противодействия противнику;
— оценку текущего боевого потенциала самолета с учетом возможностей и количества вооружения, остатка топлива, исправности бортовых систем и выработку тактических рекомендаций летчику с учетом взаимодействия с другими самолетами.
История «реактивных» поколений
Деление истребителей на поколения весьма условно: зачастую в одном самолете могут сочетаться свойства и сегодняшних машин, и перспективных. И все же.
1-е поколение — к нему, как правило, относят дозвуковые реактивные самолеты, появившиеся после Второй мировой войны и имевшие в основном пушечное вооружение: МиГ-15 и МиГ-17.
2-е поколение — сверхзвуковые истребители с ракетным вооружением: МиГ-19, МиГ-21.
3-е поколение — самолеты, имевшие более мощные двигатели, усовершенствованные радары, иногда — изменяемую геометрию крыла. В СССР это МиГ-23 и МиГ-27, а в США — F-4 «Фантом».
4-е поколение — машины, имеющие новое бортовое оборудование, мощные радары, широкий набор вооружения — от 30-мм пушек до управляемых ракет и корректируемых авиабомб. В СССР это МиГ-29 и Су-27, на Западе — F-15, F-16, «Мираж» 2000, «Гриппен».
• Развитие 4-го поколения шло стремительно, на базе «старых» МиГов и Су появились истребители, вплотную приближающиеся к 5-му поколению: МиГ-29СМТ, МиГ-35, Су-35. Их отличия — сверхманевренность за счет установки двигателей с отклоняемым вектором тяги, радары с фазированными антенными решетками, многофункциональность, замена стрелочных приборов компьютерными дисплеями и другие новшества.
Raptor на вес золота
Идея создать истребитель XXI века родилась в СССР и США одновременно. Работы начались в конце 80-х. В силу известных причин США получили фору и сумели первыми поставить на вооружение истребитель, названный F-22 Raptor.
Требований, предъявляемых к 5-му поколению, немало. Самолет должен иметь:
— крейсерскую сверхзвуковую скорость;
— малозаметность;
— мощную радарную систему, обеспечивающую всеракурсный обзор;
— компьютерный «мозг», управляющий полетом и ведением боевых действий, а также «прощающий» летчику все ошибки.
• Ряд специалистов считают, что основной отличительной особенностью истребителя 5-го поколения должны быть не его выдающиеся технические характеристики, а способность встраиваться в постоянно совершенствующуюся систему ведения современной войны. Есть даже выражение — вхождение в «систему систем».
• Американцам в F-22 все требования к 5-му поколению удалось реализовать почти полностью. Но какой ценой! Стоимость проекта обошлась военному бюджету США в 65 млрд. долларов. Первоначальная стоимость одного истребителя равнялась 140 млн. долларов, а лётный час обходился в 44 тысячи. В процессе совершенствования F-22 и улучшения его характеристик стоимость самолета приблизилась к 350 млн. Такая прожорливость смутила даже Пентагон. От дальнейших закупок самого лучшего (по версии США) и дорогого в мире истребителя ВВС отказались. Сегодня выпуск F-22 прекращен.
Можем ли мы обогнать США?
• О том, что наш истребитель 5-го поколения вот-вот взлетит, первым заявил бывший главком ВВС Владимир Михайлов еще в 2007 году. Потом обещали поднять машину в воздух в 2008-м, в 2009-м… Но взлетел Т-50 в январе 2010-го. И тут же на ум приходит пословица: «Русский мужик долго запрягает, но быстро едет«.
• Внешне Т-50 или, как его еще называют, ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), напоминает Raptor. Но он может оказаться гораздо лучше и дешевле. Сравнивать характеристики самолетов невозможно, так как все, что касается Т-50, пока закрыто грифом «совершенно секретно». И все-таки кое о чем судить можно.
• Raptor может, имея крейсерский сверхзвук, быстро войти в зону боевых действий. А что дальше? Он должен перейти на дозвуковую скорость, чтобы иметь возможность раскрыть створки люков и применить ракеты, скрытые в чреве его фюзеляжа. Как-то один из руководителей ЦАГИ сообщил, что нашим аэродинамикам впервые в мире удалось решить задачу открытия створок люков и пуска ракет на сверхзвуковых режимах полета. Если это так, то ПАК ФА уже имеет превосходство над F-22.
• В ближнем бою американец однозначно уступит нашему Т-50 только за счет сверхманевренности ПАК ФА. Более того, двигатели с отклоняемым вектором тяги позволят летчику применять ряд противоракетных маневров, которые сегодня не может совершить ни один истребитель.
• Если говорить о дуэльных поединках на средних и дальних дистанциях, то наши новые ракеты не хуже зарубежных аналогов. И радары с активной фазированной решеткой у нас есть. Что же до электронного «мозга», то авионика для самолетов 5-го поколения у нас тоже есть, сейчас она апробируется на Су-35 и МиГ-35.
• Создание ПАК ФА оценивают в 15 млрд. долларов, что вчетверо меньше F-22. Стоимость серийного образца не должна превысить 100 млн. долларов, а эксплуатация, по заявлениям представителей фирмы «Сухой», будет дешевле, чем у Су-27.
• Настоящий же прорыв может случиться, когда в полной мере начнет реализовываться российско-индийское сотрудничество в формировании окончательного облика истребителя 5-го поколения на базе опытного Т-50. Благодаря этому появился Су-30МКИ — лучший на сегодня тяжелый истребитель. Будем надеяться, совместными усилиями российские и индийские специалисты насытят ПАК ФА современным оборудованием и оснастят лучшим оружием.
• Главное — финансирование и активизация летных испытаний Т-50. И тогда через три года наши ВВС получат первую партию таких самолетов для опытной эксплуатации в войсках. А с 2015 года мировой рынок тяжелых истребителей 5-го поколения будет насыщаться только российско-индийскими самолетами.
/По материалам topwar.ru /
..Это уже становится смешным, когда в очередной раз раздуваются невиданные технические характеристики и непревзойденная мощь какой-нибудь одноразовой поделки типа Ка-50 «Черная акула», ПАКФА Т-50, Сухой Т-4, новый чудо-танк Т-95 … которую вручную всей Россией собирали 🙂
Блин, хватит!!!!!! Ничего из этого никогда не запускается в производство и никогда не запустится до тех пор, пока Россия будет сырьевой малоразвитой страной с претензией на мировое господство! Громадная полунищая сырьевая страна с полуразвалившимся еще советским ВПК ! КАК МОЖНО В ЭТИХ УСЛОВИЯХ КОНКУРИРОВАТЬ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОРУЖИЯ???
От того, что Путин не устает вещать «МЫ САМЫЕ КРУТЫЕ!!!» ничего не меняется: российский ВПК как был в полной Jопе, так и остается там же! Надоели уже постоянные отмазки и оправдания при нарушении контрактов поставок оружия в Китай, Индию, Алжир, Пакистан… Мы не можем наладить производство не только нового оружия, но и качественно повторить старые наработки! Так что, хватит разговоров на тему «НАШЕ превосходит лучшие мировые аналоги» !!!! Нет никакого НАШЕГО. Есть полная Jопа!
Нашей «крутой стране» осталось народу о своей мощи говорить совсем чуть чуть. Как не посмотришь, у нас такие передачи о нашей военной технике — прямо гордость берет. Вот только технику эту еще ТА СТРАНА делала и ДЛЯ ТОГО ВРЕМЕНИ и с ней считались, а сейчас эту технику не могут нормально даже повторить. Грамотные и знающие специалисты разъехались за кордон, а новые спецы с купленными дипломами еще не знают что и как делать. Где же тут возьмутся новые технологии — они еще в 90-е умирать начали. Так и этот Т-50 скорее всего умрет.
В силу и мощь нашего оружия не верят только евреи.
Угу…а ещё те кто в армии служил…
Вы тут написали что мол стоимость разработки «ведра с болтами» под названием Т-50 составляет $15 000 000 000, но по некоторым данным стоимость разработки составляет $ 30 000 000 000. Вызывают сомнения эффективность технологии «стелс». Под большим вопросом электросистема. Двигатели дают «помпаж». АФАР работает «неадекватно». В общем достоверных данных нет, но собирали его в спешке, экономили на всём, вот вам результат. Насчёт «модернизации», тоже маловероятно. КБ Сухого завалено другой работой. 1 Перехватчик массой 60 тонн, 2. Штурмовик. 3. Ударный Беспилотник. 4.Истребитель 6 поколения. Стоит иметь ввиду что после «модернизации» стоимость возрастает, это 100%, вывод… бесперспективняк полный, а нам в уши воду льют, сволочи.