• В 1938 году Константин Александрович поступил в Московское Краснознаменное военное авиационное техническое училище (в последствии ТВВАИУ) и через два года с отличием окончил его в звании воентехника 2-го ранга по специальности «авиационный радиотехник». По распределению, как обладателя красного диплома, К.А. Власко-Власова оставили в училище на должности старшего техника-инструктора.
• В первые же дни Великой Отечественной войны К.А. Власко-Власов назначается в формирующийся при ГК НИИ ВВС 1-й штурмовой авиационный полк (шап) особого назначения, которому поручалось проведение войсковых испытаний впервые принятых на вооружение самолетов-штурмовиков Ил-2 в условиях реальных боевых действий в составе войск Западного фронта.
• В кровопролитных сражениях на Борисоглебско-Смоленском направлении наши войска вынуждены были отступать. Полк нес большие потери. В начале августа 1941 года личный состав полка направляется на переформирование в Воронеж, а уже 18 августа 1941 года полк перебазировался в блокадный Ленинград, на аэродром Касимово, что в 10–12 километрах от Ленинграда в сторону Карельского перешейка.
В составе полка К.А. Власко-Власов занимает должности старшего техника полка по радио и начальника связи.
• В конце 1943 года, после прорыва блокады Ленинграда, его направляют на учебу в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Через год по личной просьбе переведен слушателем радиофакультета в Ленинградскую военную академию ВВС имени Можайского (в то время радиофакультета в академии имени Жуковского не было). В 1950 году инженер-капитан К.А. Власко-Власов окончил академию с присвоением квалификации радиоинженера ВВС.
• По распределению он был направлен в Московский военный округ и зачислен в 56-ю Бреславскую бомбардировочную авиадивизию на должность инженера дивизии по спецоборудованию (г. Калинин). Здесь он активно участвовал в освоении и войсковых испытаниях вновь созданных штурмовых реактивных бомбардировщиков Ил-28. На этих самолетах впервые в СССР были установлены радиолокационные бомбоприцелы.
• Одной из трудных задач испытаний стала отработка способов бомбометания с использованием радиолокационного бомбоприцела ПСБН. Много полетов было выполнено, в том числе лично К.А. Власко-Власовым, с целью более полного использования возможностей бомбоприцела и отработки положений боевого наставления.
• В том же, 1950 году, Константин Александрович направляется работать в промышленность, в КБ-1 МВ, на должность старшего инженера, где ему поручена разработка блоков управления бортовой радиолокационной станции К-2 (РЛС самолета-носителя Ту-4) и комплексных вопросов использования новейшей системы реактивного вооружения «Комета». Разработка этой первой в мире радиоуправляемой системы реактивного вооружения типа «воздух–море» производилась в строжайшем секрете.
• В процессе испытаний возникло большое количество новых научных и инженерных проблем по радиотелеуправлению боевыми самолетами-снарядами и комплексному использованию этого вида вооружения. В 1952 году система была принята на вооружение Советской армии и Военно-морского флота. За работы по этой системе К.А. Власко-Власову присуждена Сталинская премия (1953).
• В 1953–1956 годах К.А. Власко-Власов, занимая должность начальника отдела и заместителя главного конструктора, руководит разработкой наземных средств радиотелеуправления комплекса обороны морских портов – система «Стрела». За разработку и сдачу на вооружение системы «Стрела» он награжден орденом Трудового Красного Знамени.
• В 1959 году перед специалистами КБ-1 поставлена задача создания космической системы для поражения искусственных спутников Земли (ИСЗ) противника, пролетающих над территорией СССР (шифр «ИС») Комплексному тематическому отделу, который возглавлял К.А. Власко-Власов, поручается разработка аппаратуры радиотелеуправления этой системой. Создание системы противокосмической обороны для коллектива разработчиков стало принципиально новой задачей. Для её реализации требовалось проведение многочисленных научных исследований и поиск новых инженерных решений.
• В целях практического подтверждения расчетных характеристик космического аппарата (характеристик маневрирования в космосе и их точности) было решено провести натурные эксперименты. 1 ноября 1963 года состоялся первый пуск. Программа была выполнена в полном соответствии с заданием. Это был первый в мире космический аппарат, двигательная установка и система управления которого позволяли свободно маневрировать.
• В 1967 году К.А. Власко-Власов назначается главным конструктором КБ-1, которое активно вело работы по строительству и изготовлению аппаратуры командного пункта под Москвой и стартового комплекса в Байконуре.
• 19 октября 1968 года был произведен старт ракеты-носителя (РН) с космическим аппаратом (КА), имитирующим перехват несуществующего ИСЗ. После этого КА оставался на орбите с функционирующей аппаратурой, представляя космическую мишень.
• По материалам исследований диаграмм эффективной отражающей поверхности различных летательных аппаратов и реализации способов самонаведения КА-перехватчика в 1967 году К.А Власко-Власов защитил кандидатскую диссертацию.
• В 1972 году К.А.Власко-Власову была присуждена Ленинская премия.
• С 1973 по 1978 год было внедрено большое количество технических решений и тактических приемов, которые значительно расширили и улучшили тактико-технические характеристики, сделав систему «ИС» высокоэффективным оружием противокосмической обороны.
• В 1978 году К.А. Власко-Власову присваивается звание генерал-майора авиации.
• Еще в 1965 году перед КБ-1 поставлена задача разработки технических предложений по обоснованию принципиальной возможности и облику космической системы раннего обнаружения стартов баллистических ракет. Положительные результаты этих исследований позволили в 1972 году с полигона Плесецк произвести первый запуск экспериментального спутника «Космос-520», на борту которого были установлены два типа бортовой аппаратуры обнаружения (БАО) – телевизионного и теплопеленгационного.
• После длительной и серьезной подготовки средств 14 февраля 1991 года запущен первый КА «Космос-2133». КА вывелся на заданную орбиту и построил звездно-земную систему координат. В своем очерке «Фронт в космосе» К.А. Власко-Власов пишет:
«В дневное время освещенную Солнцем Землю испытатели увидели на экране. Все замерли от удивления. Как на привычной географической карте светилась восточная часть Африки, Красное море с проливами, Аравийский полуостров, Персидский залив, полуостров Индостан, остров Цейлон и почти весь Индийский океан. Никто не ожидал увидеть такую безукоризненную картинку морей, океанов, континентов с такой ясностью и четкостью».
• Испытания проводились в соответствии с утвержденной программой. В 1996 году указом Президента РФ система принята на вооружение. За создание системы УС-КМО группа специалистов промышленности и военнослужащих были награждены высокими государственными наградами. К.А. Власко-Власову присуждается Государственная премия РФ (1996).
• К.А. Власко-Власовым лично и в соавторстве с другими специалистами выполнено более 300 научных работ, сделано 18 изобретений. Многие его статьи опубликованы в научно-технических журналах – «Новости космонавтики», «Вопросы радиоэлектроники», «Фундаментальные и прикладные проблемы космонавтики».
• К.А. Власко-Власов – лауреат Сталинской премии (1953), Ленинской премии РФ (1972), Государственной премии РФ (1997), почетный член (академик) Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (1994), действительный член Международной академии информатизации (1994).
• Награжден: орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.
• Живет и работает в Москве.
/По материалам www.biograph.ru/