• Рост самолетного парка требовал неотложных мер по развитию авиасвязи. На вооружении авиации того времени были искровые тяжелые радиостанции образцов 1914 и 1915 годов английской радиотехнической фирмы «Маркони», смонтированные на двух-трех автомобилях или на лошадиной тяге.
• На вооружении имелись и легкие радиостанции, смонтированные в одной двуколке (диапазон 230 – 740 м, мощность 0,6 кВт, дальность до 60 км) и в шести упаковках, перевозимых в трех вьюках (диапазон 220 – 850 м, мощность 0,5 кВт, дальность до 50 км).
• Именно поэтому Совет Труда и Обороны 5 марта 1921 г. постановил: не изымать из авиационных отрядов автомобили, мотоциклы и велосипеды, так как в них этот транспорт используется не только для перевозки имущества отрядов, но и для связи.
• Чаще связь обеспечивалась с помощью радиостанций и детекторных приемников с лампами усилителей. На самолете имелся только радиопередатчик, и поэтому радиосвязь самолета с землей была односторонней.
• Первым отечественным длинноволновым самолетным радиопередатчиком стал АК-21, разработанный конструктором А.И. Коваленковым. Впервые в нашей стране 28 сентября 1921 г. с его помощью передана речь с самолета, принятая на наземном детекторном приемнике с усилителя 3ТЕР. Дальность радиосвязи составила 25 км, что явилось большой победой технической мысли в области отечественной авиационной радиотехники.
• В течение 1923 – 1927 годов Александр Иванович Коваленков преподавал и вел научную работу в нашей школе.
• Количественные и качественные недостатки обеспечения Воздушного Флота техникой связи осложнялись отсутствием достаточного числа хорошо подготовленных радиоспециалистов-эксплуатационников.
• Штатное расписание каждого авиаотряда (основная тактическая единица из шести самолетов) включало отделение радио- и проводной связи. В него входили: три радиотелеграфиста, девять телеграфистов и электромеханик, которые обслуживали и эксплуатировали две приемные и три передающие радиостанции.
• Начальный опыт работы отделений показал: такое количество радиоспециалистов не обеспечивает эффективного выполнения боевых задач.
• Решением Реввоенсовета республики утвержден новый штат радиотелеграфного отделения: три радиотелеграфиста на каждую радиостанцию, т.е. вместо имевшихся трех – 15 человек.
• Обеспечение ими авиачастей впервые в стране возлагалось на Высшую аэрофотограмметрическую школу. Из Управления Красного Воздушного Флота в ее адрес поступил приказ НШ КВФ № 661 1923 г. следующего содержания: «Открыть при Высшей военной аэрофотограмметрической школе курсы по подготовке радиоспециалистов». Это стало возможным благодаря инициативе основоположника советской радионавигации Н.А. Корбанского.
• Первый набор будущих радиоспециалистов был произведен в апреле 1923 г. 15 августа состоялся первый выпуск радионадсмотрщиков. Радиоотдел возглавил А.Ф. Кринчик, в этом же году назначенный начальником школы. Активную роль в организации учебного процесса по изучению радио сыграл Т.М. Артеменко.
• Первыми преподавателями отдела были А.К. Стручков, Г.И. Владимиров, А.В. Куниц, Л.Г. Калинин. Вскоре к ним присоединились А.Д. Алексеев, ставший Героем Советского Союза, и выпускники школы 1923 г. Н.А. Михайловский и И.Я. Танатар.
• Вспоминает один из основателей радиокурса Т.М. Артеменко:
«Помню, с каким восторгом я был встречен своими питомцами, когда в один из дней июня 1923 г. я доставил в школу два ламповых усилителя тех времен. Это была первая ламповая аппаратура, которую можно было показать курсантам. Ну, а когда к концу учебы мы обзавелись детекторными приемниками типа «РОБТиТ» (Русское общество беспроволочного телеграфа и телефона), предназначавшегося для установки на дирижаблях, и, сочетая этот приемник с одним из ламповых усилителей, смогли принимать опытные передачи радиостанции имени Коминтерна, то радости и, пожалуй, гордости нашей не было предела.
На выпускном вечере первые радионадсмотрщики продемонстрировали технику громкоговорящего приема перед общественностью и командованием школы. Громкоговоритель соорудили из головного телефона, прикрепленного к граммофонной трубе. Это устройство приспособили к нашей приемно-усилительной установке.
В назначенный час все чинно заняли места в зрительном зале, на сцене которого были мы со своей установкой. И вот началась передача. Все с затаенным дыханием слушали, как из граммофонной трубы еле-еле вырывались какие-то хрипы и трудно было понять слова, а затем запиликала скрипка. Как ни плоха и слаба была наша установка по слышимости, но по тому времени и она имела большой успех у слушателей.
Вот при каком оборудовании были подготовлены первые 35 человек – радиоспециалистов для строевых частей нашего Красного Воздушного Флота».
• Вечер выпускников 1923 г. прошел торжественно. В пригласительном билете говорилось: «Просим Вас пожаловать на Митинг – Концерт – Бал, устроенный в честь выпуска курсантов, имеющего быть в помещении клуба». Указывались дата и время начала праздничного мероприятия, а также его программа. Приглашение подписано начальником школы Кринчиком и военкомом школы Свердловым.